Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»
план-конспект

  • Знакомство со звуком и буквой У

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»

 Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Знакомство с буквой У

 Задачи:

  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия

 

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?

Конспект логопедического занятия на тему: « Звук и буква Ы.»

Цель: научиться правильно произносить звук [Ы], выделять его среди других звуков, в слогах, словах; узнавать и писать букву Ы

Задачи:

1. Познакомить с артикуляцией гласного звука [Ы]. 

2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через звук Ы. 
3.Формировать умение дифференцировать понятия «звук Ы» и «буква Ы». 4.Расширять словарный запас учащихся, через слова со звуком Ы.

5. Развивать зрительную память, используя предметные картинки по теме занятия.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, ручки, папки для занятий, наглядные картинки, карточки с заданиями, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, красный карандаш.

План и ход урока.

1. Организационный момент

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Знакомство с темой урока.

klass39s

Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук?  Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

http://festival.1september.ru/articles/417732/full.h7.jpg

Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Произнесите звук и дайте характеристику…

Звук [ы] — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а  «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком [ы] в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]:  сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4.  Игра «Один – много»

Кукла – (куклы),  гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …,  банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а  «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы].

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Вот топор, полено рядом

Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

klass39_.12jpg

1. Найди спрятанные буквы ы. Обведи их.

Найди спрятанные буквы Ы

2. Допиши недостающую часть.

буква Ы

10. Итог занятия.

С какой буквой и каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Что тебе понравилось сегодня больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для старшей группы ФФНР "Звук [Ф]

Вашему вниманию прелагается конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с м заключением ФФНР. Тема занятия звук [Ф]. В ходе занятия формируются фонематические процессы и процессы звуковог...

Конспект ноод индивидуально – подгруппового занятия в старшей группе по теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах» с использованием презентации

Конспект ноодиндивидуально – подгруппового занятия в старшей группепо теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах»с использованием презентации...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКОВ [С] и [Ш]»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКОВ [С] и [Ш]»...

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему:" Дифференциация звуков [Т] и [Д]. Буквы Т и Д".

Цель:  учить различать звуки [т]-[д] и буквы Т-Д в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные:- уточнить артикуляцию звуков [т]-[д];- упражнять учеников в ...

Конспект фронтального занятия в старшей группе детей с ТНР по теме "Знакомство со звуком и буквой Б".

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ТНР по теме "Знакомство со звуком и буквой Б". Занятие составлено в интерактивной игровой форме. ...