Система социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку
Система социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_8_10.10.20g.pptx | 321.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 17 декабря 2009 г.); Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ) и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010), определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной поддержки детей с ОВЗ и их семей. Семейном кодексе Российской Федерации; Трудовом кодексе Российской Федерации ; Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, требующие определенного внимания и подхода к воспитанию и образованию. С наличием недостатков психического или физического развития, что обуславливает необходимость создания для них специальных условий для развития, обучения и воспитания. Семья-это самое первое социальное окружение, которое видит ребенок. Для полноценной жизни ребенка с ограниченными возможностями в семейной среде и его интеграции в социальную среду семье необходима социальная, психологическая , медицинская, экономическая и педагогическая помощь.
Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить необходимую помощь: районные центры социального обслуживания; органы здравоохранения ставят на учет, занимаются диспансерным наблюдением; службы центра занятости проводят профориентационные консультации, оказывают содействие в трудоустройстве; фонды социального страхования содействуют в оформлении и получении санаторно-курортного лечения, медицинской техники. Оказывают помощь в выборе и оформлении в специализированные учреждения; органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи; профессиональные союзы работающих родителей оказывают материальную поддержку, участвуют в организации неполного рабочего дня, неполной рабочей недели для работающей матери.
Дети , имеющие особый статус ОВЗ нуждаются в особой помощи педагога которая необходима для успешной социализации в группе детского сада, классе школы. К сожалению современные дети очень жестоки. В силу ряда причин у большего количества учащихся не сформировано чувство толерантности, терпимости, милосердия. Не воспитано понимание и адекватное восприятие индивидуальности личности каждого. В этой связи считаю остро необходимой грамотно простроенную работу педагогического коллектива по социализации особенного ребенка в среду общеобразовательного учреждения. От результата этой работы во многом зависит то, на сколько комфортно ребенок будет себя чувствовать в текущем коллективе, (соответственно и раскрываться как личность) а в последующем и дальнейших жизненных ситуациях сопряженных с необходимостью контакта с социумом.
В процессе работы педагоги выполняют ряд функций: Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Проводя индивидуальные консультации, педагог помогает родителям правильно анализировать ощущения своих детей, распознавать особенности их эмоционального состояния, грамотно оказывать помощь в решении трудных для них ситуаций.
Внедрение социального сопровождения семей с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе: разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики; обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством социального сопровождения семей с детьми; создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми ; определение критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в оказании им помощи через социальное сопровождение; выявление семей с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья,
проведение необходимых процедур для принятия решений о предоставлении им социального сопровождения; создание (модернизация) информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности помощи и др.; мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, качества и результативности предоставляемой им помощи в виде социального сопровождения.
Семьям , воспитывающим детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей с ОВЗ и взрослых членов таких семей, то есть требуется социальная поддержка государства и общества. Современное общество ставит перед собой целью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Государство , обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ и их семей, призвано создавать им необходимые условия для развития и успешной реализации личности.
На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ и РК имеют следующие основные льготы и преимущества: бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей; обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ; бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации); бесплатное санаторно-курортное лечение; бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации); возможность приобретения ежемесячных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов; 50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;
50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов правом на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования. Им предоставляются образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающих воспитание и обучение детей-инвалидов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; оказание комплексной психолого-медико-педагогической и социальной помощи семье и ребенку с согласия родителей (или их законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида. приём вне курса детей - инвалидов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального учреждения при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключению государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
предоставление в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) одному из родителей (опекуну, попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, на основании письменного заявления 4 дополнительных выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленных федеральными законами; предоставление работникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для работников время (Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 263); ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Одной из главных задач современной социальной политики является улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, через повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала таких семей, качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг. Одним из вариантов решения данной задачи является развитие информационных технологий в рамках программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное консультирование в онлайн-режиме с помощью сети Интернет основано на принципах семейно ориентированной направленности и межведомственного взаимодействия, которые предполагают сотрудничество и партнерские отношения с родителями, специалистами. Целью оказания дистанционной консультативно-методической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является увеличение количества семей данной категории, преодолевших социальную беспомощность и изолированность; повышение уровня доступности социальных услуг.
В любом случае, все усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка -- адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка. Семья является полноправным участником процесса реабилитации ребенка. Главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулирование ее активности, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.
В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....
Социально-культурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на уроках и внеклассных мероприятиях гуманитарного цикла.
Доклад руководителя МОГЦ на семинаре открытой методической недели . ...
"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....
ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ
В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. КанскА.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКД...