Методическая разработка: НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе: "Звуки [ Х], [Хь]"
методическая разработка

Васютенко Оксана Сергеевна

Закрепление правильного произношения и различения звуков [ Х] и [Хь] в самостоятельной речи; развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_h_h.doc25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Тема: «Звуки [Х] [Хь]»

Цель: Закрепление правильного произношения и различение звуков [Х], [Хь] в самостоятельной речи, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнить произношение и артикуляцию звуков [Х], [Хь]. Тренировать в чётком произношении звуков изолированно, в слогах, словах.

2. Тренировать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий звук).

3.Отрабатывать навык выделять заданный звук в слове, определять место звука в слове.

4.Учить употреблять существительные в Родительном падеже.

 4.Продолжать закреплять умение дифференцировать звуки [Х] [Хь] на слух  в словах.

5.Продолжать учить проводить звуковой анализ слогов, коротких слов.

6.Продолжать учить проводить слоговой анализ односложных и двусложных слов.  

    Коррекционно – развивающие:

-Развивать  физиологическое и речевое дыхание, силу голоса:

-  длительное произнесение слогов на выдохе с модулированием голоса.

-Развивать общую  и мелкую моторику, пространственные представления.

- Развивать  координацию речи и движений.

-Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Коррекционно – воспитательные задачи:

-Формировать положительную установку на участие в играх.

-Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу.

-Воспитывать интерес к играм со звуками.

Оборудование: индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребёнка с фишками синего, зелёного и красного цвета для обозначения звуков в схеме, предметные картинки со звуками [Х], [Хь], игра «Волшебное поле», домики для твёрдого и мягкого звуков, листы цвётной бумаги красного, синего и зелёного цвета для обозначения звуков, портрет хомячка, жетоны с номерами.

Ход деятельности:

№,  название деятельности

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1 . Организационный момент

2. Сообщение темы и целей:

-Развитие пространственной ориентировки

-Характеристика  артикуляционного уклада и акустических признаков звуков [Х], [Хь]

3. Развитие фонематического слуха и анализ слогов.

- Произнесение слогов с модулированием голоса

4.Развивать навыки фонематического анализа.

-Развивать пространственные представления

 5.Развивать координации речи и движений.

6.Деление слов на слоги и выделение гласных звуков.

7.Формировать умения устанавливать последовательность звуков в слове. Звуковой анализ слова

8.Итог

9.Оценка деятельности детей

Послушайте загадку:

Загадка:

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? за щекой!

Вот я хитренький какой.

Он прислал вам письмо со своим портретом. Он передаёт вам привет. Логопед достает картинку Хомы и показывает детям. Посмотрите, какие у него щечки, давайте поиграем в игру «Худышки-Хомячки».

Сегодня мы будем играть со  звуками вместе с Хомячком. Он прислал вам кроме портрета ещё много интересных игр и заданий.

Игра «Волшебное поле»

Логопед даёт детям инструкцию: на синем квадрате сидит бабочка, она хочет перелететь на другую картинку, угадайте картинку (от синего квадрата две клеточки вверх, три клеточки влево и четыре клеточки вниз). Кто это?

-Послушайте и скажите, какой звук слышится в конце слова?

-Какой он?

-Какая преграда встречается? (перед зеркалом)

Выставление синего домика на доску.

Вы сказали, что в слова петух звук Х твёрдый, а в слове петухи?

Произнесите этот звук

Дайте ему характеристику, какой он?

-Какой это звук?

Какую преграду встречает? (перед зеркалом).

Выставление зелёного домика на доску.

Игра «Назови звуки, которые живут в этих домиках»

Логопед показывает указкой то на синий, то на зелёный домик

Игра: «Камень-вата»  среди слов со звуками [Х], [Хь]:

хомяк, орехи, муха, уха, петухи, холодильник, хижина, хищник, подсолнух, духи.

Повторить за логопедом серию слогов:

Ха-хо-ху-хы

Ох-ах-ух-эх

Хя-хё-хю-хи

Игра «мальчики и девочки» (со слогами ХА и ХИ).

Логопед поднимает руку вверх и опускает вниз

Посмотрите, Хома прислал вам конверты, откройте и посмотрите, что в них.

Игра «Домики» (картинки со звуками Х, ХЬ): подсолнух, петухи, орехи, черепаха, хоккеисты, хлеб, духи.

 Игра «День-ночь»

Посмотрите еще раз на картинки внимательно и запомните их.

Логопед произносит слово ночь

Логопед убирает одну картинку и говорит слово день

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать.


-Мы сейчас с вами рассказали про Хому, а сколько слогов в его имени. (Логопед спрашивает у детей сколько слогов в слове
Хома). Почему?

-А сейчас я вам скажу чистоговорку:

Хома любит мягкий пух.

-Сколько слогов в слове пух?

-Почему?

-Ребята, Хома написал, что не знает, что такое УХА.

-Что это?

Произнесите медленно слово УХА

Игра «Живые звуки»

-Сколько звуков в слове УХА звуков?

- Назовите первый звук?

-Какой он, дайте характеристику?

(Логопед даёт ребёнку жетон с №1)

Далее логопед просит дать характеристику 2-му и 3-ему звуку

-Логопед говорит:

«Звуки, звуки оживите, и ко мне вы выходите».

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Дайте характеристику этим звукам.

- Придумайте слова с этими звуками.

-Вы молодцы, ребята! Отлично поработали. Хома вместе со своим портретом прислал вам награды за хорошие ответы.

Логопед раздаёт детям медали.

Стоят в кругу

Отгадывают - хомячок

Дети по инструкции логопеда втягивают щёчки и надувают щёчки.

Сидят за столами  слушают

петух

Дети произносят: [Х]

Дают характеристику звука [Х]

кончик языка отходит от нижних зубов, спинка выгнута горочкой. Образуется узкая щель между небом и спинкой языка.

Дети отвечают: мягкий

Дети произносят: [Хь]

Дети дают характеристику звуку [Хь]

кончик языка прижат к нижним зубам, спинка выгнута горочкой. Образуется смычка между небом и спинкой языка.

Дети произносят звуки [Х], [Хь]

Мальчики, когда логопед опустит руку вниз, говорят низким голосом ХА-ХА-ХА, а когда логопед поднимет руку вверх, девочки говорят высоким голосом ХИ-ХИ-ХИ

Дети поочерёдно выходят, называют картинку и говорят, в какой домик они поселят картинку и почему. Затем на магнит крепят картинки под домиком нужного цвета, называют звук и определяют его место в слове. (Отвечают полным предложением.)

дети закрывают глаза.

Открывают глаза, и один ребёнок говорит: «Не стало …»

Дети выполняют движения по тексту.

Все дети делят слово Хома на слоги (хлопками), а один из детей называет, сколько слогов, определяет гласные звуки в слове и называет первый слог, затем второй слог)

Дети повторяют.

Дети хлопают и определяют, сколько слогов в слове.

Один ребёнок отвечает полным приложением. (В этом слове 1 слог, потому что 1 гласный звук [У])

Суп из рыбы.

Дети произносят слово УХА и называют количество звуков.

Дети отвечают полным ответом.

(В этом слове три звука)

[У]

Один из детей даёт характеристику.

Характеристику 2-гои 3-го звука дают двое из детей и получают жетоны с №2 и №3

Трое детей с жетонами выходят и берут лист цветной бумаги нужного цвета. Затем выстраиваются в определённом порядке и произносят свои звуки.

[Х], [Хь]

Каждый ребёнок называет своё слово.

Дети получают медали и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».

Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...

методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"

В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...