Социально-культурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на уроках и внеклассных мероприятиях гуманитарного цикла.
статья на тему
Доклад руководителя МОГЦ на семинаре открытой методической недели .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_nedeli_mogts_2012.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-культурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на уроках и внеклассных мероприятиях гуманитарного цикла.
Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится интеграция.
Понятие "интеграция" прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Дословно латинское integratio - восстановление, восполнение. Ведущие педагоги, считают, что это процесс объединения каких-либо частей в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны.
Понятие "интеграция" Л.Н.Бахарева, раскрывает как "процесс сближения и связи наук". Этот процесс представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами.
В методике обучения термин "интеграция" - это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного процесса, предмета и их совокупностью.
В.А.Сухомлинский писал: "Процесс обучения будет легким, если это станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодией то, что ребенок обязан запомнить прежде всего". А интегрированные уроки являются таковыми.
Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое разрозненных частей. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему.
Психологическая структура внутреннего процесса усвоения знаний и способов деятельности представленная в учебнике "Педагогика" под редакцией Ю.К. Бабанского, включает в себя восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений ученика (зрительных, моторных), но и данные его прежнего опыта. В этом смысле восприятие не только предметной наглядности, но и её знаковых форм, а также словесной информации преподавания. Восприятие должно быть не пассивным, а активным, самостоятельным как учебной информации, так и жизненной реальности. Задача педагога подключить как можно более широкий спектр чувств учителя, полнее опереться на жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность.
Восприятие обязательного должно перерастать в осмысление и понимание изученного, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами вложения в их строение, состава назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, толкования содержания текста, смысла отдельных слов. Осмысление изучаемого материала характеризуется более глубоким на таком этапе появления определенного отношения к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов. В результате учащиеся глубоко осмысливают материал и уверенно овладевают им.
Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в ходе которого выделяются и объединяются общие существенные черты предмета, явлений действительности, изучаемых соответствующих предметов обучения. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации проявляет себя обобщение. Учащиеся должны уметь анализировать факты и свойства, сравнивать значимость учебного материала, делать выводы.
Во время обучения всё это проявится в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц. Процесс обобщения в ходе интегрированных уроков протекает при активном управлении со стороны учителя, который специально включает школьников в деятельность, формирующую умение обобщать изучаемое, отрабатывать, по психологической терминологии, деятельность обобщения. Уроки обобщения и систематизации знаний эффективно можно провести в форме интегрированных уроков.
Важным элементом процесса усвоения является закрепление. Для запоминания необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого в тех или иных частях его и в целом. Для этого необходимо закрепление материала.
Очень ценно в этом смысле задание ученикам - привести собственные примеры изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей. В таком случае закрепление не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.
В ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний. Умение их применять на практике, в учёбе и в жизни. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знание более прочным, жизненным и реально осмысленном. Все описанные элементы усвоения существуют не изолированно, они взаимосвязаны между собой, включают друг друга.
Интегрированный урок-
одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Преимущества интеграции на уроке
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких
уроков.
- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Рассмотрим основные положения методики интегрированного урока :
1. Четкое определение цели проведения интегрированных уроков и задач, заданные с позиции интегрирования.
2. Пересмотр содержания изучаемого материала.
3. Учителю следует пересмотреть методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности школьников, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеет используемые учителем методические приемы при проведении интегрированных уроков: демонстрация наглядных пособий, использование художественной литературы, музыкальных произведений, технических средств обучения, привлечение в процесс изложения нового материала, ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умением учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных связей, явлений природы, развитии науки и техники.
В этом смысле нельзя забывать известного положения Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное учение, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание учиться.
Учет возрастных особенностей учащихся, стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога.
Учитель продумывает организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточивает внимание на главных, ведущих идеях, преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников.
Одна из главных проблем интегрированных уроков - понимание учителем и учёт им особенностей каждого конкретного ребёнка. В интегрированных уроках надо соединить отдельные элементы в единое целое, чтобы каждому ребёнку стала понятна суть обучения.
Не менее важно, чтобы на этих уроках осуществлялось развитие речи детей. Это и обогащение, активизации словаря, развитие связной речи. Интегрированные уроки помогают в ознакомлении школьников с окружающим миром. Сегодня, как никогда раньше, все усилия нужно направить на повышение качества знаний учащихся и добиваться высоких результатов. Качество знаний зависит и от особенностей познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности.
Только находя свое выражение в игровой, учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности, надо активизировать ребёнка - это важнейший фактор его развития.
Интегрированный урок - это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Существуют разнообразные формы интегрированных уроков, применяемых на практике при обучении чтению и других учебных предметах - это уроки-утренники, уроки отчеты, урок устный журнал, урок-игра, а также разные виды внеклассных мероприятий. А учителю необходимо оценить возможности детей и уверенность в том, что задача для них посильна.
Нетрадиционными формами интегрированных уроков являются: "игра в театр", где каждый может стать актёром. Так поднимается уровень культуры художественного творчества. Существуют и другие многообразные формы работы на этих уроках. Например, урок-конференция. Подготовка идёт в микрогруппах. Нежелательно, чтобы дети одной микрогруппы знали, что говорят ребята другой. В подготовке принимают участие все дети класса. Учителю необходимо постоянно наблюдать за работой микрогрупп и работать совместно с детьми, ненавязчиво исправлять ошибки.
