доклад на тему "Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями".
материал на тему
Представлены игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие мелкой и общей моторики, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. (Слайд № 2)
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая, дыхательная гимнастики, логоритмика и т.д., выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов. Я хочу остановиться на кинезиологии.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. (Слайд № 3)
Одной из интересных разработок в области кинезиологии является программа «Гимнастика мозга», которая была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”. В 1987 г. результаты гимнастики мозга были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения гимнастики мозга по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. (Слайд № 4)
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое) (Слайд № 5), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. (Слайд № 6)
В течение года я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении социальной адаптации детей.
Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала после знакомства с книгой Сиротюк А.Л. “Обучение детей с учетом психофизиологии”. Позже была изучена и другая литература на эту тему.
В сентябре месяце провела диагностическое обследование учащихся первых классов, которое показало, что 8 человек имеют общее недоразвитие речи VI уровня. У детей были нарушены не только все компоненты речи (звукопроизношение, грамматический строй, словарь и связная речь), но и память, внимание, мышление.
К сожалению, не всегда в школе есть возможность выделить в учебном плане специально урок для подобных занятий, поэтому мной был выбран оптимальный в условиях нашей школы вариант работы.
Кинезиологические упражнения я провожу в начале урока как организационный момент, в середине урока в качестве динамической паузы и в конце урока до подведения итогов. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 10 - 15 минут в день. Занятия проходятся три раза в неделю. (Слайд № 7)
Все упражнения так называемой «Гимнастики мозга» используемые мной на уроках воздействуют на различные системы управления организмом. Их можно разделить на три блока:
- Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек).
Цель: повышение энергетики коры головного мозга. (Слайд № 8)
- Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно-латерального характера).
Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга. (Слайд №9)
- Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).
Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем ребенка, снятие эмоционального стресса. (Слайд № 10)
В качестве организационного момента на уроках я использую растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Сорви яблоки», (Слайд №11)
Массаж улучшающий кровоснабжение головного мозга, способствующий концентрации внимания. (Слайд № 12 видио)
На динамических паузах и в конце урока я использую:
- Упражнения для развития мелкой моторики: «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка». (Слайд № 13)
- Глазодвигательные упражнения: «Снятие зрительного стресса», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз путешественник». (Слайд №14)
- Дыхательные упражнения: «Свеча», «Ныряльщик».
- Телесные упражнения: «Перекрестное марширование», «Мельница», «Паровозик», «Робот».
Чтобы детям было интереснее и легче запоминалось названия упражнений, я изготовила картинки – символы. (Слайд № 15)
После проведения коррекционной работы с использованием кинезиологических упражнений в декабре месяце я провела промежуточную диагностику и увидела, что у детей повысился речевой уровень (обогатился словарь, меньше стало грамматических ошибок, улучшилось звукопроизношение). (Слайд № 16)
Сравнив результаты с группой детей диагностированных в прошлом учебном году (дети имели такое же речевое заключение), но с ними не проводилась «Гимнастика Мозга», (Слайд № 17) пришла к выводу, что динамика у детей в прошлом году за этот же период была ниже, чем в этом году. (Слайд № 18 )
Таким образом, использование метода кинезиологии значительно повышает эффективность в работе по коррекции сложных речевых нарушений, улучшая мыслительную деятельность, память, внимание.
И в заключение хотелось бы отметить несколько важных моментов в проведении подобных упражнений: (Слайд №19)
- Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
- Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
- Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
- Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
- Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Спасибо за внимание! (Слайд № 20)
Список литературы.
Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
Описывается система работы с одаренными детьми в НОУ в школе и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...
Средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений.
Методическая разработка....
Биологические задачи как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
биологические задачи...
Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.
Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин ...