"Познакомились с новым звуком!"
учебно-методический материал

Михайлова Светлана Александровна

Краткая информация для родителей и воспитателей о звуке, его характеристике, обозначении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomilis_so_zvukom.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

    Со звуком  «К»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  не тянется,  не поется, во рту есть преграда – язык)

Может звучать твердо «К» и мягко «Кь»

 Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос  не звучит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( Рот открыт, губы в  легкой  улыбке, зубы разомкнуты, язычок превратился в горочку в глубине рта, поднимается и упирается в мягкое небо,  и преграждает воздуху путь, получается взрыв. Звук похож, как будто капельки капают и стучат по крыше)

Как мы его обозначаем?

      Твердый -

Мягкий   -

Мы познакомились!

Со звуком  «З»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы)

Может звучать твердо  «З» и мягко «Зь»

 Звонкий. Почему?

( когда мы его говорим, голос звучит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы в  улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, в язычке желобок, по которому идет воздух  холодной струйкой. Звук похож, как будто комар звенит)

Как мы его обозначаем?

      Твердый -

Мягкий   -

    Со звуком  «С»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы)

Может звучать твердо  «С» и мягко «Сь»

 Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы в  улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, в язычке желобок, по которому идет воздух  холодной струйкой. Звук похож, как будто водичка бежит из крана)

Как мы его обозначаем?

      Твердый –

Мягкий   -

Учимся

Различать звуки

С-З

Какие они?

Гласные или согласные?

Чем отличаются?

(только тем, что С-глухой, а З- звонкий)

Чем похожи?

(положение языка, губ одинаковое и обозначаются одинаково)

Учимся

Различать звуки

С-Ш

Какие они?

Гласные или согласные?

Чем отличаются?

(положением языка, губ:  звук С может звучать твердо и мягко, а звук  Ш - всегдатвердый)

Чем похожи?

( тем, что С- Ш-глухие)

Со звуком  «Ц»

Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  не тянется,  не поется, во рту есть преграда – зубы)

ОН звучит  только твердо!

Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы в  улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается, воздух  толчкообразной струйкой идет на передние

зубы)

Как мы его обозначаем?

      Твердый -

    Со звуком  «Ш»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы,

язык)

Он звучит всегда твердо  «Ш» !

 Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы «рупором», зубы стоят «заборчиком», язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам  воздух идет  теплой рассеянной струйкой по середине языка. Звук похож, на шипение змеи, поэтому его называют шипящим.)

Как мы его обозначаем?

      Твердый -

Со звуком  «Ж»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы,

язык)

Он звучит всегда твердо  «ж» !

 Звонкий. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы «рупором», зубы стоят «заборчиком», язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам  воздух идет  теплой рассеянной струйкой по середине языка. Звук похож, на жужжание пчелы, поэтому его называют жужжащим.)

Как мы его обозначаем?

      Твердый -

Со звуком  «Ч»

Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы,

язык)

Он звучит всегда мягко  «ч» !

Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы «рупором», зубы обнажены, между ними расстояние 2-5 мм, язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам  воздух идет   теплой толчкообразной струйкой  на кончик  языка.)

Как мы его обозначаем?

      Мягкий -

    Со звуком  «Р»

           Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – язык)

Он звучит всегда твердо и мягко  «р,рь» !

 Звонкий. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы в легкой улыбке, расстояние между ними 8-10мм, кончик языка  напряжен поднимается вверх и вибрирует у альвеол, края его прижаты к  верхним коренным зубам,  воздух идет  сильной струйкой на  кончик языка.)

Как мы его обозначаем?

      Твердый –

      Мягкий -

Со звуком  «Щ»

Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  тянется,  но не поется, во рту есть преграда – зубы,

язык)

Он звучит всегда мягко  «щ» !

 Глухой. Почему?

( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы «рупором», зубы сближены и обнажены, кончик языка поднимается вверх и напряжен, струя  воздуха идет  сильной струйкой на кончик языка.)

Как мы его обозначаем?

      Мягкий -

Мы познакомились!

Со звуком  «Д»

Какой он?

Он согласный. Почему?

(он  не тянется,   не поется, во рту есть преграда –

язык)

Он может звучать твердо и мягко «д.дь»

 звонкий. Почему?

( когда мы его говорим, голос звучит, потрогай горло)

Как мы его произносим?

( губы  в легкой улыбке, зубы сближены и обнажены, кончик языка поднимается вверх и стучит, как «молоточек», струе  воздуха  преграждает путь язык (она взрывная )

Как мы его обозначаем?

      Мягкий –

      Твердый-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.

Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено  4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...

Этап урока: знакомство с новым звуком [d] во 2-м классе

Распространенный способ знакомства с новыми звуками в школе - использование иммитации с персонификацией и последующей стилизацией ( предложение образа и и последующее упрощение). Данный фрагмент урока...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

Методика ознакомления и тренировка нового звука (2 класс)

ознакомление учащихся с произношением нового звука...