Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Правила культурного поведения за столом. Моделирование реальных ситуаций»
план-конспект урока (8 класс) на тему
Цели: добиваться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока хозяйственно-бытового труда в 8 классе (ГУО).
Тема Продукты питания. Значение питания для жизни людей.
Задачи:
- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;
- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о том, что если хочешь быть здоровым, надо есть полезные продукты;
- корригировать рече-мыслительную деятельность;
- воспитывать бережливость, желание быть здоровым.
Оборудование:
Загадки, предметные картинки с изображением разных продуктов питания, тетради, таблички «растительная пища» и «животная пища».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Какие темы мы уже изучили?
- Правильно, ребята, выполнение правил личной гигиены и правильный уход за одеждой очень важны для человека, его здоровья. Но огромное значение для человека, его здоровья имеет питание. Тема нашего урока «Продукты питания. Значение питания для жизни людей».
Запишите тему урока в тетради.
III. Изложение нового материала.
- Проблемный вопрос.
– Для чего человеку необходимо питаться?
- Рассказ учителя.
- Огромное значение для жизни человека имеет питание. Без пищи человек не может жить. Если человек не ест в течение некоторого времени, он становится слабым. Пища поддерживает жизнь. Она дает нам силы для работы. Пища делает человека здоровым, бодрым.
Детям пища нужна для роста. С каждым годом ребенок растет, становится выше ростом, расширяется его грудная клетка, крепнут мышцы, растут ногти, волосы. Для того, чтобы ребенок рос, он должен есть.
- Какие продукты питания вы знаете? (Хлеб, мясо, овощи, фрукты..)
Мы едим несколько раз в день и пища наша должна быть питательна и разнообразна.
Основные продукты питания – хлеб, различные крупы, макаронные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, мясо, рыба, яица, овощи и фрукты. Из молока приготавливают творог, сметану, сыр, кефир. Все эти продукты нужны для питания человека.
Все продукты питания делятся на:
- мясные,
- рыбные,
- молочные,
- яичные,
- хлебобулочные,
- плодово-овощные.
Мясо, молоко, яица нам дают животные. Мясо, молоко, творог, сыр, яица – это животная пища.
Еще мы едим хлеб, разные каши, картофель, овощи, фрукты, ягоды – это растительная пища.
- Работа в тетрадях.
Запишите в тетради…
1.Основные продукты питания: хлеб, молоко, мясо, рыба, яйца, овощи, фрукты.
2.Растительная пища: хлеб, овощи, ягоды, фрукты, крупы, сахар, масло растительное.
3.Животная пища: мясо, рыба, масло сливочное, яица, молоко, сметана…
4. Продукты питания делятся на:
- мясные,
- рыбные,
- молочные,
- яичные,
- хлебобулочные,
- плодово-овощные.
- Беседа о правильном питании.
-Правильное питание имеет огромное значение
для жизни человека.
Пища – это строительный материал для нашего тела. Новорожденный весит 4 кг. Вес взрослого человека 65-70 кг. Растет человек за счет пищи. От питания зависит здоровье человека. Если же человек заболел, тот правильное питание поможет ему скорее выздороветь. Правильное питание задерживает наступление старости. На работу человек в течение дня расходуе5т свои силы. Иначе говорят: «Человек расходует энергию». Даже когда человек спит, отдыхает, энергия нужна для работы сердца, легких, желудка. Энергию человеку дает пища.
В состав пищевых продуктов входят различные питательные вещества: белки, жиры, сахар, крахмал. Кроме того, организму нужны вода, минеральные соли, витамины. Как же нужно питаться?
Во-первых, пища должна быть разнообразной и питательной. На день человеку нужны разнообразные продукты: мясо, масло, молоко, сахар, овощи, фрукты. Нельзя весь день кушать только один хлеб, одни конфеты или мясо. Норма и виды продуктов зависят от возраста человека. Маленькому человеку требуется продуктов меньше, чем школьнику или взрослому.
Детям обязательно нужно молоко не менее 2-х стаканов в день. Молоко укрепляет кости и зубы. Для детей полезны помидоры, редис, зеленый лук и т.д. овощи вызывают аппетит. Пожилым людям более полезна растительная пища.
