Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и формирование его способностей и навыков.
статья на тему

Чечельницкая Светлана Владимировна

 Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это  обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья,  воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zozh_chechelnitskaya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Республиканский детский эколого-биологический центр

Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и

формирование его способностей и навыков.

Выступление на педсовете

Составитель:

                                               Чечельницкая Светлана Владимировна,

                                              педагог дополнительного образования

Владикавказ, 2015 год.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую  деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя  рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

 Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни - это  обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья,  воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

В процессе формирования привычки к здоровому образу жизни, ознакомления дошкольников с человеческим организмом и основами безопасности жизнедеятельности решаются следующие задачи:

 - сформировать у детей адекватные представления об организме человека;

 - создать у ребёнка целостное представление о своём теле;

 - научить «слушать» и «слышать» свой организм;

 - помочь осознать ценность своей жизни и жизни другого человека;

 - формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

 - привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

 - развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро-и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

 - формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение;

 - научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;

 Детям в беседах предлагаются следующие темы:

 Что такое здоровье?

 Сохрани своё здоровье сам.

 Будь осторожен.

 Система органов чувств человека.

 Микробы.

 Доброму все друзья.

 Дорога к доброму здоровью.

 Карта человеческого тела.

 Спорт – это здоровье.

 Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших  детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация  внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на  основе формирования традиций. Создание традиций  - это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое  и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и  привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

 Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух

 компонентов. Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности  жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам  личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха,  предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего  зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание.

 Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня:  гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

 Вся деятельность по сохранению ЗОЖ состоит из трех блоков:

      I. Коррекционно-воспитательная деятельность.

      II. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

      III. Программа занятий «Познай себя».

 Коррекционно-воспитательная деятельность:

1) Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительной и познавательной экскурсии после обеда.

2) Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в  движении: на территории школьного двора оборудованы баскетбольная и  волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле.  Для физкультурных занятий приобретены мячи, прыгалки. Накопленный  дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу. Все подручные предметы могут быть использованы в активной игровой деятельности. Снежки, желуди, шишки могут стать инвентарем для разнообразных подвижных игр на воздухе.

 3) Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего

      состояния является физкультминутки, они проводятся во время

самоподготовки, теоретической и практической части занятия.

 4) Коррекционные паузы проводятся в течение всего занятия для снижения утомляемости, привлечения внимания, организации порядка.  Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

 5) Профилактика нарушений осанки – на занятии периодически проходят физкультминутки с учетом коррекции осанки и внимания ребенка. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности  выполнения действий. Основная цель зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.

 6) Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной

 активности на прогулке.

 7) Использование массажа в коррекционной работе:

 а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные  точки (проводится специалистом).

 б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

 в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев  рук, а так же развить их подвижность и гибкость.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность:

 основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.

  Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма,  нормального физического и психологического развития. Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка.  Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной  работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и  утомляемость, улучшают самочувствие детей .Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как  выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

 Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной  гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью  рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо  придерживаться следующих правил:

      *системность, постепенность и последовательность мероприятий,

      *учет психо-эмоционального состояния ребенка,

      *соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

      *согласованность действий и требований взрослых,

      *пример окружающих,

      *обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических

      навыков.

  Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить

 детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

 Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является экскурсия. Основная цель - оздоровительная, а важнейшая  из задач - формирование ЗОЖ.

  Совместная деятельность на природе способствует не только физическому

развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

  Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной,

недостаточно лишь создать необходимые условия для  коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле -

здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на  изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности  жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков  по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости  культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.

  Всё предлагаемое ребёнку содержание занятий и игр должно быть направлено на привлечение его внимания к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, понимание зависимости между состоянием организма и жизнью человека.

 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;

приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
          воспитывающие ситуации  применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;

тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

круглый стол, данные формы применяются  для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.

Обучение в группе означает, что дети учатся. Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение; говорить и слушать, принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение класса;

повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.

Упражнения – энергизаторы.

            Группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.

Метод проектов:

Исследовательские проекты - организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.

Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.

 Методы стимулирования поведения и деятельности ЗОЖ помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся, которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.

Литература:

 1. В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». СПб; ООО Издательство «Детство-пресс» 2010 г.

 2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» ТЦ «Сфера» Москва 2010г.

 3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» «Школьная пресса» Москва 2009г.

 4. О. И. Юдина «Учебник здоровья»

Методы и формы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Выступление на тему: «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни»

В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования.  На практике этот принцип может быть воплощен только у...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, бодрым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, бодрым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разраб...