Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Развитие речевого слуха.
учебно-методический материал на тему

Мазурова Лариса Николаевна

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. Материал подобран с учетом межпредметных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к тематическому планированию индивидуальных занятий по развитию

речевого слуха у обучающихся 1-5 классов  со сложными нарушениями в развитии  (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени) в школе I вида

Развитие речевого слуха

Пояснительная записка

   Целью работы является формирование и развитие у глухих детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени) навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи на уровне, доступном каждому ребенку. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения в пределах биологических возможностей каждого отдельно взятого ребенка.

Реализация этой цели осуществляется в процессе специально организованного обучения как на фронтальных уроках по всем предметам, так и на индивидуальных специальных занятиях, а также на внеклассных занятиях и в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа или индивидуальных слуховых аппаратов.

       Поскольку у детей данной категории мышление имеет наглядно-образный характер. Отчетливо проявляется недостаточность зрительного и слухо-зрительного анализа и синтеза. Чтение почти всегда носит механический характер, понимание смысла прочитанного минимально. Однако этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. У многих детей этой категории есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. При специальном обучении они могут овладеть определенным словарным запасом, навыком чтения, письма, простого порядкового счета. У детей с умственной отсталостью умеренной степени относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также проявления сочувствия, реакция на похвалу и порицание.

При обучении глухих детей с умеренной степенью умственной отсталости должны решаться следующие задачи:

  • формирование и развитие словесной речи;
  • повышение уровня общего развития;
  • коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическую деятельность и социально-бытовую направленность учебного материала;
  • развитие доступных мыслительных операций.

      Основным содержанием методических рекомендаций по развитию речевого слуха является обучение восприятию речевого материала на слухо-зрительной основе. А  также, по возможности, ведется работа по различению и опознаванию данного речевого материала на слух. Работа начинается со слухо-зрительного восприятия речевого материала (слова, словосочетания, короткие фразы). После того как дети воспринимают данный материал без ошибок слухо-зрительно, он предъявляется им для различения и опознавания только на слух. Педагог учит, чтобы при прослушивании вопроса ребенок сразу отвечал на него, не повторяя, и выполнял поручение, также не повторяя сказанного. Школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и короткие фразы. При работе с короткими текстами (2-5 предложений) основное внимание уделяется работе по развитию целостного восприятия смысла. Дети должны быть подготовлены к восприятию речевого материала на основе пропедевтических упражнений на уроках развития речи и предметно-практического обучения.

      В процессе овладения словесной речью ведущим методом обучения является подражание учителю: он демонстрирует предмет, картинку или действие и сообщает понятие. Речь учителя должна быть доступной для детей этой категории (простые, короткие фразы).  Важным является использование личного «житейского опыта», использование различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной в их различном соотношении в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития.

    Учитель должен уметь оценить результаты работы по развитию речевого слуха на определенном этапе обучения для того, чтобы планировать обучение, индивидуальное для каждого ребенка, с учетом его возможностей. С этой целью по итогам первого и второго полугодия проводятся контрольные работы. В зависимости от того, может ли обучающийся воспринять речевой материал на слух или, исключительно, слухо-зрительно, учитель выбирает форму предъявления материала. В протоколе фиксируются результаты контрольной работы.    

     Учитывая важнейшую роль смыслового фактора, в процессе слуховой тренировки широко используется ситуация, что облегчает понимание смысла слов, фраз и восприятие речи в целом. Постепенно роль ситуации может ограничиваться, школьники учатся воспринимать слухо-зрительно и на слух речевой материал в разных условиях.

    В течение учебного года, в работу по развитию слухового восприятия следует включать материал программы данного года обучения, а также материал программы предыдущих лет.

    Материал по развитию слухового восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях планируется на учебную четверть или полугодие, на каждое занятие, с учетом возможностей каждогообучающегося. В планах отмечается усвоение детьми программного материала. Педагог ведет индивидуальный учет «слухового словаря» (речевой материал, различаемый на слух), который дети постепенно накапливают в процессе работы по развитию слухового восприятия.

Первый класс

I полугодие

1.Выработка реакции на голос разговорной громкости у ушной раковины (с аппаратом и без аппарата) (с движениями и голосовой реакцией).

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) слов по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи» при выборе из двух.

Словарь: мяч, мишка, собака, лук, морковь, капуста, яблоко, банан, груша, ручка, книга, тетрадь, возьми, спасибо

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.слова по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи», «Одежда» при выборе из двух-трех, трех-четырех

2. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, шапку). Дай тетрадь (мяч, книгу). Встань. Сядь.

Словарь: мяч, мишка, собака, зайка, самолет, кукла, лук, морковь, капуста, огурец, помидор, яблоко, банан, груша, ручка, книга, бумага, туфли, кофта, шапка, платье

Второй класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.слова по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи», «Одежда» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

2. слова, словосочетания, короткие фразы по теме: «Времена года».

Примерный текст:

Осень. Солнце. Облака. Ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, красные листья, жёлтые листья, ветер, дождь, снег, небо, солнце

3. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, куклу). Дай тетрадь (книгу, конфету). Положи ручку (карандаш) Встань. Сядь.

