Логопедическая викторина "Что? Где? Когда?"
план-конспект

Пакина Татьяна Васильевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_viktorina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23»

 

Логопедическая викторина

для детей старшей группы

«Что? Где? Когда?»

/в рамках Логонедели в ДОУ/

Подготовила и провела

учитель – логопед МДОУ

Пакина Татьяна Васильевна

1 апреля 2019 г.

Цель: развитие и совершенствование лексико - грамматического строя речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Формирование  у детей интереса к логопедическим занятиям и занятиям по развитию речи.
  • Обобщение и совершенствование знаний детей и умения пользоваться грамматическими формами в речи .

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие навыков словоизменения и словообразования (образование ед.ч. и мн.ч. имен существительных; образование  уменьшительно-ласкательной формы имен существительных; образование род.падежа, дат.падежа ед. ч. и мн.ч. имен существительных; образование имен существительных, обозначающих названия детеныша, детенышей животных; образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных; согласование существительного с прилагательным, с глаголом, с наречием, с числительным, с местоимением в роде и числе;
  • Развитие активного предметного словаря, словаря действий и признаков.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие  артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, переключаемости  движений.
  • Развитие умения логически и грамматически правильно строить высказывания, отвечать на поставленные вопросы;
  • Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, познавательной и речевой активности.

Коррекционно – воспитательные:

  • Формирование умения работать в команде, сохранять дружественные отношения между детьми, навыков взаимопомощи, самоконтроля за речью;
  • Формирование навыков взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Оборудование. 

Интерактивная доска, волчок со стрелкой и конверты с заданиями, бейджи для игроков, корзиночка, муляжи овощей и фруктов, игровой кубик, предметные картинки в печатной виде и в виде презентации, черный ящик, сюрприз для детей.

Содержание:

  1. Организационный момент.

 Объявление темы мероприятия. Создание эмоционально положительного фона.

Логопед: 

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Я рада  приветствовать вас на первой встрече логопедической викторины  “Что? Где? Когда?”, в  которой примет участие команда детей подготовительной группы.

 

Викторина, как известно,

Очень - очень интересна,

Очень увлекательна,

Для деток познавательна!

 

Цель нашего мероприятия - не соревнование, не желание показать, кто лучше, кто хуже, а продемонстрировать, чем вы занимаетесь в детском саду, как умеете работать в команде, совещаться, находить правильное решение.

Надеюсь, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем нашу команду.

(В зал под музыку входят дети - «Приветствие»)

- Команда называется …  (дети хором) «Умники и умницы».

Представляю каждого участника команды ….И капитана команды…..

- Команда, каков ваш девиз?

Дети:

Мы веселые ребята,

Не даем себе скучать,

С удовольствием мы будем

На вопросы отвечать!

Логопед:

Здесь у нас присутствуют болельщики, которые хотят сказать вам напутственные слова.

Болельщики (дети): 

Команде сегодня хотим пожелать

Уверенно, твердо к победе шагать!

Болельщики (взрослые):

Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда очень четко отвечать!

Логопед: 

А для начала давайте настроимся на игру: возьмемся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло друг друга и передадим уверенность в победе своим друзьям, глубоко вдохнем носом и плавно, медленно выдохнем ртом, глаза открываем.

А теперь разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно отвечать на вопросы.

                 

Артикуляционная гимнастика:

Раз – скорее улыбнись.

Два – язык опустим вниз.

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

Молодцы! Теперь мы готовы играть.

И сегодня с нашими знатоками играет команда Смешариков, которые подготовили для вас очень интересные задания. (Слайд со смешариками.)

     

Объясняю правила игры:

1. Капитан команды будет крутить волчок, чтобы выбрать задание. На каком задании остановится стрелка, то задание и будет предложено игрокам.

2. За каждый правильный ответ вы зарабатываете один смайл.

3. Получив задание, игроки должны посовещаться и дать ответ. Кричать и перебивать товарищей не разрешается.

4. Если игроки будут шуметь, то получат красную карточку. И, если у команды будет две красных карточки, то команда лишается одного смайлика.

5. Подсказки болельщиков не принимаются.

6. Оценивать ваши ответы будет жюри.

Давайте поприветствуем жюри. (Представить членов жюри.)

2. Основная часть:

Итак, игра начинается. (звучит музыка - «Самый умный»)

Начинается игра,

Нам ее открыть пора!

Попрошу капитана  подойти к игровому полю, раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать задание одного из Смешариков.

Задание от Совуньи.

 

«Составьте  предложение»

Игроки становятся в шеренгу. Первый игрок называет слово на картинке. Второй игрок добавляет слово – признак, третий – слово-действие, четвертый и пятый дополняют предложение новыми словами. Последний игрок команды должен повторить все предложение целиком. Далее игроки меняются местами (последний встает первым, играют до тех пор, пока каждый игрок не вернется на свое место).

