Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
методическая разработка

Струкова Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

Проект

 по теме самообразования

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

 

 

                             Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

 

·       Паспорт проекта.

·       Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

·       Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)

·       Результаты деятельности

·       Конечный продукт

·       Выводы

·       Приложения

·       Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.

Тип проекта:      Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

 

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
 

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей  с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

 Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной.  Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Сроки

Содержание деятельности

  

Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)

Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

Декабрь

Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь – апрель

Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля

Анализ работы и её практических результатов

Май

Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь

Защита проекта по самообразованию

 

ПРОБЛЕМА

 

Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

 

ГИПОТЕЗА

 

Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

         Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Логоритмика  основывается на сочетании слова, музыки и

движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

          В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

           Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

            При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.  

 

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики:  коррекция координации движений и речи.

         Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи:  развитие речевого дыхания;  формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

1.      Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.      Развитие речи детей и корректировка  их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

 

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

•        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

•        Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

•        Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

•        Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1.      упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.      выработка продолжительного речевого выдоха,

3.      тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

•        Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

•        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

•        Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

•        Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

•        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

•        Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

•        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

•        Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

•        Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

•        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

•        Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

•        Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

•        Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

•        Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

•        Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

•        Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

•        В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o   Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o   Улучшение речевой памяти;

o   Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o   Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

 

 

 

 

 

 

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

o        Конспекты НОД по логопедической ритмике.

o        Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.

o        Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

ВЫВОДЫ

 

o        Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

 

          Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

 

o          Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

2.     Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.

3.     Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

4.     Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5.     Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

6.     Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.

7.     Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.

8.     Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.

9.     Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.

10.«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

 

  

 

 

 

Проект

 по теме самообразования

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

 

 

                             Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Паспорт проекта.
  • Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
  • Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
  • Результаты деятельности
  • Конечный продукт
  • Выводы
  • Приложения
  • Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.

Тип проекта:      Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

 

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
 

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей  с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

 Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной.  Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Сроки

Содержание деятельности

  

Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)

Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

Декабрь

Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь – апрель

Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля

Анализ работы и её практических результатов

Май

Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь

Защита проекта по самообразованию

 

ПРОБЛЕМА

 

Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

 

ГИПОТЕЗА

 

Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

         Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Логоритмика  основывается на сочетании слова, музыки и

движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

          В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

           Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

            При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.  

 

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики:  коррекция координации движений и речи.

         Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи:  развитие речевого дыхания;  формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

1.      Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.      Развитие речи детей и корректировка  их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

 

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

•        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

•        Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

•        Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

•        Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1.      упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.      выработка продолжительного речевого выдоха,

3.      тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

•        Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

•        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

•        Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

•        Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

•        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

•        Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

•        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

•        Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

•        Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

•        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

•        Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

•        Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

•        Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

•        Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

•        Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

•        Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

•        В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

 

 

 

 

 

 

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

  • Конспекты НОД по логопедической ритмике.
  • Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
  • Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

ВЫВОДЫ

 

  • Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

 

          Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

 

  •   Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
  4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
  6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
  7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
  8. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  9. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
  10. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 по теме самообразования

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

                             Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  • Паспорт проекта.
  • Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
  • Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
  • Результаты деятельности
  • Конечный продукт
  • Выводы
  • Приложения
  • Библиография

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.

Тип проекта:      Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей  с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

 Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной.  Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Сроки

Содержание деятельности

Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)

Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

Декабрь

Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь – апрель

Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля

Анализ работы и её практических результатов

Май

Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь

Защита проекта по самообразованию

ПРОБЛЕМА

Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА

Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

        Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Логоритмика  основывается на сочетании слова, музыки и

движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

          В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

           Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

            При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.  

 

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики:  коррекция координации движений и речи.

        Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи:  развитие речевого дыхания;  формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

1.        Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.        Развитие речи детей и корректировка  их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

•        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

•        Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

•        Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

•        Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1.        упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.        выработка продолжительного речевого выдоха,

3.        тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

•        Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

•        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

•        Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

•        Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

•        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

•        Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

•        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

•        Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

•        Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

•        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

•        Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

•        Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

•        Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

•        Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

•        Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

•        Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

•        В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

  • Конспекты НОД по логопедической ритмике.
  • Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
  • Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

  • Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

          Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

  •   Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
  4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
  6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
  7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
  8. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  9. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
  10.  «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений у дошкольников.

Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....

Магнитный театр как средство коррекции речевых нарушений.

Разнообразить  трудную, зачастую монотонную работу по автоматизации звуков,  сделать её интересной, увлекательной и желанной для детей помогает логопеду театрализованная деятельность....

обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»...

Педагогический проект "Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ"

      Количество детей, имеющих различные нарушения речи, возрастает с каждым годом. Это является результатом увеличения частоты общих заболеваний детей, плохая экология, а также...

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Проект по теме самообразования«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»...