Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
методическая разработка
Проект
по теме самообразования
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.
2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
· Паспорт проекта.
· Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
· Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
· Результаты деятельности
· Конечный продукт
· Выводы
· Приложения
· Библиография
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.
Тип проекта: Исследовательский
Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.
Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.
Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.
Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.
Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.
Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Сроки | Содержание деятельности |
Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) | Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой |
Декабрь | Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования |
Январь – апрель | Подготовка конспектов уроков самообразования |
Конец апреля | Анализ работы и её практических результатов |
Май | Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе |
Июнь | Защита проекта по самообразованию |
ПРОБЛЕМА
Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА
Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и
движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.
В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).
Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Цель логоритмики: коррекция координации движений и речи.
Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
o Улучшение речевой памяти;
o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ
o Конспекты НОД по логопедической ритмике.
o Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
o Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
o Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
3. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
6. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
7. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
8. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
9. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
10.«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,
1997 г.
Проект
по теме самообразования
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.
2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта.
- Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
- Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
- Результаты деятельности
- Конечный продукт
- Выводы
- Приложения
- Библиография
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.
Тип проекта: Исследовательский
Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.
Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.
Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.
Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.
Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.
Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Сроки | Содержание деятельности |
Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) | Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой |
Декабрь | Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования |
Январь – апрель | Подготовка конспектов уроков самообразования |
Конец апреля | Анализ работы и её практических результатов |
Май | Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе |
Июнь | Защита проекта по самообразованию |
ПРОБЛЕМА
Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА
Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и
движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.
В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).
Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Цель логоритмики: коррекция координации движений и речи.
Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- Улучшение речевой памяти;
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ
- Конспекты НОД по логопедической ритмике.
- Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
- Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
- Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
- Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
- Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
- Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
- Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
- Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,
1997 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по теме самообразования
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Автор: учитель-логопед Струкова Л.А.
2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта.
- Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
- Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
- Результаты деятельности
- Конечный продукт
- Выводы
- Приложения
- Библиография
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Ф.И.О. авторов: Шмелёва Т.А., Изнаирова О.Г.
Тип проекта: Исследовательский
Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.
Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.
Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.
Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.
Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением), интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.
Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Сроки | Содержание деятельности |
Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) | Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой |
Декабрь | Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования |
Январь – апрель | Подготовка конспектов уроков самообразования |
Конец апреля | Анализ работы и её практических результатов |
Май | Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе |
Июнь | Защита проекта по самообразованию |
ПРОБЛЕМА
Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА
Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.
Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и
движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.
В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).
Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Цель логоритмики: коррекция координации движений и речи.
Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- Улучшение речевой памяти;
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ
- Конспекты НОД по логопедической ритмике.
- Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.
- Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
- Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
- Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
- Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
- Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
- Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
- Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,
1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....
доклад на тему "Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с речевыми нарушениями".
Представлены игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия...
Магнитный театр как средство коррекции речевых нарушений.
Разнообразить трудную, зачастую монотонную работу по автоматизации звуков, сделать её интересной, увлекательной и желанной для детей помогает логопеду театрализованная деятельность....
обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»
обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»...
Коррекция речевых нарушений на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.
Личный опыт работы по логоритмике....
Педагогический проект "Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ"
Количество детей, имеющих различные нарушения речи, возрастает с каждым годом. Это является результатом увеличения частоты общих заболеваний детей, плохая экология, а также...
Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Проект по теме самообразования«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»...