Словарь: книга, ручка, тетрадь, мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы):

1.слова по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Продукты питания», «Мебель» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: кошка, собака, корова, лошадь, лиса, заяц, волк, медведь,  бежит, сидит, лежит, ест, прыгает, спит, хлеб, булка, печенье, конфета, сыр, колбаса, шкаф, стол, стул, кровать

2.поручения типа: Возьми книгу (мяч, карандаш). Дай тетрадь (тетрадь, ручку, мишку). Положи шапку. Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Попроси ручку (книгу).

Словарь: возьми …, я взял …, дай …, на …, положи …, я положил …, вытри …, я вытер …, открой …, я открыл …, закрой …, я закрыл …, попроси …, дай(те) …,

3.предложения типа: Мальчик рисует. Мама спит. Девочка играет. Кошка ест.

Словарь: мама, папа, мальчик, девочка, Коля (Лиза, …), рисует, пишет, играет, ест, спит

Третий класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы):

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Какая сегодня погода? Сегодня светит солнце? Какие листья на деревьях? Покажи жёлтый лист. Нарисуй красный лист.

Сейчас осень. Светит солнце. Дует ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, зима, ветер, дождь, снег, дует, холодно, тепло, светит солнце, идет дождь, идет снег

2. Речевой материал по теме: «Я и моя семья».

Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Как зовут папу?

Меня зовут Коля.  Моя фамилия Петров. Мне девять лет. Вот мама. Вот папа. Папа читает. Мама стирает.

Словарь: меня зовут, мама, папа, мне … лет, читает, стирает, варит, вяжет, спит, ест

3. Предложения типа: Мама стирает. Мама стирает платье. Папа читает книгу. Бабушка вяжет. Бабушка вяжет шарф. Мальчик играет. Девочка поливает цветы. Идет дождь. Светит солнце.

Словарь: пишет, читает, вытирает, поливает, рисует, лепит, играет, стирает, варит, вяжет, идет, светит, платье, шарф, юбка, кофта, брюки, цветы

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе»

Какая сегодня (зимой, весной) погода? Покажи снег (солнце, санки, лыжи, птиц, траву, цветы, ручей)

Вот зима. Мальчик катается на санках. Девочка катается на лыжах. Весело.

Вот весна. Светит солнце. Тает снег. Птицы. Трава. Цветы. Дети играют.

Словарь: зима, весна, белый снег, катаются на санках, на лыжах, снег тает, ручьи, птицы, цветы, трава, тепло, светит солнце

2. Речевой материал по теме: «Школа»

Как тебя зовут? Как зовут ребят? Покажи шкаф (стол, стул, книгу, ручку, альбом, …). Вытри доску (парту, стол, стул).

Вот третий класс. Тут Коля, Анжела, Лиза, Дима.

Вот класс. Это шкаф, стол, парта, стул.

Словарь: имена детей, третий класс, парта, стол, стул, спальня, столовая, шкаф, доска, названия уроков

3. поручения типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, альбом). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Положи ручку. Напиши слова (рассказ, …). Нарисуй 3 круга (пять квадратов, два яблока, …).

Словарь: я взял книгу (ручку, альбом, …), я вытер …, я открыл, я закрыл, я положил, нарисовал, написал, три круга, два …, пять …

Четвертый класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) 

1.речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Сейчас осень. Идет дождь. Лужи. Грязно. Листья жёлтые, красные. Листья падают на землю.

Словарь:  осень, красные, жёлтые листья, падают на землю, лужи, грязно, пасмурная, солнечная

2. речевой материал по теме: «Школа»

Как зовут ребят? Как зовут учителя (воспитателя)? Дай ручку (книгу, …). Возьми карандаш (…). Положи альбом (…). Попроси тетрадь (…). Покажи краски (пластилин, кисточку, …). Нарисуй … Напиши … Реши примеры (задачу).

Словарь: класс, краски, пластилин, кисточка, примеры, задача, учитель, воспитатель, учителя зовут …, воспитателя зовут …,урок, занятие, дежурный, вытер доску

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

  • Как тебя зовут?
  • Коля.
  • Покажи маму.
  • Вот мама.
  • Что делает мама?
  • Мама моет посуду.

Словарь:  имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, моет посуду

II полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Столовая»

 

Это столовая. Вот тарелка, ложка, вилка. Девочка ест суп. Мальчик ест кашу.

Словарь:  ложка, вилка, тарелка, кружка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух, поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь: мама …, папа …, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, собака, кошка, меня зовут …  

Пятый класс

I полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Наступила осень. Красные, жёлтые листья опадают на землю. Небо серое. Дует ветер. Идет дождь. Грязно. Лужи.

Словарь:  осень, зима, красные, жёлтые листья, опадают, лужи, грязь, пасмурная, солнечная, холодно, тепло, ветер, дождь, холодный ветер, голубое небо, серое небо, светит солнце, идет дождь

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Школа»

Я учусь в пятом классе. Это учитель. Это воспитатель. Коля дежурный. Коля вытер доску.

Словарь: пятый класс, учитель, воспитатель, урок, занятие, дежурный, вытер доску

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь:  имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, вот …

II полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Столовая»

Словарь:  ложка, вилка, тарелка, чашка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь: мама …, папа …, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, собака, кошка, меня зовут …  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени....

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени

Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП....

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с умственными отклонениями умеренной и тяжелой степени

Сведения о создании условий для обучения и воспитания обучающихся с овз. Планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...