Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Загребельная Анна Викторовна

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями

детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. Канск

А.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКДОУ № 9, г. Канск

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.

Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые педагоги признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, тем более ребенка-инвалида, нуждается в особой психолого-педагогической помощи. Поскольку родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, некоторые испытывают горечь, неудовлетворенность, возникающие проблемы часто затрагивают внутрисемейные взаимоотношения. Поэтому при общении с такой категорией родителей необходим особый такт, установление доверительных отношений.

Общеизвестно, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.

Интеграция воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и родителями.

Такая интеграция возможна при реализации основных принципов организации взаимодействия с родителями:

  • непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
  • системность и плановость в работе;
  • ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
  • доверие и сотрудничество между родителями и педагогами.

При этом необходимыми условиями являются:

- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;

- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития в семье и ДОУ;

- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).

Основными задачами организации взаимодействия с родителями являются:

  • Изучение внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и ребенком, творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания, обучения и развития детей.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей посредством ознакомления с нормативно-правовой литературой, коррекционно-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Результатом является изменение стиля взаимодействия родителей со своим ребенком:

- расширение возможностей понимания (приятия) своего ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и активизация коммуникаций в семье;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Для повышения психолого-педагогической компетентности нами используются активные организационные формы работы, позволяющие решать комплекс задач одновременно.

Семинары-практикумы, когда мы играем с родителями, ставя их на место детей. Это позволяет знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.

Индивидуальное консультирование с демонстрацией приемов работы позволяет организовать познавательно-игровое взаимодействие детей и родителей под руководством педагога. Данные приемы родители могут переносить в домашние условия.

Эффективной формой научения родителей способам взаимодействия со своим ребенком является их включение в коррекционно-развивающее занятие. При этом родители выступают полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Широко используем «Домашнюю игротеку». Это предоставление дидактических игрушек, настольно-печатных игр, музыкальных книг родителям во временное пользование для занятий с детьми дома. Кроме того, это могут быть электронные копилки с методическими и дидактическими материалами, которые родители могут использовать в удобное для себя время, многократно дублировать с ребенком выполнение одного и того же задания при необходимости.

Обогащение предметно-пространственной среды осуществляется нами, в том числе с помощью родителей. По аналогии родители делают пособия для закрепления умений и навыков в домашних условиях.

Для просвещения родителей традиционно используем разнообразные наглядно-информационные материалы, размещая их на стендах и папках-передвижках в родительских уголках. Готовим памятки и буклеты разной направленности.

Творческую, воспитательную, познавательную, коммуникативную и развивающую функции несет в себе изготовление взрослыми и детьми художественно-творческих работ. Продукты детско-взрослого творчества представляются на конкурсах разного уровня, а также   используются в дизайне групп, для тематического оформления лестничных маршей, оконных проемов и др. Такая работа объединяет интересы детей, родителей и педагогов, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Разностороннему развитию ребенка, его раскрепощению и обогащению социального опыта способствует досуговая деятельность, активными участниками которой являются родители. Они участвуют в подготовке праздников, закрепляя дома музыкальный репертуар, и помогают своим детям в ходе праздничного мероприятия. Совместный досуг помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создает у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения.

Одной из эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ является клуб родительского общения. Во время встреч родители обмениваются эмоциями, знаниями, опытом, обсуждают актуальные для них проблемы, проводят мастер-классы. В клубе нашего ДОУ выделился лидер, который инициирует такие встречи для передачи собственного опыта по типу «родитель-родителю». Они сами предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы друг другу.

Важным этапом перехода детей из детского сада в школу, что очень болезненно для многих родителей, является их информирование по данному вопросу. И никто лучше не может рассказать об этом, как наши бывшие воспитанники и их родители. С этой целью организуются встречи с выпускниками.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида носит специфичес­кий характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения контингента воспитанников.

Взаимодействие с семьей обеспечивает:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • учет индивидуальности ребенка;
  • возможность родителям проявить самостоятельность и ответственность за воспитание, обучение и разностороннее развитие своего ребенка;
  • укрепление внутрисемейных связей;
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей;
  • активизация родителей в разных сферах жизнедеятельности ребенка и семьи.

Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями

детей с ограниченными возможностями здоровья

Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. Канск

А.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКДОУ № 9, г. Канск

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.

Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые педагоги признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, тем более ребенка-инвалида, нуждается в особой психолого-педагогической помощи. Поскольку родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, некоторые испытывают горечь, неудовлетворенность, возникающие проблемы часто затрагивают внутрисемейные взаимоотношения. Поэтому при общении с такой категорией родителей необходим особый такт, установление доверительных отношений.

Общеизвестно, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.

Интеграция воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и родителями.

Такая интеграция возможна при реализации основных принципов организации взаимодействия с родителями:

  • непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
  • системность и плановость в работе;
  • ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
  • доверие и сотрудничество между родителями и педагогами.

При этом необходимыми условиями являются:

- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;

- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития в семье и ДОУ;

- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).

Основными задачами организации взаимодействия с родителями являются:

  • Изучение внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и ребенком, творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания, обучения и развития детей.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей посредством ознакомления с нормативно-правовой литературой, коррекционно-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Результатом является изменение стиля взаимодействия родителей со своим ребенком:

- расширение возможностей понимания (приятия) своего ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и активизация коммуникаций в семье;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Для повышения психолого-педагогической компетентности нами используются активные организационные формы работы, позволяющие решать комплекс задач одновременно.

Семинары-практикумы, когда мы играем с родителями, ставя их на место детей. Это позволяет знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.

Индивидуальное консультирование с демонстрацией приемов работы позволяет организовать познавательно-игровое взаимодействие детей и родителей под руководством педагога. Данные приемы родители могут переносить в домашние условия.

Эффективной формой научения родителей способам взаимодействия со своим ребенком является их включение в коррекционно-развивающее занятие. При этом родители выступают полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Широко используем «Домашнюю игротеку». Это предоставление дидактических игрушек, настольно-печатных игр, музыкальных книг родителям во временное пользование для занятий с детьми дома. Кроме того, это могут быть электронные копилки с методическими и дидактическими материалами, которые родители могут использовать в удобное для себя время, многократно дублировать с ребенком выполнение одного и того же задания при необходимости.

Обогащение предметно-пространственной среды осуществляется нами, в том числе с помощью родителей. По аналогии родители делают пособия для закрепления умений и навыков в домашних условиях.

Для просвещения родителей традиционно используем разнообразные наглядно-информационные материалы, размещая их на стендах и папках-передвижках в родительских уголках. Готовим памятки и буклеты разной направленности.

Творческую, воспитательную, познавательную, коммуникативную и развивающую функции несет в себе изготовление взрослыми и детьми художественно-творческих работ. Продукты детско-взрослого творчества представляются на конкурсах разного уровня, а также   используются в дизайне групп, для тематического оформления лестничных маршей, оконных проемов и др. Такая работа объединяет интересы детей, родителей и педагогов, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Разностороннему развитию ребенка, его раскрепощению и обогащению социального опыта способствует досуговая деятельность, активными участниками которой являются родители. Они участвуют в подготовке праздников, закрепляя дома музыкальный репертуар, и помогают своим детям в ходе праздничного мероприятия. Совместный досуг помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создает у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения.

Одной из эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ является клуб родительского общения. Во время встреч родители обмениваются эмоциями, знаниями, опытом, обсуждают актуальные для них проблемы, проводят мастер-классы. В клубе нашего ДОУ выделился лидер, который инициирует такие встречи для передачи собственного опыта по типу «родитель-родителю». Они сами предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы друг другу.

Важным этапом перехода детей из детского сада в школу, что очень болезненно для многих родителей, является их информирование по данному вопросу. И никто лучше не может рассказать об этом, как наши бывшие воспитанники и их родители. С этой целью организуются встречи с выпускниками.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида носит специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения контингента воспитанников.

Взаимодействие с семьей обеспечивает:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • учет индивидуальности ребенка;
  • возможность родителям проявить самостоятельность и ответственность за воспитание, обучение и разностороннее развитие своего ребенка;
  • укрепление внутрисемейных связей;
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей;
  • активизация родителей в разных сферах жизнедеятельности ребенка и семьи.

Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.

В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...