Педагогический потенциал: интеллектуальная игра: "Умники и умницы"
методическая разработка

Васютенко Оксана Сергеевна

Цель игры -  повысить у детей живой интерес к процессу познания, активизировать их речевую деятельность и мотивацию на победу. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya_umniki_i_umnitsy.docx147.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и их родителей.

 Интеллектуальная игра

 «Умники и умницы».

https://cdn.culture.ru/images/ed417761-ae4c-5ec7-8863-bfc6052ba388

Коррекционно-образовательные цели.

  • Закрепление понятия ЗВУК, местонахождение звука в слове, звуковой анализ;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря;
  • Совершенствование грамматического строя речи:
  • образование множественного числа существительных;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • словообразование сложных слов;
  • преобразование деформированной фразы.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие фонетико-фонематических процессов
  • Развитие связной речи, через составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Развитие слухового восприятия;
  • Развитие памяти, мышления;
  • Развитие коммуникабельности.

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Воспитание уверенности в своих силах через создание ситуации успеха.

Оборудование:

                          Ноутбук, музыкальный трек из телевизионной игры «Умники и умницы», цветной картон, ленточки для мам, пилотки из газет для пап, бейджики, маркер, схемы «Звезды» для грамматических игр, серии сюжетных картинок, текст фонетического стихотворения, смайлики, медали.

Подготовительная работа:

За 10 минут до начала, родителям предлагается «вернуться в детство» и ненадолго вновь стать мальчиками и девочками, выбрать себе атрибут (бантик, пилотка), и написать на бейджике имя для обращения.

Ход занятия.

  •    Приветствие двух команд, детей и родителей. Объявление названия и правил игры. Перед участниками расположены 5 цветных секторов, каждый сектор содержит задания на определенную тему (темы взяты из всех разделов коррекционной работы). Участники выбирают сектор, и выполняют задания, содержащиеся в нем, обе команды, по очереди. Право первого выбора предоставляется гостям. За каждое правильно выполненное задание команды получают смайлик, чья команда набирает большее количество смайликов побеждает в игре, и ее участники награждаются памятными медалями.

1 сектор: ИГРЫ СО ЗВУКАМИ!

  • «Кочки»

СА-СО-СУ-СЫ                СО-СУ-СЫ-СА                СУ-СЫ-СА-СО                СЫ-СА-СО-СУ

СА-СА-ЗА                СА-ЗА-ЗА                СА-ЗА-СА                ЗА-СА-ЗА

  • «Сломанный телевизор»

Собака                замок                сапоги                забор                зайка                самокат

Зубы                самолет        загадка        сок                сундук                 золото

  • «Поймай звуки»

Солнце        суп        звонок        зонтик                соловей        забава                сад        завод                загар

Сын                зорька                самоцвет        сумка

  • «Назови 1 и последний звук в слове» ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ!!!
  • «Назови гласный звук в слове» ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ!!!

Кот                дом                стол                мак                лук                сын                дым                гусь

Мир        мэр                сыр                стул                шар                пир                кит                слон

  • «Характер звука»

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Дать характеристику разным звукам

  • Игра «Живые звуки»

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом толково
Их построить в чёткий ряд,- 
Превратятся буквы в слово
И – с тобой заговорят!

АС                ПИ                ДО                ДОМ                (МАК)        ЗУБЫ                САДЫ

Звуковой анализ +деление на слоги

2 сектор: СЛОВАРНАЯ КОПИЛКА!

  • «Отгадай по частям»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары

Ствол, ветки, сучья, листья, корни

Палуба, каюта, якорь, корма, нос

Дно, крышка, стенки, ручки

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак

Крылья, кабина, хвост, мотор

  • «Четвертое слово»

Гвоздь-молоток, шуруп-…

Дом-крыша, книга-…

Квадрат-куб, круг-…

Птица-яйцо, растение-…

Хорошо-лучше, медленно-…

Огонь-пожар, вода-…

Школа-обучение, больница-…

Человек-ребенок, собака-…

Птица-гнездо, человек-…

Пальто-пуговица, ботинок-…

Утро-ночь, зима-…

  • «Что общее у  предметов»

Огурец, помидор

Ромашка, тюльпан

Слон, собака

Мяч, солнце, шар

Тарелка, стакан, чашка

Солнце, лимон, одуванчик

  • «Слова НЕПРИЯТЕЛИ»

Большой-        белый-        высокий-        веселый-        темный-        горький-

Добрый-                толстый-        широкий-        сухой-        чистый-        яркий-

Утро-                весна-        жара-                правда-        вдох-                богач-

Говорить-        смеяться-        мириться-        радостно-        роно-                быстро-

3 сектор: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИГРА!

  • «Один-много-малыши»

Гусь, еж, лось, тигр, лиса, слон, волк, индюк, лев, белка, заяц.

  • «Придумай одно слово вместо двух»

Снег чистит        землю копает        пешком ходит        пчел разводит

Лед колет        сам летает                 ходит с пом. Пара        возит с пом. Эл

  • «Сломанное предложение»

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несет сумку в капусте.

4 сектор: СОЧИНЯЛКИ!

  • Составление рассказов по серии картинок.

5 сектор: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА!

  • «Исправь ошибки Незнайки»

Фонетический стих.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....

интеллектуальная игра "Умники и умницы", 7 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверить знания учащихся по истории, на тему "История России XVI-XVIII вв." Данный материал можно использовать во внеурочной работе по предмету....