Жюри оценивает работу детей. (счет….в пользу знатоков)

Попрошу капитана  вновь раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Задание от Бараша . 

«Слова - родственники».

У каждого из вас есть родители, бабушки, дедушки, братья, сестры...  Это ваши родственники. А можете ли вы подобрать родственные слова к названиям картинок, которые появятся на доске? А помогут вам в этом схемы.

Жюри оценивает работу детей.

Попрошу капитана  раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Задание от Копатыча. 

«Волшебный мешочек»

Вот корзинка перед вами

С фруктами и овощами.

Вы ее опустошите,

Что лежит в ней расскажите.

Ребята, Копатыч  подготовил для вас волшебную корзинку. В ней лежат муляжи любимых вами овощей и фруктов. Там же, в корзинке вы найдете игровой кубик.  Вы достаете один овощ или фрукт, внимательно рассматриваете его, какого он цвета, какой формы, какой на вкус и т.д. Далее кидаете кубик и смотрите, какая выпала цифра. Отвечать на вопрос нужно так: «У меня три сочные сладкие груши».

Играют все игроки команды  по очереди.

Жюри оценивает работу детей.

Попрошу капитана  раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Динамическая пауза. (Ежик)

А теперь предлагаю игрокам и болельщикам немного отдохнуть.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем.

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз – два -три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Массаж  «Ежик» (с су-джок мячиками)

Ежик, ежик, хитрый еж

На клубочек ты похож

На спине иголки

Очень – очень колкие

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже

На ежа похожи.

        

Попрошу капитана  раскрутить волчок(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Задание от Лосяша.

«Нарисуй картинку картинку».

Лосяш предлагает знатокам выполнить такое задание: нарисовать предметы красного цвета. А потом представить их нашему вниманию, называя каждый свой предмет, добавляя к нему слова «мой, моя, мое, мои»

Например: «Это моя красная машина. Это мои красные варежки».

А пока команда выполняет задание, хочу предложить игру для наших болельщиков:

У меня для вас игра

Под названьем "Он  - она":

Попрошу вас не зевать,

Слово в стих мой добавлять.

Он слон  - она... слониха,

Он лось  - она... лосиха,

Он кролик  - она... крольчиха,

Он кот  - она...

Нет, конечно, это кошка!

Ну ошиблись вы немножко…

Что ж, сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж  - она... моржиха,

Он заяц  - она... зайчиха,

Он еж - она...ежиха,

Он бык - она...

Всем знакомо это слово?

Да, да, да! Она - корова.

Команда готова?

Капитан команды должен решить, кто из игроков выполнит это задание первым.

Жюри оценивает работу детей.

Попрошу капитана  раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Задание от Нюши.

 «Узнай и назови».

Нюша предлагает знатокам поработать с картинками. На экране вы видите предметные картинки. Сейчас каждый игрок получит свое задание:

  1. Назови каждый предмет, подбери новое слово, которым ты назовешь такой же предмет, только маленький и назови оба слова вместе.
  2. Назови слово, которым мы обозначаем один предмет, подбери слово, которым мы обозначаем много таких предметов и назови оба слова вместе.
  3. К каждому слову – предмету подбери слово – признак и назови оба слова вместе.
  4. К каждому слову – предмету подбери слово – действие и назови оба слова вместе.
  5. Представьте, что все предметы на картинке нужно кому – нибудь подарить. Кому можно подарить…, н – р, карандаш? Принимаем только полные ответы.
  6. Поиграем в «Прятки». Представь, что предмета на картинке нет. Как об этом можно сказать?

Жюри оценивает работу детей.

Попрошу капитана  раскрутить волчок (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?») и выбрать следующее задание  от Смешариков.

Задание от Кар-Карыча.

 

«Черный ящик»

Перед вами черный ящик,

Он загадочный, большой.

Что лежит в нем, мы не знаем,

Но сейчас же отгадаем.

Итак, внимание! В ящике находятся предметы.

Каждый игрок команды должен объяснить своим игрокам, что находится в черном ящике, не называя этот предмет, а игроки должны отгадать, что это такое. Болельщики не должны подсказывать, чтобы не подвести команду.

  1. Заключительная часть:

Ребята, вот и закончилась наша первая встреча на игре «Что? Где? Когда?»  Вы очень хорошо постарались, показали нам свои знания.

Спасибо вам за хорошую игру!

Прошу жюри подвести итоги викторины (слово жюри).

Чествование победителей (музыка «Победителям»), вручение подарков и сладких призов.

- Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?

- Вам понравилось быть знатоками?

- А что нам пожелают болельщики?

- До свидания, друзья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...