Школа, по мысли Я.А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должна способствовать учебная программа.
Понятие «Интегрированное обучение» в специальной (коррекционной) педагогике
В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н.М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования». Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования».
В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
В работах об интеграции детей с отклонениями в развитии вводится такое понятие, как социально-культурная интеграция. Содержание этого понятия разработано в исследованиях Д.Л. Шамсутдиновой. «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д.»
Н.М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки . Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В отечественной специальной педагогике используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемый термин – интегрированное обучение. М.И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов». Схожее определение интегрированного обучения даётся С.С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми». Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используется термин интегрированное обучение и воспитание, интегрированное образование. Однако в их содержание авторы вкладывают схожий смысл.
Помимо работ, анализирующих подходы к интеграции и интегрированному обучению, написанных в рамках специального образования, имеются монографические исследования, посвящённые данному вопросу, написанные в рамках общей педагогики и социологии образования. Д.В. Шамсутдинова использует понятие социально- культурная интеграция, содержание которого перекликается с содержанием понятия интеграция, используемым в специальной педагогике.
Изучив некоторые источники литературы, я сделала вывод, что в олигофренопедагогике ещё есть пробелы по этой теме.
Дата проведения | ТЕМА | Учитель | кабинет |
ПН. 19.03. | Семинар «Социально-культурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта на уроках и внеклассных мероприятиях гуманитарного цикла». | Лещенко И.В. Руководитель МОГЦ | Естествознания |
Пн. 20.03. | «Природа в русской поэзии, музыке и изобразительном искусстве» Интегрированный урок русского языка, изобразительного искусства и музыки. | Ткаченко Н.Н. | 7 класс |
Вт. 20.03 | «Значение физических упражнений для формирования системы и опоры движения» Интегрированный урок биологии и физкультуры. | Лещенко И.В. Жеребко О.В. | 9 класс Спорт.зал |
Ср. 21.03 5 урок | «Из глубины веков. Архаизмы.» Интегрированный урок русского языка и истории | Кирсанова А.Е. | 9 класс |
Чт. 22.03. | «Анализ открытой недели» | Лещенко И.В. | Географии |
Темы уроков и мероприятий подобраны просто замечательные, надеюсь что каждый из нас постарается, и проведет их на достойном уровне. Надеюсь, что от проведенных уроков удовольствие получат не только дети, но и мы с вами. А в этом во всём помогут каждому члену нашего МО присущее ему здоровое самолюбие и, конечно же, я надеюсь, и честолюбие, мастерство, профессионализм, и любовь к детям.
Желаю всем удачи.
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
Кроссворд.
- Профилирующий предмет Лещенко И.В..
- Семь на … пошло.
- Точный предмет, учителя которого не являются членами МОГЦ.
- … Павловна
… Викторовна
- Где живёт лиса?
- Сливочное мороженное детства, стоимостью 18-20 копеек.
- Медлительный человек, или главная педаль автомобиля.
- Это мы сдаем как в больнице, так и нашей администрации.
- Мы его периодически включаем, смотрим на него, получаем удовольствие, а может и не получаем, перед ним можем сидеть, можем лежать, можем даже спать. Дети называют его «ЯЩИК».
- «ТРУБА», в которой много развлечений, игр, мелодий, контактов, есть даже настройки…
- Член нашего МО, только наоборот.
- Место, где деньги нельзя заработать, там можно заработать только ГОРБ.
- 2007 году мы все переквалифицировались на …
Кроссворд.
1.Профилирующий предмет Лещенко И.В..
- Семь на … пошло.
- Точный предмет, учителя которого не являются членами МОГЦ.
- … Павловна
… Викторовна
- Где живёт лиса?
- Сливочное мороженное детства, стоимостью 18-20 копеек.
- Медлительный человек, или главная педаль автомобиля.
- Это мы сдаем как в больнице, так и нашей администрации.
- Мы его периодически включаем, смотрим на него, получаем удовольствие, а может и не получаем, перед ним можем сидеть, можем лежать, можем даже спать. Дети называют его «ЯЩИК».
- «ТРУБА», в которой много развлечений, игр, мелодий, контактов, есть даже настройки…
- Член нашего МО, только наоборот.
- Место, где деньги нельзя заработать, там можно заработать только ГОРБ.
- 2007 году мы все переквалифицировались на …
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №12 VIII вида»
Доклад на семинар открытой недели МОГЦ
Руководитель МОГЦ : Лещенко И.В..
Уважаемые педагоги, воспитатели, коллеги!
Учителя МОГЦ приглашают вас
на семинарское занятие, которое состоится
19.03.2012 г. в актовом зале в 14ч.10мин..
Приглашаем посетить открытые уроки
Дата проведения | ТЕМА | Учитель | кабинет |
Вт. 20.03 | «Значение физических упражнений для формирования системы и опоры движения» Интегрированный урок биологии и физкультуры. | Лещенко И.В. Жеребко О.В. | 9 класс Спорт.зал |
Ср. 21.03 5 урок | «Из глубины веков. Архаизмы.» Интегрированный урок русского языка и истории | Кирсанова А.Е. | 7-9 классы |
Чт. 22.03. | «Анализ открытой недели» | Лещенко И.В. | Географии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество через профессиональное самоопределение»
В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество. Под этими словами подр...
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)"
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)...
Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в наши дни.Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагог...
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющ...
«Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении».
laquo;Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении»....