Для того, чтобы пища приносила человеку пользу, ее надо принимать, соблюдая режим питания. Соблюдать режим питания – значит принимать пищу в строго установленное время. Например, завтрак должен быть в 8 часов утра, обед – в час дня, полдник – в 4 часа, а ужин- в 7 ч. Организм человека привыкает к правильному режиму. Если изменить этот режим, то аппетит портится, а иногда совсем пропадает. Взрослые люди кушают три раза в день, а дети должны питать 4 раза в день. У нас в школе-интернате режим питания соблюдается и кормят вас 4 раза в день. Подумайте, ребята, какая это трудоемкая и кропотливая работа- накормить всю школу 4 раза. Труд работников столовой надо уважать!
- Работа в тетрадях.
Значение питания для человека:
- Дает силы для жизни и работы.
- Делает человека здоровым, бодрым.
- Детям пища необходима для роста.
- Пища необходима человеку для жизни.
- Игра «Найди лишний продукт»
- Я называю ряд продуктов, а вы находите среди них лишний:
- Апельсин, банан, яблоко, колбаса, киви.
- Молоко, творог, кефир, пирожное, сыр.
- Морковь, хлеб, чипсы, котлета, щи.
- Варенье, печенье, чай, макароны, сгущёнка.
- Объясните, по какому принципу вы отбирали слова.
- Рассказ учителя «Чего не следует есть много» (дополнительно, если осталось время на уроке).
IV. Обобщение по теме урока.
- Для чего человеку необходима питаться?
- Назовите основные продукты питания.
- При ведите примеры растительной/ животной пищи.
V. Итог урока.
- Я думаю, что теперь вы будете следить за свои здоровьем еще больше, т.к. начнете правильно питаться и употреблять в пищу только полезные продукты. А дом.задание для вас – рассказать своим друзьям и родственникам о полезных и вредных продуктах.
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ЕСТЬ МНОГО.
Эти продукты распространены очень широко, без них не мыслит жизни ни один человек. И все же, если вы стали приверженцем здорового, правильного питания, то от нижеперечисленных продуктов следует отказаться.
СОЛЬ.
В идеальном питании соль почти не употребляется, а также сводятся к минимуму соленые огурцы, помидоры, грибы, рыба и т.п., исключая хрустящий картофель, соленые крекеты, некоторые сыры и другие пересоленные продукты. Квашеная капуста с минимумом соли допускается, когда нет других источников витаминов.
САХАР.
Сахар и все продукты, куда он входит: кондитерские изделия, варенья, джемы, компоты, мороженое, подслащенные соки и др. в принципе, травяной чай с сахаром или с вареньем в качестве отдельной еды иногда можно позволить, но в сочетании с другой пищей сладкое решительно противопоказано. Съеденный с крахмалами или белками, сахар вызывает гнилостное брожение, с фруктами- он закисляет кровь.
Заготовки из ягод с сахаром значительно менее вредны, чем просто сахар. Дело в том, что при хранении ферменты ягод и фруктов переводят часть сахара во фруктозу, к тому же подобные смеси содержат немало витаминов.
МАРГАРИН.
Если здоровье не безразлично, то употребление их следует ограничить, т.к. они повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу сердца, способствуют развитию сосудистых заболеваний.
КОНСЕРВЫ.
Это мертвые продукты. Мясные или рыбные консервы к тому же перенасыщены солью и консервантами. Овощные к5онсервы вполне съедобны, приемлемы также фруктовые и овощные пюре для детского питания. Но годятся они лишь на крайний случай, когда невозможно найти ничего свежего. Итак, большинство консервов- продукты особой вредности.
МЯСОПРОДУКТЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ.
К ним относятся все колбасы, а также копченая рыба, ветчина, копченая грудинка. Пожалуй, многие согласятся, что вареную колбасу сегодня трудно даже назвать продуктом. Сосиски по качеству чуть лучше, но и они не могут служить сносной пищей. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительныи и выделительным органам и очень сильно закисляют кровь.
ЖАРЕНЫЕ ПРОДУКТЫ.
При жарении образуются ядовитые и канцерогенные вещества (особенно когда жир со сковородки пускают в ход по нескольку раз). Много ядовитых соединений получается и при нагревании всех растительных масел, кроме кукурузного. Если в виде исключения все же приходится что-нибудь обжаривать, то лучше это делать только на топленом масле. Румяные корочкри, такие аппетитные и вкусные, чрезвычайно трудно усваиваются и способствуют гастритам, язвам, заболеваниям печени и почек.
