Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями
детей с ограниченными возможностями здоровья
Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. Канск
А.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКДОУ № 9, г. Канск
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.
Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые педагоги признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, тем более ребенка-инвалида, нуждается в особой психолого-педагогической помощи. Поскольку родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, некоторые испытывают горечь, неудовлетворенность, возникающие проблемы часто затрагивают внутрисемейные взаимоотношения. Поэтому при общении с такой категорией родителей необходим особый такт, установление доверительных отношений.
Общеизвестно, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.
Интеграция воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и родителями.
Такая интеграция возможна при реализации основных принципов организации взаимодействия с родителями:
- непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
- системность и плановость в работе;
- ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
- доверие и сотрудничество между родителями и педагогами.
При этом необходимыми условиями являются:
- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;
- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития в семье и ДОУ;
- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).
Основными задачами организации взаимодействия с родителями являются:
- Изучение внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и ребенком, творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
- Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания, обучения и развития детей.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей посредством ознакомления с нормативно-правовой литературой, коррекционно-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Результатом является изменение стиля взаимодействия родителей со своим ребенком:
- расширение возможностей понимания (приятия) своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и активизация коммуникаций в семье;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Для повышения психолого-педагогической компетентности нами используются активные организационные формы работы, позволяющие решать комплекс задач одновременно.
Семинары-практикумы, когда мы играем с родителями, ставя их на место детей. Это позволяет знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.
Индивидуальное консультирование с демонстрацией приемов работы позволяет организовать познавательно-игровое взаимодействие детей и родителей под руководством педагога. Данные приемы родители могут переносить в домашние условия.
Эффективной формой научения родителей способам взаимодействия со своим ребенком является их включение в коррекционно-развивающее занятие. При этом родители выступают полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса.
Широко используем «Домашнюю игротеку». Это предоставление дидактических игрушек, настольно-печатных игр, музыкальных книг родителям во временное пользование для занятий с детьми дома. Кроме того, это могут быть электронные копилки с методическими и дидактическими материалами, которые родители могут использовать в удобное для себя время, многократно дублировать с ребенком выполнение одного и того же задания при необходимости.
Обогащение предметно-пространственной среды осуществляется нами, в том числе с помощью родителей. По аналогии родители делают пособия для закрепления умений и навыков в домашних условиях.
Для просвещения родителей традиционно используем разнообразные наглядно-информационные материалы, размещая их на стендах и папках-передвижках в родительских уголках. Готовим памятки и буклеты разной направленности.
Творческую, воспитательную, познавательную, коммуникативную и развивающую функции несет в себе изготовление взрослыми и детьми художественно-творческих работ. Продукты детско-взрослого творчества представляются на конкурсах разного уровня, а также используются в дизайне групп, для тематического оформления лестничных маршей, оконных проемов и др. Такая работа объединяет интересы детей, родителей и педагогов, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.
Разностороннему развитию ребенка, его раскрепощению и обогащению социального опыта способствует досуговая деятельность, активными участниками которой являются родители. Они участвуют в подготовке праздников, закрепляя дома музыкальный репертуар, и помогают своим детям в ходе праздничного мероприятия. Совместный досуг помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создает у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения.
Одной из эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ является клуб родительского общения. Во время встреч родители обмениваются эмоциями, знаниями, опытом, обсуждают актуальные для них проблемы, проводят мастер-классы. В клубе нашего ДОУ выделился лидер, который инициирует такие встречи для передачи собственного опыта по типу «родитель-родителю». Они сами предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы друг другу.
Важным этапом перехода детей из детского сада в школу, что очень болезненно для многих родителей, является их информирование по данному вопросу. И никто лучше не может рассказать об этом, как наши бывшие воспитанники и их родители. С этой целью организуются встречи с выпускниками.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида носит специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения контингента воспитанников.
Взаимодействие с семьей обеспечивает:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- возможность родителям проявить самостоятельность и ответственность за воспитание, обучение и разностороннее развитие своего ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей;
- активизация родителей в разных сферах жизнедеятельности ребенка и семьи.
Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями
детей с ограниченными возможностями здоровья
Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. Канск
А.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКДОУ № 9, г. Канск
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, в семье формируются и закрепляются его социальные стереотипы.
Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые педагоги признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, тем более ребенка-инвалида, нуждается в особой психолого-педагогической помощи. Поскольку родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, некоторые испытывают горечь, неудовлетворенность, возникающие проблемы часто затрагивают внутрисемейные взаимоотношения. Поэтому при общении с такой категорией родителей необходим особый такт, установление доверительных отношений.
Общеизвестно, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к дальнейшему школьному обучению.
Интеграция воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и родителями.
Такая интеграция возможна при реализации основных принципов организации взаимодействия с родителями:
- непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
- системность и плановость в работе;
- ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
- доверие и сотрудничество между родителями и педагогами.
При этом необходимыми условиями являются:
- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;
- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития в семье и ДОУ;
- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).
Основными задачами организации взаимодействия с родителями являются:
- Изучение внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и ребенком, творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
- Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания, обучения и развития детей.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей посредством ознакомления с нормативно-правовой литературой, коррекционно-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Результатом является изменение стиля взаимодействия родителей со своим ребенком:
- расширение возможностей понимания (приятия) своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и активизация коммуникаций в семье;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Для повышения психолого-педагогической компетентности нами используются активные организационные формы работы, позволяющие решать комплекс задач одновременно.
Семинары-практикумы, когда мы играем с родителями, ставя их на место детей. Это позволяет знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей.
Индивидуальное консультирование с демонстрацией приемов работы позволяет организовать познавательно-игровое взаимодействие детей и родителей под руководством педагога. Данные приемы родители могут переносить в домашние условия.
Эффективной формой научения родителей способам взаимодействия со своим ребенком является их включение в коррекционно-развивающее занятие. При этом родители выступают полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса.
Широко используем «Домашнюю игротеку». Это предоставление дидактических игрушек, настольно-печатных игр, музыкальных книг родителям во временное пользование для занятий с детьми дома. Кроме того, это могут быть электронные копилки с методическими и дидактическими материалами, которые родители могут использовать в удобное для себя время, многократно дублировать с ребенком выполнение одного и того же задания при необходимости.
Обогащение предметно-пространственной среды осуществляется нами, в том числе с помощью родителей. По аналогии родители делают пособия для закрепления умений и навыков в домашних условиях.
Для просвещения родителей традиционно используем разнообразные наглядно-информационные материалы, размещая их на стендах и папках-передвижках в родительских уголках. Готовим памятки и буклеты разной направленности.
Творческую, воспитательную, познавательную, коммуникативную и развивающую функции несет в себе изготовление взрослыми и детьми художественно-творческих работ. Продукты детско-взрослого творчества представляются на конкурсах разного уровня, а также используются в дизайне групп, для тематического оформления лестничных маршей, оконных проемов и др. Такая работа объединяет интересы детей, родителей и педагогов, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.
Разностороннему развитию ребенка, его раскрепощению и обогащению социального опыта способствует досуговая деятельность, активными участниками которой являются родители. Они участвуют в подготовке праздников, закрепляя дома музыкальный репертуар, и помогают своим детям в ходе праздничного мероприятия. Совместный досуг помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создает у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения.
Одной из эффективных форм работы с семьей, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ является клуб родительского общения. Во время встреч родители обмениваются эмоциями, знаниями, опытом, обсуждают актуальные для них проблемы, проводят мастер-классы. В клубе нашего ДОУ выделился лидер, который инициирует такие встречи для передачи собственного опыта по типу «родитель-родителю». Они сами предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы друг другу.
Важным этапом перехода детей из детского сада в школу, что очень болезненно для многих родителей, является их информирование по данному вопросу. И никто лучше не может рассказать об этом, как наши бывшие воспитанники и их родители. С этой целью организуются встречи с выпускниками.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида носит специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения контингента воспитанников.
Взаимодействие с семьей обеспечивает:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- возможность родителям проявить самостоятельность и ответственность за воспитание, обучение и разностороннее развитие своего ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей;
- активизация родителей в разных сферах жизнедеятельности ребенка и семьи.
Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".
Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...
Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.
Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Система работы классного руководителя "Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях".
Система классного руковдителя воспитательного воздействия на учащегося....
Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.
В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....
«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».
Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...