технологическая карта урока 5 класс
методическая разработка (5 класс)

Русакова Вера Николаевна

Тема урока: Ухода за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта27.77 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА. Учитель-Русакова Вера Николаевна

         Свой урок я старалась построить в соответствии ФГОС. Отбор учебного материала производился с учётом индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся.

         Урок проведён в 5 классе в соответствии с программой учебного предмета сельскохозяйственный труд. Место и время проведения соответствует календарно -тематическому плану.

          На уроке присутствовало 8 детей.

Урок раздела: «Комнатные растения».

Тема урока: Ухода за комнатными растениями.

Тип урока: - рефлексия

Цель урока: расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.

Задачи:

  • систематизировать представления обучающихся о способах ухода за комнатными растениями.
  • развивать умения действовать по заданию.
  • коррекция действий с опорой на словесный наглядный материал.
  • воспитание заботливости и интереса к комнатным растениям и ухода за ними.

Планируемый результат:

Личностные результаты: Готовность обучающихся к саморазвитию, формирование умения провести самооценку, взаимопроверку в классе, развитие эстетического вкуса.

Предметные умения:

Регулятивные: совершенствование умения ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

Познавательные: формирование умения анализировать теоретический материал, извлекать информацию из различных источников, делать выводы, самостоятельно формулировать результат исследовательской деятельности.

коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, построение речевых высказываний в устной форме, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях.

Межпредметные связи урока- мир природы и человека, природоведение, изо, ручной труд.

Базовые учебные действия (БУД):

Формирование представлений об уходе за комнатными растениями; о значении правил ухода за комнатными растениями, условия роста и развития. (Дети сравнивали, составляли схему, вели наблюдение, формулировали ответы и т.д.)

Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (работа по образцу), частично-поисковый, практическая работа.

Формы: фронтальная, групповая формы работы.

Дидактические средства, оборудование:

Оборудование: карточки, жетоны (светофор), картинки, компьютер, слайды, проектор, комнатные растения, инвентарь, лепестки с заготовленными шаблонами цветка в горшке.

Технологии:

- Информационно — коммуникационная технология

- Технология развития критического мышления (мозговой штурм)

 - Проблемного обучения

- Здоровьесберегающая технология

- Игровые технологии

- Поисково-исследовательская технология

Технологическая карта урока рефлексии (комбинированный)

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые БУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация

(организационный момент)

Игра «поделись позитивом»

Настраивает уч-ся на успешную работу (Обмен положительным настроением)

Приветствие учителя, психологический настрой, подготовка рабочих мест. Рапорт

К- взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Л.-осознание себя как ученика.

2.Актуализация знаний

Наглядно-словесный «мозговой штурм»

 (по презентации)

Беседа, вопросы по слайдам. Помощь в поиске путей решения проблемы.

Отвечают на вопросы полным и развернутым ответом, выполнение заданий, нахождение ошибок, исправление, повторение пройденного (оценивание др.др. жетонами и свою работу лепестками)

К. - вступать в контакт,

Р.- соблюдение ритуалов школьного поведения,

П. - делать обобщения, выводы.

3. Постановка проблемы, цели и задач урока.

Частично-поисковый м Элемент метода проблемного обуч.,

Подводит уч-ся к определению границ знания и незнания, осознанию темы. (демонстрация погибшего дом.растения)

Уч-ся получают задание, для решения которых не хватает имеющихся знаний. Работа над постановкой цели и задач урока.

Р. - соблюдение ритуалов школьного поведения,

 П. - делать обобщения, выводы

Л. - самост.-ть в выполнении заданий

4.Первичное усвоение новых знаний.

Практический м., объяснительно иллюстративный, частично поисковый м., печатно-словесный м.,

Организует уч-ся по исследованию проблемной ситуации (предоставляет информацию в презентации, работа с книгой)

(составление памятки главные условия ухода за растениями)

физминутка

Определяют алгоритм выполнения задания. Работа с книгой. Составление плана (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). (оценивание др.др. жетонами и свою работу лепестками)

К. - вступать в контакт.

 Р.- соблюдение ритуалов школьного поведения,

П.- делать обобщения, решать проблемы

5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Практический м.,

репродуктивный м.,

печатно-словесный м.,

Устанавливает

осознанность

восприятия.