СПЕЦИИ.
Уксус, перец, томатные соусы, горчица, маринады и другие острые или кислые приправы. Эти продукты призваны улучшить вкус блюд.
Да, они прекрасно справляются с поставленной задачей, но при этом сильно раздражают пищеварительные и выделительные органы, мешают их нормальной работе. Такие раздражители допустимо употреблять лишь в очень маленьких дозах и , разумеется, не постоянно.
ВЯЛЫЕ, НЕСВЕЖИЕ ОВОЩИ.
Они не только не полезны, но даже могут вызвать отравление. То же относится и ко вчерашним салатам. Приготовленный салат уже через полчаса теряет половину своей ценности. Более того, в нем начинают усиленно развиваться микроорганизмы, особенно если заправлять сметаной или майонезом. Поэтому никогда не готовьте впрок пятилитровую кастрюлю салата, лучше приготовить добавки, чем черпать из кастрюли вредноносную смесь.
МАЙОНЕЗ.
Продукт средней категории «вредности». В не м много жира, натрия и холестерина.
ПОВТОРНО РАЗОГРЕТАЯ ИЛИ НЕСВЕЖАЯ ПИЩА.
При повторном разогреве теряются также почти все ценные вещества. Отстаются калории и продукты бактериальной деятельности (ведь микробы развиваются даже в холодильнике, хотя и гораздо медленнее, чем при комнатной температуре).
СУХОФРУКТЫ, ОБРАБОТАННЫЕ КОНСЕРВАНТАМИ И ОТБЕЛИВАТЕЛЯМИ.
Диетологи не рекомендуют сухофрукты, обработанные раствором сернистой кислоты или сернистым газом. А по технологии подобной обработке у нас подвергаются яблоки, груши и большую часть абрикосов. Курага без вредных добавок имеет более темный, почти коричневый, до бурого, цвет обработанные сухофрукты желательно замачивать на несколько минут в чуть теплой воде, тогда большая часть двуокиси серы перейдет в раствор.
ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ.
Врачи уже доказали прямую связь между шипучими напитками и ожирение. Это происходит из-за содержания сахара, который легко усваивается. По той же причине нарушается и зубная эмаль. Углекислый газ, который придает напитку «пузырчатость», вызывает нарушения в работе желудка и печени. И боли в животе напомнят о себе очень скоро. Есть и еще один недуг, который подарит тебе любовь к шипучим напиткам – хрупкость костей. Однажды безобидное падение или обычный соскок со ступеньки могут обернуться переломом. И это не полный перечень заболеваний, которыми наградит тебя любимая газировка.
«Единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не любишь, пить то, что не нравится, и делать то, чего не хочется делать»
Марк Твен
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА В 8 КЛАССЕ (ГУО)
ТЕМА.ПРАВИЛА КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ.
Цели: добиваться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.
Форма проведения: занятие-практикум.
Ход занятия
1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.
Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.
…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго…
– Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)
О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
2. Формулирование правил поведения за столом.
– Приглашаю вас на «учебный чай».
– Садитесь за стол. Стоп!
П р а в и л а
№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.
№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).
№ 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».
№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.
№ 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.
№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.
– Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)
Учитель. Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:
Совет 2.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
– Почему так не надо вести себя за столом?
– Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)
3. Игра «Мозговой штурм».
1) Выбери верный вариант ответа.
– Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:
а) спрятать под стол;
б) положить на стол, как на парту;
в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?
2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:
а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;
б) задвинуть стул;
в) убрать на мойку посуду;
г) поблагодарить работников столовой.
3) Выбери верный вариант ответа.
Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:
а) вилкой;
б) руками через весь стол;
в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?
4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.
Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.
…Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в 11 утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» – Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»
И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.
– Уже пора? – вежливо спросил Кролик.
Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…
В о п р о с ы для анализа текста:
– Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?
– В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?
– Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?
5. Обобщение.
Слово учителя. Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»
Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»
Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»
Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта...
Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд и формирование навыков самообслуживания"
Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...
конспект урока по сельскохозяйственному труду коррекционной школы 8 вида 8 класса по теме "Содержание и кормление КРС"
Обобщающий урок по содержанию и кормлению КРС, направленный на закрепление и обобщение полученных знаний, формирующий практические умения по уходу за КРС....
Конспект урока хозяйственно-бытового труда на тему "Чай. Заваривание чая" в 8 классе
Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду в 8 классе для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью....