Доклад на тему: Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы
материал по физкультуре
Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной
(коррекционной) школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением и не только способствует коррекции психофизического развития, но и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество.
Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле:
в первом случае - как социально значимое явление, поскольку ребенка с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни;
во втором - как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики.
Уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы различны.
В своих работах В.М.Мозговой, С.Д.Юровский, С.Д,Бабенкова, Н.А.Козленко говорят о том, что при умственной отсталости двигательные нарушения проявляются в несформированности тонких дифференцированных движений, низкой обучаемости движениям, плохой координации сложных двигательных актов, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения действий, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции.
Таким образом, недостатки движений у детей с интеллектуальными нарушениями являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у них двигательных умений и навыков, а в следствии затрудняют их обучение общеобразовательным предметам, а также приобретение навыков самообслуживания.
В связи с этим первостепенной целью физического воспитания является формирование у учащихся жизненно важных двигательных умений и навыков, укрепление здоровья и подготовка к жизни и деятельности в обществе то есть -успешная социальная адаптация.
Разнородность состава учащихся по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания в коррекционной школе:
- корригировать и осуществлять компенсацию нарушений физического развития,
- укреплять здоровье, содействие нормальному физическому развитию.
- развивать основные физические качества, способности, двигательные возможности;
- формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультурой,
- способствовать устойчивой физической работоспособности.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения лежат следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения.
Физическое воспитание имеет обще-подготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Оно обеспечивает увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются аналогичные функциональные возможности.
На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности, то оно является в таком случае одной из форм практического трудового воспитания.
Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.
Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением). Важно, чтобы система выполнения таких обязанностей была связана с удовлетворением не только личных потребностей, но и нужд коллектива. Благодаря этому занимающиеся не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но вместе с тем приучаются к ответственности, сознательной дисциплине, организованности, согласованности действий в совместном деле, а также приобретают умение руководить и подчиняться, получая удовольствие от хорошо налаженной, хотя и будничной, но необходимой и полезной для коллектива работы.
Итак, мы видим, что физическое воспитание играет важную роль в подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы к труду. Также физическое воспитание способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, корригирует недостатки умственного и физического развития, формирует правильные навыки жизненно важных движений и расширяет двигательные возможности путем коррекции недостатков моторики, развивает готовность к овладению новыми умениями и навыками.
Для полноценного осуществления физического воспитания учащихся, в коррекционной школе модель коррекции двигательной сферы представить следующим образом:
-учебная двигательная активность (уроки физической культуры)
-реабилитационная двигательная активность (ЛФК, ритмика, развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия)
-релаксационная двигательная активность:
*физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия утомления (динамические паузы)
*физкультпаузы- более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудового обучения (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование элементов кинезиологии, самомассажа, методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий(КОДД) и.д.)
*организованная перемена (подвижные, танцевальные перемены)
-оздоровительная двигательная активность:
*утренняя зарядка (ученики выполняют упражнения общефизической направленности, направленные на включение школьников в ритм дневной деятельности)
*дни Здоровья
-спортивная двигательная активность (спортивные акции, праздники, участие в спартакиадах, соревнованиях)
-игровая двигательная активность (коррекционно-развивающие игры в движении)
-досуговая (прогулки после уроков, экскурсии, спортивные кружки и т.д.)
-бытовая двигательная активность (трудовой час, домашний труд)
Использование различных формы работы, позволяет комплексно осуществлять физическое воспитание, является полноценным средством реабилитации, коррекции и адаптации учащихся.
Основной формой работы по физическому воспитанию является урок. В программах по физической культуре четко определены задачи физического воспитания умственно отсталых школьников. В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи.
Учитель должен подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития, моторики.
Решение коррекционно-развивающей задачи предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения используются для коррекции имеющихся нарушений как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.
Согласно поставленным целям подбираются основные виды упражнений. По способу воздействия на организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корригирующие без предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслабления мышц; с положениями головы, туловища, конечностей; с предметами и на снарядах.
В своей работе всегда учитываю, что состав учащихся в каждом конкретном классе или группе ЛФК разнороден по своим психофизическим особенностям. У нас в школе обучаться дети, имеющие различные нарушения моторики и физического развития, относящиеся к различным группам здоровья и медицинским группам. Осуществляя работу в первую очередь опираюсь на особенности и возможности каждого учащегося, использую индивидуальный подход.
На уроках физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательные возможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Для того чтобы серьезно подготовиться к уроку необходимо знать состав учащихся класса, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; познакомиться с учениками, посетив другие уроки; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.
Немаловажным средством реабилитации, коррекции и адаптации учащихся коррекционной школы являются занятия ЛФК. ЛФК - это медико - педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Коррекционные задачи ЛФК состоят в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также профилактика и коррекция нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (сколиозов, лордозов, кифозов), плоскостопия. Коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре. Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.
У детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.
Воспитание у ребенка сознательного отношения к применению физических упражнений и приобщение его к активному участию в реабилитационном процессе ЛФК является важной составляющей в педагогическим процессом.
Особое значение для реабилитации, коррекции и адаптации учащихся имеют спортивно-массовые мероприятия и праздники. Это дни Здоровья, недели физкультуры, военно-спортивные соревнования «А ну-ка парни», спортивные викторины, «Казачьи забавы», «Зарницы». Школьная социально-спортивная среда оказывают огромное влияние на индивидуальные проявления личностных черт. В процессе физического воспитания умственно отсталые дети получают и волевую закалку. Кроме того, у них вырабатываются такие ценные качества, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями. Именно в процессе физического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку, подростку включиться в занятия физкультурой, достичь «спортивных» результатов, научиться участвовать в различных формах дополнительного образования.
Таким образом цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всестороннем развитии школьника. Прикладное направление - это не только участие в каких-то физических двигательных нагрузках, это и привлечение к занятиям спортом, участие как во внутришкольной спортивной жизни так и в соревнованиях различного уровня. При участии в «Кубанскиех спартакиадах» на зональном уровне ребятам предаставляется возможность не только показать высокие спортивные результаты, но и приобрести социальный опыт.
Занятия в спортивных секциях, где группы школьников укомплектованы из нескольких классов, позволяют объединить, сплотить общим интересом, наладить дружеский контакт между разновозрастными учащимися.
Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, - это способ активного развития, то для ребенка с нарушением интеллекта - физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение таких детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, в настоящее время, физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания - это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в развитии.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что физическое воспитание во вспомогательной школе заключается в реабилитации, коррекции и адаптации умственно отсталых школьников. Чтобы этот процесс проходил успешно и безболезненно для детей, важно чтобы вокруг них была создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно и уютно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)
Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. ...
Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соот...
Доклад на тему: «Нетрадиционное использование рисунков и проектов на уроках истории в специальной коррекционной школе-интернате»
На уроках истории я использую метод нетрадиционного подхода использования средств наглядности. В чем заключается практическая значимость такого метода?...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»
Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, и...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация, дидактические принципы и принци...