доклад на тему "Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями".
материал на тему

Громова Оксана Викторовна

Представлены игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями.

        Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Поскольку существует тесная  взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие мелкой и общей моторики, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. (Слайд № 2)

        Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая, дыхательная  гимнастики,  логоритмика и т.д., выявил возможность и необходимость использования  в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов. Я хочу остановиться на  кинезиологии.

       Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. (Слайд № 3)

       Одной из интересных разработок в области кинезиологии является программа «Гимнастика мозга», которая  была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих  в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”. В 1987 г. результаты гимнастики мозга были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения гимнастики мозга по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. (Слайд № 4)

         Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

       Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое)  (Слайд № 5), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной  передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. (Слайд №  6)

       В течение  года я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении социальной адаптации детей.

      Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала после знакомства с книгой Сиротюк А.Л. “Обучение детей с учетом психофизиологии”. Позже была изучена и другая литература на эту тему.

        В сентябре месяце провела диагностическое обследование учащихся первых классов, которое показало, что 8 человек имеют общее недоразвитие речи VI уровня. У детей  были нарушены не только все компоненты речи (звукопроизношение, грамматический строй, словарь и связная речь), но и память, внимание, мышление.

          К сожалению, не всегда в школе есть возможность выделить в учебном плане специально урок для подобных занятий, поэтому мной был выбран оптимальный в условиях нашей школы вариант работы.

         Кинезиологические упражнения  я провожу  в начале урока  как  организационный момент, в середине урока  в качестве  динамической  паузы  и в конце урока  до подведения итогов.  Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 10 - 15 минут в день. Занятия проходятся   три раза в неделю. (Слайд № 7)

      Все упражнения  так называемой «Гимнастики мозга» используемые мной на уроках воздействуют на различные системы управления организмом. Их можно  разделить на три блока:

  1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек).                                                                                        

       Цель: повышение энергетики коры головного мозга. (Слайд № 8)

  1. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно-латерального характера).

       Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга. (Слайд №9)

  1. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).

 Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем ребенка, снятие эмоционального стресса. (Слайд № 10)

В качестве организационного момента на уроках я использую растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Сорви  яблоки», (Слайд №11)

Массаж  улучшающий кровоснабжение головного мозга, способствующий концентрации внимания. (Слайд № 12 видио)  

На динамических паузах и в конце урока  я использую:

  • Упражнения для развития  мелкой моторики: «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка». (Слайд № 13)
  • Глазодвигательные упражнения: «Снятие зрительного стресса»,  «Горизонтальная восьмерка», «Глаз путешественник». (Слайд №14)
  • Дыхательные упражнения: «Свеча», «Ныряльщик».
  • Телесные упражнения: «Перекрестное марширование», «Мельница»,  «Паровозик», «Робот».

   Чтобы детям было интереснее и легче запоминалось названия упражнений, я изготовила картинки – символы. (Слайд № 15)

       После проведения коррекционной работы с использованием кинезиологических упражнений  в декабре месяце  я провела промежуточную диагностику и увидела, что у детей повысился речевой уровень (обогатился словарь, меньше стало грамматических ошибок, улучшилось звукопроизношение). (Слайд № 16)

       Сравнив результаты  с группой  детей диагностированных  в прошлом учебном  году (дети имели такое же речевое заключение), но с ними не проводилась «Гимнастика Мозга», (Слайд №  17)   пришла к выводу, что динамика у детей в прошлом году за этот же период была  ниже, чем в этом году. (Слайд № 18 )

         Таким образом, использование метода кинезиологии значительно повышает эффективность в работе по коррекции сложных речевых нарушений, улучшая мыслительную деятельность, память, внимание.

          И в заключение хотелось бы отметить несколько важных моментов в проведении подобных упражнений: (Слайд №19)

  • Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
  • Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Спасибо за внимание! (Слайд № 20)

Список литературы.

         Сиротюк А.Л.  Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000

          Кольцова М.М.  Ребенок учится говорить. М., 1973.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Описывается система работы с одаренными детьми  в НОУ в школе  и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...

Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.

Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин ...