ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ
статья на тему

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, реализующий право каждого человека на приспособленное и равнокачественное образование. ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех лиц без исключения. Принципы инклюзии базируются на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов каждой личности. Образовательная система России в ближайшем будущем должна измениться коренным образом. Конвенция ООН по правам инвалидов, ратифицированная Россией в 2012 г., требует, чтобы дети и студенты с инвалидностью учились вместе со своими здоровыми сверстниками в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, ВУЗах. Необходимо развитие и внедрение Общей Инклюзивной Педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ  

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

А.А.Чураева

Государственное  бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

« Елабужский детский дом »

город Елабуга, Татарстан

В последнее время органами власти всех уровней реализуется обширный комплекс мер, направленный как на решение проблем социального сиротства, так и на создание оптимальной модели обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Говоря об основных изменениях можно сказать, что на сегодняшний день удалось существенно упростить процедуру и сократить сроки устройства детей – сирот, а также детей – сирот с ОВЗ в замещающие семьи.

В нашем детском доме наравне со здоровыми детьми воспитываются и дети с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, с ЗПР, с РДА, с умственной отсталостью, с нарушением слуха и т.д. Эти дети с отклонениями нуждаются в коррекционном воспитании. К счастью таких детей тоже берут в приёмные семьи, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика.

В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место. И у нас придаётся особое значение работе с приёмной семьей. 

Наша задача, сделать так чтобы приёмные родители не сталкивались с проблемами адаптации семьи к новой ситуации. Для этого нам необходимо помочь приёмным родителям, взявшим  детей  и детей с ОВЗ включиться в абилитационный процесс этих детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с этими детьми, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка.

Перед нашими специалистами стоит задача найти пути взаимодействия с приёмными родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и ребенка  с ОВЗ и правильно определить пути воспитательного воздействия. У нас работает Служба психологического консультирования, где  проводиться работа с ребенком  и с ребенком с ОВЗ и с приёмными  семьями, где они воспитываются:

- просветительская работа, где специалисты оказывают помощь приёмным родителям в определении индивидуальных особенностей развития детей и детей с ОВЗ, в выявлении тех психических процессов и функций, от которых в первую очередь зависит обучение ребенка и ребенка с ОВЗ;

- разъяснительная работа, вырабатываться настрой на совместную деятельность по преодолению имеющихся у ребенка отклонений в развитии, поведении и затруднений в обучении;

- рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка с ОВЗ;

- составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей и детей  с ОВЗ по формированию навыков социального взаимодействия;

- коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;

- взаимоинформирование специалистов и приёмных родителей об особенностях развития и личности ребенка и ребенка с ОВЗ, совместный с приёмными родителями и специалистами анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, это поможет выбрать правильный стиль поведения взрослых, общения их с ребенком;

- собрания, индивидуальные и групповые беседы, посещения на дому, прямая и косвенная психотерапия направленная не только на ребенка, но и на приёмную семью;

-  консультационно-методическую поддержку родителей детей и детей с ОВЗ;

-  разработка специальных программ работы с приёмными родителями, подготовка для родителей специальной литературы в помощь семейной психокоррекции и психопрофилактики, разработка приемов индивидуальной работы с родителями проблемных детей, обучение родителей конкретным приемам психокоррекционной и воспитательной работы.                                                                                      

Наши особые дети, которые проживают в детском доме, а не взяты в приёмные семьи,  обучаются не в коррекционных, а в обычных школах вместе со здоровыми детьми. Хотя мы и сотрудничаем с коррекционными школами, с центрами, где помогают таким деткам, мы консультируемся у специалистов.

Что касается совместного проживания с обычными детьми, тут мы видим большую пользу для особых, потому что они не считают себя изолированными от других людей, не отключены по принципу: инвалид должен жить с инвалидами. Они дружат друг с другом, ездят в поездки, участвуют в мероприятиях: здесь не должно быть никакого ущемления.

Мы видим в таком общении колоссальную пользу и для обычных, здоровых детей, которые видят рядом с собой тех, кому жить сложнее, чем им. Как известно, дети в детских домах склонны себя жалеть. Но видя особых детей, они понимают, что в жизни этих ребят куда больше трудностей. Наши здоровые дети к особым относятся как к равным. Это естественно. И такой опыт для них очень важен. Скажу прямо: мы рады, что в нашем детском доме есть детки-инвалиды. Они притягивают к себе очень много тепла и радости. Но их будущая жизнь должна быть устроена, поэтому если дети-инвалиды к нам попадают, мы стараемся побыстрее подобрать им семью.

Инклюзия –  непростой вопрос, в котором много подводных камней. Мамы особых детей говорят, что здоровые дети, к сожалению, бывают жестокими, особенно если речь идет о школьном коллективе. Высмеивают даже тех, у кого нос или губы неправильной формы, не говоря о более серьезных недостатках. Они вытесняют тех, кто на них не похож. Инклюзия - при всех ее плюсах - действительно непростой вопрос. Здесь все не так безоблачно, как может показаться. Отдавать ли особых детей в обычные школы, где дети не готовы их принять? Не думаю, что при этом удастся избежать проблем. Но это более глубокая проблема - проблема общества в целом, проблема отношения к инвалидам.

Что же касается наших детей, то и речи не может быть о том, чтобы кто-то обижал больных. Нельзя сказать, что у наших особых детей совсем нет комплексов, но с ними надо правильно работать. Мы воспитываем наших детей так, чтобы у них не возникло желания, проходя на улице мимо инвалида, показать на него пальцем или, не скрывая любопытства, обернуться в их сторону. Мы  воспитываем отношение к инвалиду как к равному. Наша задача  вырастить особых детей морально здоровыми. Чтобы они не были удручены своим состоянием и не думали: ты здоровый, а я – нет, у тебя есть мама – у меня нет, моя жизнь ужасна. Мы считаем, что можно и нужно объяснить ребенку, почему он родился таким и как с этим жить. Особому ребёнку требуется больше помощи и внимания. А любовь нужно дарить всем поровну. Дети же ревнуют. Здоровые могут сказать: «Мне надо было родиться больным, чтобы меня больше любили?». Здесь не должно быть   ревности и обид. Они же дети, и многое не могут по-взрослому анализировать. А главная профилактика всех комплексов – это любовь. Любовью можно все компенсировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО

Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и  деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...

Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Использование деятельностного подхода в обучении географии   учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает на первый план формирование  жизненных компетенций, представляющих совокупность личностных и предме...