Рабочая программа по информатике 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Бекетова Галина Петровна

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по информатике  7-9 класс, для детей с интеллектуальными нарушениями, разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами.

Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для 7-9 классов:

  1. Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой
  2. Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020».
  3. Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости).
  4. Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по информатике  7-9 класс разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254

  • Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального и основного общего образования (протокол от 17.09.2020 № 3/20).

  • Постановление правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

  • Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. №17-235-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  •  Устава школы;
  • Годового календарного графика

Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для 7-9 классов:

  1. Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой
  2. Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020».
  3. Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости).
  4. Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.

       Предмет «информатика» изучается в 7, 8, 9 классах. Согласно учебному плану школы, на изучение информатики при индивидуальном обучении в 7,8,9 классах  отводится  по 0,5 часа в неделю (17 часов). 

  Базисный учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102 часа на курс

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.

 Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
  • выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
  • выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
  • пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).

               Достаточный уровень:

  • представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
  • выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
  • выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
  • пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
  • пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
  • запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

 

Содержание учебного предмета

7 класс

     Введение.  Техника безопасности. (2ч)

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

История развития вычислительной техники. (1ч)

Устройство компьютера(10ч)

 Информация. Компьютер -   универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром.   Буква, значок, цифра.   Устройства ввода информации.    Устройства вывода информации.

Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта.  Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера.

Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10ч)

 Создание таблицы в текстовом документе.

Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.  Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.

Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel (11ч)

Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.

Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы   Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы   Excel.  Решение задач в Excel.  Решение примеров на все действия в программе Excel.

Повторение (1 час)

8 класс

  Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). 

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии

Устройство компьютера(4ч).

Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство -  принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.

Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор Excel (14 ч).

Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.

Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14ч).

Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint.  Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.

9 класс

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работа  с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2 «Форматирование диска».

Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

2. Обработка текстовой информации (9 часов)

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

3. Обработка графической информации (7 часов)

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 13 «Анимация».

4. Коммуникационные технологии (7 часов)

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».

Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».

  1. Повторение (1 час)

Тематическое планирование с определением основных видов

 учебной деятельности обучающихся

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

28

24

4

2

Обработка текстовой информации

19

4

15

3

Обработка графической информации

7

2

5

4

Обработка числовой информации в электронных таблицах

25

5

20

5

Обработка мультимедийной информации.

14

4

10

6

Коммуникационные технологии

7

7

4

7

Повторение

2

2

Итого:

102

41

61

Календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе

(34 ч, 1 ч в неделю)

Тема урока

Дата

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(13 ч)

Техника безопасности при работе на ПК.  

Информация., современные компьютерные технологии

История развития вычислительной техники.

Информация. Компьютер -   универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации.

Работа с клавиатурным тренажёром.   Буква, значок, цифра.  

Устройства ввода информации.

Устройства  вывода  информации.

Системный блок. Назначение блока

Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта.  

Память ПК: внутренняя и внешняя

Назначение памяти и ее виды.

Флэш-память.

Оперативная и долговременная память компьютера.

Обработка текстовой информации (10 ч)

Создание таблицы в текстовом документе.

Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №1

Панель меню, вкладка Вставка.

Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе.

Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе.

Параметры таблицы. Практическая работа №2 Заполнение ячеек таблицы.

Вкладка Конструктор.

Вкладка Макет.

Практическая работа № 3. Корректировка созданной таблицы.

Практическая работа №3. Корректировка созданной таблицы.

Обработка числовой информации в электронных таблицах.

Знакомство с Excel

Практическая работа № Окно программы Excel

Лист, книга в программе  Excel.

Ячейки. Практическая работа № 4. Перемещение от одной ячейки к другой.

Диаграмма. Практическая работа № 5. Создание диаграммы.

Практическая работа №6. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных.

Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №7  Построение графиков.

Практическая работа №8. Действие сложение с помощью программы   Excel.

Практическая работа №9.  Решение примеров на сложение многозначных чисел.

Вычитание, умножение, деление с помощью программы   Excel.  Практическая работа №10.  Решение задач в Excel.  

Практическая работа №11. Решение примеров на все действия в программе Excel.

Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе

Тема урока

Дата

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (6ч)

Техника безопасности при работе на ПК

Информация., современные компьютерные технологии

Периферийное устройство  - сканер.

Практическая работа №1Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл.

Периферийное устройство -  принтер.

Практическая работа №2. Распечатка рисунка, небольшого текста.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (14 ч)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

Практическая работа №3. Действия: сложение и вычитание в программе Excel.

Составление и решение практических задач. Практическая работа №4.  Решение примеров.

Действия умножение  и деление в программе Excel.

Практическая работа №5 Решение практических задач и примеров.

Встроенные функции.

Встроенные функции. Практическая работа №6 Нахождение минимума, максимума, среднего арифметического

Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и  убывания

Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в алфавитном порядке.

Диаграммы в  программе  Excel.

Практическая работа №8. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.

Практическая работа №9. Графики в программе  Excel.

Добавление изображения в документ  Excel.

Практическая работа №10 Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.

Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (13ч).

Технология мультимедиа.

Компьютерные презентации

Запуск программы PowerPoint.

Слайды. Практическая работа №11 Создание слайдов.

Создание рисунка в программе PowerPoint.  Практическая работа №12

Работа с фигурами. Вкладка «Формат» Практическая работа№13

Инструменты для работы с фигурами.

Дизайн. Практическая работа №14 Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде.

Упорядочивание фигур. Практическая работа №15

Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа№16

Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа№17 Создание слайдов с клипами.

Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Практическая работа№18

Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа№19

Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат. Практическая работа№20

Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе

(34 ч, 1 ч в неделю)

Тема урока

Дата

Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 9 часов

ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество информации

Программная обработка данных на компьютере.

Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память

Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 1 «Работа  с файлами с использованием файлового менеджера».

Программное обеспечение компьютера

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа № 2 «Форматирование диска».

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Практическая работа  «ПК как универсальное устройство для обработки информации»

Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов

Создание документов в текстовых редакторах

Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра»

Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».

Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».

Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков

Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Системы оптического распознавания документов Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Контрольная практическая работа №2  «Обработка текстовой информации»

Глава 3. Обработка графической информации – 7 часов

Растровая и векторная графика

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов

Работа с объектами в растровых графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13 «Анимация».

Компьютерные презентации

Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической информации»

Глава 4. Коммуникационные технологии – 7 часов

Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».

Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».

Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».

Общение в Интернете. Мобильный Интернет

Звук и видео в Интернете. Социальные сети

Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».

Электронная коммерция в Интернете

Повторение

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Рабочая программа по математике в 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями, 210 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей с интеллектуальными нарушениями .210 ч

Рабочая программа по математике составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. ц...

Рабочая программа по математике в 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями. 170 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая программа по математике 5-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

   Рабочая программа по математике  5-9 класс, для учеников с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), образовательных учреждений разработана в соответствии с нормативно-правов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...