Методическая разработка: НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе: "Звуки [ Х], [Хь]"
методическая разработка
Закрепление правильного произношения и различения звуков [ Х] и [Хь] в самостоятельной речи; развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_h_h.doc | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Тема: «Звуки [Х] [Хь]»
Цель: Закрепление правильного произношения и различение звуков [Х], [Хь] в самостоятельной речи, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Уточнить произношение и артикуляцию звуков [Х], [Хь]. Тренировать в чётком произношении звуков изолированно, в слогах, словах.
2. Тренировать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий звук).
3.Отрабатывать навык выделять заданный звук в слове, определять место звука в слове.
4.Учить употреблять существительные в Родительном падеже.
4.Продолжать закреплять умение дифференцировать звуки [Х] [Хь] на слух в словах.
5.Продолжать учить проводить звуковой анализ слогов, коротких слов.
6.Продолжать учить проводить слоговой анализ односложных и двусложных слов.
Коррекционно – развивающие:
-Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса:
- длительное произнесение слогов на выдохе с модулированием голоса.
-Развивать общую и мелкую моторику, пространственные представления.
- Развивать координацию речи и движений.
-Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-Формировать положительную установку на участие в играх.
-Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу.
-Воспитывать интерес к играм со звуками.
Оборудование: индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребёнка с фишками синего, зелёного и красного цвета для обозначения звуков в схеме, предметные картинки со звуками [Х], [Хь], игра «Волшебное поле», домики для твёрдого и мягкого звуков, листы цвётной бумаги красного, синего и зелёного цвета для обозначения звуков, портрет хомячка, жетоны с номерами.
Ход деятельности:
№, название деятельности | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 . Организационный момент 2. Сообщение темы и целей: -Развитие пространственной ориентировки -Характеристика артикуляционного уклада и акустических признаков звуков [Х], [Хь] 3. Развитие фонематического слуха и анализ слогов. - Произнесение слогов с модулированием голоса 4.Развивать навыки фонематического анализа. -Развивать пространственные представления 5.Развивать координации речи и движений. 6.Деление слов на слоги и выделение гласных звуков. 7.Формировать умения устанавливать последовательность звуков в слове. Звуковой анализ слова 8.Итог 9.Оценка деятельности детей | Послушайте загадку: Загадка: Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? за щекой! Вот я хитренький какой. Он прислал вам письмо со своим портретом. Он передаёт вам привет. Логопед достает картинку Хомы и показывает детям. Посмотрите, какие у него щечки, давайте поиграем в игру «Худышки-Хомячки». Сегодня мы будем играть со звуками вместе с Хомячком. Он прислал вам кроме портрета ещё много интересных игр и заданий. Игра «Волшебное поле» Логопед даёт детям инструкцию: на синем квадрате сидит бабочка, она хочет перелететь на другую картинку, угадайте картинку (от синего квадрата две клеточки вверх, три клеточки влево и четыре клеточки вниз). Кто это? -Послушайте и скажите, какой звук слышится в конце слова? -Какой он? -Какая преграда встречается? (перед зеркалом) Выставление синего домика на доску. Вы сказали, что в слова петух звук Х твёрдый, а в слове петухи? Произнесите этот звук Дайте ему характеристику, какой он? -Какой это звук? Какую преграду встречает? (перед зеркалом). Выставление зелёного домика на доску. Игра «Назови звуки, которые живут в этих домиках» Логопед показывает указкой то на синий, то на зелёный домик Игра: «Камень-вата» среди слов со звуками [Х], [Хь]: хомяк, орехи, муха, уха, петухи, холодильник, хижина, хищник, подсолнух, духи. Повторить за логопедом серию слогов: Ха-хо-ху-хы Ох-ах-ух-эх Хя-хё-хю-хи Игра «мальчики и девочки» (со слогами ХА и ХИ). Логопед поднимает руку вверх и опускает вниз Посмотрите, Хома прислал вам конверты, откройте и посмотрите, что в них. Игра «Домики» (картинки со звуками Х, ХЬ): подсолнух, петухи, орехи, черепаха, хоккеисты, хлеб, духи. Игра «День-ночь» Посмотрите еще раз на картинки внимательно и запомните их. Логопед произносит слово ночь Логопед убирает одну картинку и говорит слово день Хомка-хомка хомячок
-А сейчас я вам скажу чистоговорку: Хома любит мягкий пух. -Сколько слогов в слове пух? -Почему? -Ребята, Хома написал, что не знает, что такое УХА. -Что это? Произнесите медленно слово УХА Игра «Живые звуки» -Сколько звуков в слове УХА звуков? - Назовите первый звук? -Какой он, дайте характеристику? (Логопед даёт ребёнку жетон с №1) Далее логопед просит дать характеристику 2-му и 3-ему звуку -Логопед говорит: «Звуки, звуки оживите, и ко мне вы выходите». -С какими звуками мы сегодня играли? -Дайте характеристику этим звукам. - Придумайте слова с этими звуками. -Вы молодцы, ребята! Отлично поработали. Хома вместе со своим портретом прислал вам награды за хорошие ответы. Логопед раздаёт детям медали. | Стоят в кругу Отгадывают - хомячок Дети по инструкции логопеда втягивают щёчки и надувают щёчки. Сидят за столами слушают петух Дети произносят: [Х] Дают характеристику звука [Х] кончик языка отходит от нижних зубов, спинка выгнута горочкой. Образуется узкая щель между небом и спинкой языка. Дети отвечают: мягкий Дети произносят: [Хь] Дети дают характеристику звуку [Хь] кончик языка прижат к нижним зубам, спинка выгнута горочкой. Образуется смычка между небом и спинкой языка. Дети произносят звуки [Х], [Хь] Мальчики, когда логопед опустит руку вниз, говорят низким голосом ХА-ХА-ХА, а когда логопед поднимет руку вверх, девочки говорят высоким голосом ХИ-ХИ-ХИ Дети поочерёдно выходят, называют картинку и говорят, в какой домик они поселят картинку и почему. Затем на магнит крепят картинки под домиком нужного цвета, называют звук и определяют его место в слове. (Отвечают полным предложением.) дети закрывают глаза. Открывают глаза, и один ребёнок говорит: «Не стало …» Дети выполняют движения по тексту. Все дети делят слово Хома на слоги (хлопками), а один из детей называет, сколько слогов, определяет гласные звуки в слове и называет первый слог, затем второй слог) Дети повторяют. Дети хлопают и определяют, сколько слогов в слове. Один ребёнок отвечает полным приложением. (В этом слове 1 слог, потому что 1 гласный звук [У]) Суп из рыбы. Дети произносят слово УХА и называют количество звуков. Дети отвечают полным ответом. (В этом слове три звука) [У] Один из детей даёт характеристику. Характеристику 2-гои 3-го звука дают двое из детей и получают жетоны с №2 и №3 Трое детей с жетонами выходят и берут лист цветной бумаги нужного цвета. Затем выстраиваются в определённом порядке и произносят свои звуки. [Х], [Хь] Каждый ребёнок называет своё слово. Дети получают медали и уходят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».
Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...
методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"
В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
Конспект подгруппового занятия в старшей группе "Звук и буква А".
Познакомить детей с гласным звуком А....
Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»
Знакомство со звуком и буквой У...
«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с за...