«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»
консультация
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря), для них также характерна неполноценность слухового восприятия. Этот факт определил необходимость логопедической коррекции звукопроизношения у данных детей до поступления их в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития,
имеющих общее недоразвитие речи через
театрализованную деятельность».
1.Актуальность и перспективность опыта.
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря), для них также характерна неполноценность слухового восприятия. Этот факт определил необходимость логопедической коррекции звукопроизношения у данных детей до поступления их в школу.
Большинство дошкольников с ЗПР имеют системное недоразвитие всех сторон речи и чаще всего находятся на втором – третьем уровне речевого развития при общем недоразвитии речи (ОНР) в зависимости от степени задержки психического развития.
2.Условия формирования опыта.
Данный педагогический опыт разрабатывался мною в течение двенадцати лет работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. На его формирование оказала влияние работа с детьми с задержкой психического развития. При анализе диагностических данных я выявила наличие вторичного дефекта (общее недоразвитие речи) у всех воспитанников детского сада. Кроме того, самостоятельно проводя диагностику со старшими дошкольниками указанной категории, я выявила нарушения звукопроизношения у значительно большей части диагностируемых детей.
С учётом специфики сада я начала строить свою логопедическую работу, посещала логопедические методические объединения, семинары, курсы и занималась самообразованием, долго искала пути успешной коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, изучала методическую литературу по данному вопросу. Использовала разные методы логопедического воздействия в своей работе, но желаемого результата не получала.
Начав использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях элементы театрализованной деятельности, я отметила лучшую динамику в культуре звукопроизношения детей.
3. Теоретическая база опыта.
Работа многих учёных позволила выделить общие особенности речевой деятельности детей с ЗПР, имеющих недоразвитие речи:
- при ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом;
- характерным признаком клинической картины нарушений у большей части детей с ЗПР, по мнению Р.И.Лалаевой, является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи;
- большинство старших дошкольников указанной категории имеют системное недоразвитие всех сторон речи и чаще всего находятся на 2-3 уровне речевого развития при общем недоразвитии речи (ОНР) в зависимости от степени задержки психического развития.
4.Технология опыта.
Во время педагогической деятельности театрализованная игра включается, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные занятия, умения и навыки. Игровые приёмы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жёсткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. К ребёнку приходят гусь и жук, которые соревнуются: лучше шипеть или жужжать?
Игровая форма способствуют раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы и игры. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует, тренирует и совершенствует речь.
ВАЖНО ежедневно включать элементы театрализованной деятельности в ход коррекции звукопроизношения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
5.Анализ результативности опыта.
В процессе целенаправленной работы с детьми с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи, можно добиться достаточно высоких результатов по формированию и развитию звукопроизношения с использованием элементов театрализованной деятельности. Однако, для достижения результата требуется большее количество времени, чем у нормально развивающихся сверстников.
В процессе своей работы я сочетала наглядные и словесные методы обучения. В моей работе применение изолированных словесных методов недопустимо, т.к. у детей с ЗПР, особенно на 1-2 году обучения, внимание рассеяно, не сформирована долговременная память, дети забывают инструкцию в процессе выполнения заданий. Для достижения наилучших результатов я применяла образец (действия по образцу), подражания и совместные действия., включала в свою работу ИКТ параллельно с использованием театрализованной деятельности.
Элементы театрализованной деятельности использовались мною на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях. Эта методика может быть адресована ребёнку с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
В процессе работы я поняла, что моя речь играет ряд функций в процессе обучения детей. Речь ставит перед ребёнком задачу «Делай, как я». И после выполнения упражнений я обязательно делала оценку. При этом в оценке я повторяла верный ответ ребёнка.
Целенаправленная, систематическая работа учителя-логопеда позволяет качественно улучшить показатели развития звукопроизношения воспитанников.
Обследование звукопроизношения у детей 5-7 лет в 2014-2015 учебном году проводилось по методике Коненковой И.Д. «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития» 2009г. Изучалось произношение согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Ребёнку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями ребёнка.
В сентябре 2014 года была проведена диагностика звукопроизношения детей старшей группы (16чел.), подготовительной группы А (15 чел.), подготовительной группы Б (15 чел.) и подготовительной к школе группы В(15 чел.). Всего 61 ребёнок. Из этих детей были выявлены 50 детей логопатов. С этими детьми проводилась индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения в соответствии с составленной сеткой логопедических занятий (15-20минут).
В мае 2015 года была проведена итоговая диагностика звукопроизношения детей тех же групп (количественный состав изменился – 58 человек). Из этих детей было выявлено 28 детей логопатов.
Ознакомившись с результатами проводимых обследований
(см. прилагаемую таблицу) можно увидеть положительную динамику в развитии звукопроизношения у детей, хотя сравнение этих показателей весьма приблизительно из-за изменения количественного состава детей.
сентябрь 2014 года | май 2015 года | ||
количество обследованных дошкольников | количество детей с нарушениями звукопроизношения | количество обследованных дошкольников | количество детей с нарушениями звукопроизношения |
61 | 50 | 58 | 28 |
Анализируя характер нарушений звукопроизношения в начале учебного года и в конце, можно отметить:
- в начале учебного года отмечается нарушение произношения 2-3 групп звуков, но не более 10;
- в конце учебного года отмечено нарушение произношения одной группы звуков, но не более 5.
6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный методический материал доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по развитию коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников в коллективной творческой деятельности:
– воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;
– родителям, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Наиболее приемлемыми формами использования опыта работы, считаю:
–информационный материал;
– консультации, педагогические советы;
–дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– мастер-классы, мероприятия для педагогов района;
– сайт ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.
Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...
семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»
Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»...
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...