игра предмет

(работа с памяткой)

Решают задания с проговариванием алгоритма. (называют предмет, его назначение и к какому условию относится) (оценивание др.др. жетонами и свою работу лепестками)

Л.- самост.-ть в выполнении заданий,

К. - сотрудничать,

конструктивно

взаимодействовать

6.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Словесный м, практический м. репродуктивный м., самоконтроль.

Помогает, советует,

консультирует.

Организовывает

осуществление

самопроверки. (магазин, составление паспорта ком.растения)

Самостоятельно выполняют, проверяют, обобщают выполнение задания. (составляют паспорт растения (его особенности в уходе))

(оценивание др.др. жетонами и свою работу лепестками)

Р.-соотносить свои действия и результаты с заданными образцами

Л.- самост.-ть в выполнении заданий,

7.Включение в систему знаний умений.

Словесный

Консультирует.

Выявление связи полученных знаний с ранее изученными темами

Р. - корректировать свою деят.ть с учётом выявленных недочётов

8.Осуществление рефлексии.

Словесный м., наглядный

Организовывает

рефлексию.

Акцентирует внимание на успех проделанной работы.

Оценивание,

взаимооценивание

результатов (демонстрация цветочка полученного при само оценивании своей работы на уроке)

К.- умение выражать свои мысли

Приложение 1.

«Мозговой штурм» Класс делится на две группы. Вопросы задаются по очереди. Каждая группа оценивает друг друга жетонами (красная- неправильно, зелёная-правильно, желтая-есть что дополнить).

  1. Назвать виды растений, показанные в презентации, (лесные, луговые или полевые, садовые и комнатные)
  2. Назовите основные группы ком. растений? (декоративно-цветущие, декоративно-лиственные и лианы)
  3. Значение комнатных растений в жизни человека? (собирают пыль, очищают воздух, лечат, создают уют и красоту, делают добрее и трудолюбивее)
  4. Строение (части) комнатного растения? (корень, стебель, листья, цветы; корень, розетка, листья, цветы)

Приложение 2.

Памятка по уходу за комнатными растениями:        

СВЕТ

Прямые лучи (на подоконнике)

Яркое солнышко (картинка)

Рассеянный свет (около окна) Солнышко с рассеянными лучами

Полутень (светлое место)

Солнышко на половину затемнено

Тень (самое темное место в комнате)

Тёмное солнышко

ВОЗДУХ

Температура

от +15 до +24 градусов

Ткань, кисточка

Пульверизатор

Инвентарь для рыхления земли

ВОДА

Обильный полив

Полив средний

Редкий полив

Полив в поддон

Дополнительные условная ухода: удобрение, обрезка сухих веток.

Приложение 3. Игра-«предмет»

Предмет - что им делают и найди его место на схеме? (вытягивание предмета и его определение в схеме) учащиеся зарисовывают (вклеивают) схематично в памятке данные варианты ответов.

-лейка -полив (картинки в землю горшка, в поддон, температура воды, как часто и обильно)

-тряпочка-воздух (очищают листья от пыли, чтобы могли дышать растения и выделять кислород) (гладких крупных листьев) -опрыскиватель-воздух увлажняет (пульверизатор) (для мелких листьев и влаголюбивых растений)

- кисть воздух (очищают листья от пыли, чтобы могли дышать растения и выделять кислород) (ворсистых листьев и кактусов (сметать пыль кисточкой)

-палочка- воздух (для поступления кислорода для корней) (не повредить корни растений)

-удобрение- дополнительный уход для роста и развития растений

-ножницы -дополнительный уход для удаления засохших листьев и создания эстетического вида растению.

Приложение 4.

«Магазин». По подготовленным карточкам (с описанием растения, его условий роста и развития) нужно приобрести любое растение и по имеющей схеме составить паспорт. Для урока были подготовлены: Аихризон, Герань, Спатифиллум, Каланхоэ, Пеперомия, фикус Бенджамина, Хлорофитум. Фиалка.

         Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы.

         На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность.

        Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

        При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

        Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания практического задания, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

        Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Дети остались уроком довольны.

       Активность былаЮ0%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд оптимальны. План урока был выполнен.                                              

                   

Авторская разработка урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...