Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков самообслуживания
статья
Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков свмообслуживания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.83 КБ |
doklad.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков самообслуживания
В условиях школы-интерната процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью направлен на развитие и формирование социально адаптированных воспитанников. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся, с умственной отсталостью в области формирования навыков самообслуживания уделяется особое внимание. Это связано с тем, что уровень развития навыков самообслуживания в значительной степени определяет качество жизни ребенка и его успешную социальную адаптацию.
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно.
Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причины могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.
В течение всего воспитательного процесса проводится работа по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых воспитатель сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
Для школьников с умственной отсталостью характерна общая неразвитость моторики, нарушение координации, сложности в овладении навыками самообслуживания, поэтому коррекционно-педагогическая работа по формированию этих навыков должна проводиться на основе специально подобранных упражнений, которые необходимо применять индивидуально. Не менее важным является и формирование у учащихся с умственной отсталостью навыков общения. В процессе обучения они должны овладеть необходимыми навыками и умениями, чтобы общаться с окружающими. Младшие школьники с умственной отсталостью имеют определенные сложности в формировании социально-бытовых навыков. Это обусловлено их психолого-педагогическими характеристиками, так как у них не сформированы такие компоненты, как умение устанавливать связь между коммуникативным намерением и вербальным и невербальным поведением; знание правил речевого этикета, необходимых для успешного общения с любым собеседником; умение применять знания по основам социально- бытовой ориентировки к конкретной ситуации общения. В то же время у данной категории учащихся наблюдается повышенная впечатлительность, эмоциональная ранимость, тревожность и мнительность. Они испытывают потребность в помощи со стороны взрослых, в постоянном руководстве их действиями и поступках. Данные проблемы обуславливают необходимость целенаправленной, систематической работы по формированию социально-бытовых навыков.
Младшим школьника необходимо постоянно напоминать о том, когда и как нужно садиться за стол, им же требуется напоминать о том, что нужно проситься в туалет. Аналогичным образом складывается ситуация вокруг действия по уборке вещей в шкаф. Для того чтобы дети мыли руки и делали это правильно, а после мытья рук вытирали их полотенцем и закрывали краны, необходимы постоянные напоминания взрослого. То же самое относится к вытиранию рта салфеткой во время и после приема пищи, а также к уборке посуды со стола и задвиганию стула под стол. В ходе обучения у умственно отсталых детей формируются навыки выполнения основных гигиенических процедур; они овладевают навыками повседневного ухода за зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды); выполняют комплекс утренней зарядки. По просьбе взрослого дети могут показать расположение позвоночника и сердца; выполнить элементарные дыхательные упражнения; перечислить полезные для здоровья человека продукты питания; рассказать о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.
Привитие и закрепление того или иного навыка проводится в ходе упражнений и ролевых игр. Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В группе есть дети-инвалиды. Занятия по социальной адаптации, которые я провожу сопровождаются релаксационными упражнениями (упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения); коррекционно-развивающими занятиями; на которых у воспитанников формируются и закрепляются умения и навыки самообслуживания.
Самообслуживание детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребёнка. Программа по привитию, формированию и отработке навыков самообслуживания, культуры воспитания, социализации воспитанников рассчитана на 9 лет обучения в школе-интернате.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Поэтому вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Предварительный просмотр:
Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков самообслуживания
В условиях школы-интерната процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью направлен на развитие и формирование социально адаптированных воспитанников. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся, с умственной отсталостью в области формирования навыков самообслуживания уделяется особое внимание. Это связано с тем, что уровень развития навыков самообслуживания в значительной степени определяет качество жизни ребенка и его успешную социальную адаптацию.
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно.
Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причины могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.
В течение всего воспитательного процесса проводится работа по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых воспитатель сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
Для школьников с умственной отсталостью характерна общая неразвитость моторики, нарушение координации, сложности в овладении навыками самообслуживания, поэтому коррекционно-педагогическая работа по формированию этих навыков должна проводиться на основе специально подобранных упражнений, которые необходимо применять индивидуально. Не менее важным является и формирование у учащихся с умственной отсталостью навыков общения. В процессе обучения они должны овладеть необходимыми навыками и умениями, чтобы общаться с окружающими. Младшие школьники с умственной отсталостью имеют определенные сложности в формировании социально-бытовых навыков. Это обусловлено их психолого-педагогическими характеристиками, так как у них не сформированы такие компоненты, как умение устанавливать связь между коммуникативным намерением и вербальным и невербальным поведением; знание правил речевого этикета, необходимых для успешного общения с любым собеседником; умение применять знания по основам социально- бытовой ориентировки к конкретной ситуации общения. В то же время у данной категории учащихся наблюдается повышенная впечатлительность, эмоциональная ранимость, тревожность и мнительность. Они испытывают потребность в помощи со стороны взрослых, в постоянном руководстве их действиями и поступках. Данные проблемы обуславливают необходимость целенаправленной, систематической работы по формированию социально-бытовых навыков.
Младшим школьника необходимо постоянно напоминать о том, когда и как нужно садиться за стол, им же требуется напоминать о том, что нужно проситься в туалет. Аналогичным образом складывается ситуация вокруг действия по уборке вещей в шкаф. Для того чтобы дети мыли руки и делали это правильно, а после мытья рук вытирали их полотенцем и закрывали краны, необходимы постоянные напоминания взрослого. То же самое относится к вытиранию рта салфеткой во время и после приема пищи, а также к уборке посуды со стола и задвиганию стула под стол. В ходе обучения у умственно отсталых детей формируются навыки выполнения основных гигиенических процедур; они овладевают навыками повседневного ухода за зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды); выполняют комплекс утренней зарядки. По просьбе взрослого дети могут показать расположение позвоночника и сердца; выполнить элементарные дыхательные упражнения; перечислить полезные для здоровья человека продукты питания; рассказать о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.
Привитие и закрепление того или иного навыка проводится в ходе упражнений и ролевых игр. Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В группе есть дети-инвалиды. Занятия по социальной адаптации, которые я провожу сопровождаются релаксационными упражнениями (упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения); коррекционно-развивающими занятиями; на которых у воспитанников формируются и закрепляются умения и навыки самообслуживания.
Самообслуживание детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребёнка. Программа по привитию, формированию и отработке навыков самообслуживания, культуры воспитания, социализации воспитанников рассчитана на 9 лет обучения в школе-интернате.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Поэтому вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»
Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»
Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Правила культурного поведения за столом. Моделирование реальных ситуаций»
Цели: добиваться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом....
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»
Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...
Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и формирование его способностей и навыков.
Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе ...