ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ
А.А.Чураева
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
« Елабужский детский дом »
город Елабуга, Татарстан
В последнее время органами власти всех уровней реализуется обширный комплекс мер, направленный как на решение проблем социального сиротства, так и на создание оптимальной модели обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Говоря об основных изменениях можно сказать, что на сегодняшний день удалось существенно упростить процедуру и сократить сроки устройства детей – сирот, а также детей – сирот с ОВЗ в замещающие семьи.
В нашем детском доме наравне со здоровыми детьми воспитываются и дети с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, с ЗПР, с РДА, с умственной отсталостью, с нарушением слуха и т.д. Эти дети с отклонениями нуждаются в коррекционном воспитании. К счастью таких детей тоже берут в приёмные семьи, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика.
В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место. И у нас придаётся особое значение работе с приёмной семьей.
Наша задача, сделать так чтобы приёмные родители не сталкивались с проблемами адаптации семьи к новой ситуации. Для этого нам необходимо помочь приёмным родителям, взявшим детей и детей с ОВЗ включиться в абилитационный процесс этих детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с этими детьми, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка.
Перед нашими специалистами стоит задача найти пути взаимодействия с приёмными родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и ребенка с ОВЗ и правильно определить пути воспитательного воздействия. У нас работает Служба психологического консультирования, где проводиться работа с ребенком и с ребенком с ОВЗ и с приёмными семьями, где они воспитываются:
- просветительская работа, где специалисты оказывают помощь приёмным родителям в определении индивидуальных особенностей развития детей и детей с ОВЗ, в выявлении тех психических процессов и функций, от которых в первую очередь зависит обучение ребенка и ребенка с ОВЗ;
- разъяснительная работа, вырабатываться настрой на совместную деятельность по преодолению имеющихся у ребенка отклонений в развитии, поведении и затруднений в обучении;
- рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка с ОВЗ;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей и детей с ОВЗ по формированию навыков социального взаимодействия;
- коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;
- взаимоинформирование специалистов и приёмных родителей об особенностях развития и личности ребенка и ребенка с ОВЗ, совместный с приёмными родителями и специалистами анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, это поможет выбрать правильный стиль поведения взрослых, общения их с ребенком;
- собрания, индивидуальные и групповые беседы, посещения на дому, прямая и косвенная психотерапия направленная не только на ребенка, но и на приёмную семью;
- консультационно-методическую поддержку родителей детей и детей с ОВЗ;
- разработка специальных программ работы с приёмными родителями, подготовка для родителей специальной литературы в помощь семейной психокоррекции и психопрофилактики, разработка приемов индивидуальной работы с родителями проблемных детей, обучение родителей конкретным приемам психокоррекционной и воспитательной работы.
Наши особые дети, которые проживают в детском доме, а не взяты в приёмные семьи, обучаются не в коррекционных, а в обычных школах вместе со здоровыми детьми. Хотя мы и сотрудничаем с коррекционными школами, с центрами, где помогают таким деткам, мы консультируемся у специалистов.
Что касается совместного проживания с обычными детьми, тут мы видим большую пользу для особых, потому что они не считают себя изолированными от других людей, не отключены по принципу: инвалид должен жить с инвалидами. Они дружат друг с другом, ездят в поездки, участвуют в мероприятиях: здесь не должно быть никакого ущемления.
Мы видим в таком общении колоссальную пользу и для обычных, здоровых детей, которые видят рядом с собой тех, кому жить сложнее, чем им. Как известно, дети в детских домах склонны себя жалеть. Но видя особых детей, они понимают, что в жизни этих ребят куда больше трудностей. Наши здоровые дети к особым относятся как к равным. Это естественно. И такой опыт для них очень важен. Скажу прямо: мы рады, что в нашем детском доме есть детки-инвалиды. Они притягивают к себе очень много тепла и радости. Но их будущая жизнь должна быть устроена, поэтому если дети-инвалиды к нам попадают, мы стараемся побыстрее подобрать им семью.
Инклюзия – непростой вопрос, в котором много подводных камней. Мамы особых детей говорят, что здоровые дети, к сожалению, бывают жестокими, особенно если речь идет о школьном коллективе. Высмеивают даже тех, у кого нос или губы неправильной формы, не говоря о более серьезных недостатках. Они вытесняют тех, кто на них не похож. Инклюзия - при всех ее плюсах - действительно непростой вопрос. Здесь все не так безоблачно, как может показаться. Отдавать ли особых детей в обычные школы, где дети не готовы их принять? Не думаю, что при этом удастся избежать проблем. Но это более глубокая проблема - проблема общества в целом, проблема отношения к инвалидам.
Что же касается наших детей, то и речи не может быть о том, чтобы кто-то обижал больных. Нельзя сказать, что у наших особых детей совсем нет комплексов, но с ними надо правильно работать. Мы воспитываем наших детей так, чтобы у них не возникло желания, проходя на улице мимо инвалида, показать на него пальцем или, не скрывая любопытства, обернуться в их сторону. Мы воспитываем отношение к инвалиду как к равному. Наша задача вырастить особых детей морально здоровыми. Чтобы они не были удручены своим состоянием и не думали: ты здоровый, а я – нет, у тебя есть мама – у меня нет, моя жизнь ужасна. Мы считаем, что можно и нужно объяснить ребенку, почему он родился таким и как с этим жить. Особому ребёнку требуется больше помощи и внимания. А любовь нужно дарить всем поровну. Дети же ревнуют. Здоровые могут сказать: «Мне надо было родиться больным, чтобы меня больше любили?». Здесь не должно быть ревности и обид. Они же дети, и многое не могут по-взрослому анализировать. А главная профилактика всех комплексов – это любовь. Любовью можно все компенсировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира
Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...
Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...
Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО
Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...
Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Формирование жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает на первый план формирование жизненных компетенций, представляющих совокупность личностных и предме...
«Формирование основных компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Выступление на научно-методическом семинаре в рамках работы стажировочной площадки...
«Проектная деятельность как одна из форм формирования жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Об организации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ....