Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с умственной отсталостью (умеренная степень)
методическая разработка (9 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут разработан с целью создания специальных условий для получения образования и социальной адаптации обучающегося с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании психолого- педагогического консилиума Протокол №3 от 15.09. 2022 г. Председатель ППк ____________ Т.Б.Трухина | Утвержден Приказ №141 от 15.09.2022 г. Директор школы __________________ Н.И. Кострикина |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
на 2022-2023 учебный год
***************
I. Общие сведения о ребенке с ОВЗ и рекомендации ППК, МСЭ
ФИО ребенка: *************** Категория: ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид Возраст: ************** г. Класс: 9 | |
ФИО родителей, лиц их заменяющих: Мать - ***************** Отец - **************** | |
ФИО учителя Какушкина Елена Степановна | |
ФИО специалистов сопровождения: Педагог -психолог Авдеева Светлая Александровна Учитель-логопед Кузнецова Елена Вячеславовна Социальный педагог Севидова Юлия Владимировна | |
Коллегиальное заключение ТПМПК | № 250 от 08.09.2020 г. Заключение: тотальное недоразвитие высших психических функций |
Рекомендации ТПМПК по созданию специальных условий для получения образования: | |
1. Образовательная программа | Организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (умеренная степень) |
2. Вариант обучения | |
3. Организационная форма реализации образовательной программы | обучение на дому |
4. Режим обучения: | С ограничениями во времени |
4.Проведение индивидуальных и групповых занятий: | с педагогом-психологом |
5. Обеспечение доступа в здание и помещения образовательной организации: | - |
6. Другие специальные условия: | - частая смена заданий на уроке; - дозированность и постепенность подачи материала; |
7. Консультирование | - с педагогом-психологом |
8. Рекомендации родителям | Наблюдение (консультация) психиатра |
9. Повторный осмотр на ТПМПК | В 2022 году. (ТПМПК № *** от 19.05.2022 г.- дальнейшее профессиональное образование не рекомендуется) |
Рекомендации ИПРА | ИПРА от 01.02.2012 до 01.03.2023 Способности к самообслуживанию: 1 Способности к передвижению: Способности к ориентации: 2 Способности к обучению: 2 Способности к трудовой деятельности: Способности к контролю за своим поведением: 2 Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация. Психологическая помощь в ОО. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | (Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей) Цель ОУ: создание специальных условий для получения образования и социальной адаптации обучающегося с ОВЗ. Цель деятельности учителя: создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка с ОВЗ. |
Общие задачи на период реализации ИОП (год) | (Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей) 1.Организация в классе развивающей предметной среды. 2. Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей ребенка с ОВЗ. 3.Формирование у ребенка позитивной, социально-направленной учебной мотивации. 4. Применение адекватных возможностям и потребностям обучающейся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы. 5.Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ. 6.Создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе: — вовлечение во внеучебные и внеклассные мероприятия, участие в жизни класса, школы; — использование адекватных возможностям воспитанника способов оценки его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. 7. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
|
Режим обучения ребенка на дому | Количество дней в неделю - 3 количество уроков в день - 3-4 (10 часов в неделю); Количество часов индивидуальных/групповых занятий с педагогом-психологом: - письменный отказ родителей (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка) |
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование; нужное подчеркнуть)
Потребности ребенка | - специально структурированная информация (планы, таблицы, схемы, алгоритмы); - структурирование пространства на специально организованные зоны; - обеспечение относительного постоянства пространства; - смысловое структурирование всех видов взаимодействий (планы, алгоритмы); - специальный режим учебной работы - 10 часов в неделю (суббота – выходной день, иногда требуется дополнительный выходной день, дозирование учебной нагрузки в зависимости от состояния ребенка, объем изучаемого материала – до 60%); - индивидуальный ритм и темп деятельности; - правила, регулирующие жизнедеятельность ребенка во времени; -правила взаимодействия с отдельными объектами и субъектами среды и др. |
Построение комфортной среды: - изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.) - материалы для нормализации тонуса - визуальная поддержка | |
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | - нет необходимости . |
III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по рекомендациям ПМПК)
Необходи- мый специалист | Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка: положительная, незначительная, отрицательная) |
Социаль- ный педагог | Социальное сопровождение ребенка с ОВЗ (просветительская и профилактическая деятельность) | Привлечение к участию в внуриклассных и общешкольных мероприятиях. Отмечать успехи и достижения. | Ежемесячно тематические беседы. | Динамика: на 30.12.2022 г. ______________________________________________________________________________________________________ Динамика: на 30.05.2023 г. ______________________________________________________________________________________________________ |
IV Освоение образовательной программы:
Предмет (образовательная область) | Реализуемые программы | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД | Планируемые результаты на текущий период обучения | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Математические представления и конструирование | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.При выполнении ребенком самостоятельной работы необходимо давать устно доступные инструкции по отдельным заданиям. 2.Не рекомендуется частая смена видов деятельности 3.Больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения. 4.При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении, постепенно переходить к словесным методам. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Считать от 1 до 10, писать цифры 1-8 без помощи учителя. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8. Должен сформировать: Уметь играть со сборно-разборными игрушками и конструировать из конструктора «Лего». Узнавать целый предмет по фрагментам. Чертить самому прямую линию по линейке карандашом. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого - Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Альтернативное чтение | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.Больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения. 4.При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении, постепенно переходить к словесным методам. | Индивидуальные занятия | Должен научить: усидчивости, внимательному слушанию того, что читает или говорит учитель (небольшой рассказ, сказка). Должен сформировать: Умение читать по буквам короткие слова Уметь передать главную мысль прочитанного вслух. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Графика и письмо | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Обводить контуры элементов букв шариковой ручкой без помощи учителя. Должен сформировать: Умение штриховать фигуры в разных направлениях. Рисовать по внутренним и внешним трафаретам. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Развитие речи и окружающий мир | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Правильно сидеть за столом, правильно дышать, произносить членораздельные звуки и слоги. Должен сформировать: Навык хождения по дорожкам. Умение различать силу звука, темпа и ритма звучания, играть на развитие внимания к речи. Навык различения гласных звуков (а, у, о). Умение про износить звуко сочетания гласных(ау, уа, оу), умение играть с реальными предметами, окружающими нас. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Основы безопасности жизнедеятельности | «Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Относиться бережно к своей жизни Должен сформировать: Культурно-гигиенические навыки, учиться убирать постель, знать, что такое полезные продукты. Владеть правилами приёма пищи, пользования утюгом. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Социально-бытовая ориентировка | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Вести здоровый образ жизни. Должен сформировать: Знать некоторые правила дорожного движения и знаки дорожного движения. Знать о вреде курения и алкоголя. Знать правила и приёмы ухода за посудой, о разнообразии продуктов, о значении питания в жизни людей. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Ручной труд | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Лепить из пластилина чашка, блюдце, огурец, гриб. Играть со сборно- разборными игрушками (кубики-вкладыши, матрёшки и т.д.);с мозаикой. Работать с природным материалом. Конструировать из конструктора. Должен сформировать: Умение наматывать нитки на катушку, на картонную основу; складывать пазлы (разрезные картинки). Работать с бумагой и клеем (наклеивание листьев на лист бумаги). | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Музыка и движение | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Двигаться под музыку. Должен сформировать: Владеть простейшим пением. Уметь слушать и узнавать музыкальные звуки, мелодии и песни. Уметь играть в игры на узнавание в мелодиях образов людей и животных. Знать танцевальные движения с элементами национальных и современных танцев. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
Адаптивная физкультура | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 011 | 1.Не требовать немедленного включения в работу. 2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно. 3.При объяснении нового материала необходима индивидуальная развернутая помощь с многократным возвратом к уже усвоенному, с наглядностью в которой отражены все элементы действий. | Индивидуальные занятия | Должен научить: Вести здоровый образ жизни. Должен сформировать: Умение правильно дышать при физических нагрузках и без них. Уметь правильно ходить и упражняться в равновесии, бегать. | В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого Работа с индивидуальными заданиями. Динамика обученности: на 30.12.2022 г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). Динамика обученности: на 31.05.2023г. ____________ (отсутствует, незначительная положительная). |
V. Формирование социальной компетентности:
Направления деятельности (примерные) | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил | Установление контакта с педагогами и специалистами; -ориентация на лицо взрослого | Учитель, социальный педагог | Индивидуальная
| Свободное взаимодействие ребенка со взрослым, обращение на «Вы» | Взаимодействие со взрослыми |
Формирование гигиенических навыков | - Самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду. - Правильно пользоваться раздевалкой. -Учить самостоятельно и правильно пользоваться туалетом. - Учить пользоваться раковиной и водопроводными кранами. | Учитель | Индивидуальная | Умение частично выполнять правила гигиены в школе: пользование туалетом, мытье рук, умение переодеваться. | Использование приобретенных умений во время учебного процесса. |
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время) | Правильное использование мимики, ответы на вопросы учителя по словесной инструкции (многократное повторение) | Учитель, социальный педагог | Индивидуальные, | Усидчивость за партой во время урока, Соблюдение коммуникативной и физической дистанции | Работа на уроке по словесной инструкции, строго по руке. |
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников | Способствовать свободному взаимодействию в группе сверстников | Учитель, соц. педагог | Индивидуальные, групповые. | Умение выражать желание жестами, мимикой | Пассивное участие в групповых играх и мероприятиях без участия взрослых. |
Формирование самостоятельности | Самостоятельное передвижение по школьному пространству | Учитель, администрация школы, соц. педагог, родители. | Индивидуальные, групповые. | Самостоятельная ориентация и передвижение по классу, по школе при сопровождении взрослого. | Самостоятельное передвижение по классу, спортивному залу, кабинету псих. разгрузки столовую) |
VI. Анализ результатов и планирование дальнейших действий ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель ППк Трухина Т.Б.
Члены ППк:
Педагог-психолог Авдеева С.А.
Учитель-логопед Кузнецова Е.В.
Соц. педагог Севидова Ю.В.
Учитель Какушкина Е.С.
Родители (законные представители) с ИОП ознакомлены:
______________________ _______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Развитие речевого слуха.
Материал предназначен для учителей-дефектологов индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. Матери...
Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.
Материал предназначен для учителей-дефектологов индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени....
Специальная индивидуальная образовательная программа развития глубоко умственно отсталого ребенка
Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), составленная по следующим направлениям: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, дви...
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с умственной отсталостью (тяжелая степень)
Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение, согласно Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...
Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Варианты 1 и 2....