"Познакомились с новым звуком!"
учебно-методический материал
Краткая информация для родителей и воспитателей о звуке, его характеристике, обозначении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznakomilis_so_zvukom.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Со звуком «К»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он не тянется, не поется, во рту есть преграда – язык)
Может звучать твердо «К» и мягко «Кь»
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос не звучит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( Рот открыт, губы в легкой улыбке, зубы разомкнуты, язычок превратился в горочку в глубине рта, поднимается и упирается в мягкое небо, и преграждает воздуху путь, получается взрыв. Звук похож, как будто капельки капают и стучат по крыше)
Как мы его обозначаем?
Твердый -
Мягкий -
Мы познакомились!
Со звуком «З»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы)
Может звучать твердо «З» и мягко «Зь»
Звонкий. Почему?
( когда мы его говорим, голос звучит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы в улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, в язычке желобок, по которому идет воздух холодной струйкой. Звук похож, как будто комар звенит)
Как мы его обозначаем?
Твердый -
Мягкий -
Со звуком «С»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы)
Может звучать твердо «С» и мягко «Сь»
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы в улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, в язычке желобок, по которому идет воздух холодной струйкой. Звук похож, как будто водичка бежит из крана)
Как мы его обозначаем?
Твердый –
Мягкий -
Учимся
Различать звуки
С-З
Какие они?
Гласные или согласные?
Чем отличаются?
(только тем, что С-глухой, а З- звонкий)
Чем похожи?
(положение языка, губ одинаковое и обозначаются одинаково)
Учимся
Различать звуки
С-Ш
Какие они?
Гласные или согласные?
Чем отличаются?
(положением языка, губ: звук С может звучать твердо и мягко, а звук Ш - всегдатвердый)
Чем похожи?
( тем, что С- Ш-глухие)
Со звуком «Ц»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он не тянется, не поется, во рту есть преграда – зубы)
ОН звучит только твердо!
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы в улыбке, зубы стоят «заборчиком», язычок маленькой горочкой упирается в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается, воздух толчкообразной струйкой идет на передние
зубы)
Как мы его обозначаем?
Твердый -
Со звуком «Ш»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы,
язык)
Он звучит всегда твердо «Ш» !
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы «рупором», зубы стоят «заборчиком», язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам воздух идет теплой рассеянной струйкой по середине языка. Звук похож, на шипение змеи, поэтому его называют шипящим.)
Как мы его обозначаем?
Твердый -
Со звуком «Ж»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы,
язык)
Он звучит всегда твердо «ж» !
Звонкий. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы «рупором», зубы стоят «заборчиком», язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам воздух идет теплой рассеянной струйкой по середине языка. Звук похож, на жужжание пчелы, поэтому его называют жужжащим.)
Как мы его обозначаем?
Твердый -
Со звуком «Ч»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы,
язык)
Он звучит всегда мягко «ч» !
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы «рупором», зубы обнажены, между ними расстояние 2-5 мм, язычок превращается в «чашечку» поднимается вверх, края его прижаты к коренным зубам воздух идет теплой толчкообразной струйкой на кончик языка.)
Как мы его обозначаем?
Мягкий -
Со звуком «Р»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – язык)
Он звучит всегда твердо и мягко «р,рь» !
Звонкий. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы в легкой улыбке, расстояние между ними 8-10мм, кончик языка напряжен поднимается вверх и вибрирует у альвеол, края его прижаты к верхним коренным зубам, воздух идет сильной струйкой на кончик языка.)
Как мы его обозначаем?
Твердый –
Мягкий -
Со звуком «Щ»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он тянется, но не поется, во рту есть преграда – зубы,
язык)
Он звучит всегда мягко «щ» !
Глухой. Почему?
( когда мы его говорим, голос молчит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы «рупором», зубы сближены и обнажены, кончик языка поднимается вверх и напряжен, струя воздуха идет сильной струйкой на кончик языка.)
Как мы его обозначаем?
Мягкий -
Мы познакомились!
Со звуком «Д»
Какой он?
Он согласный. Почему?
(он не тянется, не поется, во рту есть преграда –
язык)
Он может звучать твердо и мягко «д.дь»
звонкий. Почему?
( когда мы его говорим, голос звучит, потрогай горло)
Как мы его произносим?
( губы в легкой улыбке, зубы сближены и обнажены, кончик языка поднимается вверх и стучит, как «молоточек», струе воздуха преграждает путь язык (она взрывная )
Как мы его обозначаем?
Мягкий –
Твердый-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.
Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено 4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...
Этап урока: знакомство с новым звуком [d] во 2-м классе
Распространенный способ знакомства с новыми звуками в школе - использование иммитации с персонификацией и последующей стилизацией ( предложение образа и и последующее упрощение). Данный фрагмент урока...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".
Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...
План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)
Вид урока: беседа и самостоятельная работа. Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый. Цели урока:...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием новых информационных технологий «Путешествие в поисках клада». Звук «Р» (для детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет)
Автоматизация звука в связной речи...
Методика ознакомления и тренировка нового звука (2 класс)
ознакомление учащихся с произношением нового звука...
- Мне нравится (1)