ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.docx | 594.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАТИВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Выполнила:
О.В.Васечкина, педагог-психолог
пгт. Междуреченский
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Информационная карта программы | Стр.3 |
2. | Актуальность программы | Стр.5 |
3. | Цели и задачи программы | Стр.5 |
4. | Новизна программы | Стр.6 |
5. | Содержание программы | Стр.6 |
6. | Формы и методы, используемые для реализации программы | Стр.7 |
7. 8. | Материально-техническое обеспечение. Ожидаемые результаты | Стр.7 Стр.7 |
9. | Заключение | Стр.7 |
10. | Литература | Стр.8 |
11. | Приложения | Стр.14 |
- ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы | «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» (далее по тексту Программа) |
Автор программы | Васечкина Ольга Викторовна, педагог-психолог |
Территория, представившая программу | пгт. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО-Югра. |
Юридический адрес организации | Индекс: 628200, Тюменская область, ХМАО-Югра, Кондинский район, пгт. Междуреченский, ул.Центральная 19б |
Название организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» (далее, МАДОУ ДСКВ «Родничок») |
Телефон (факс) | 8 (34677) 33-9-64 |
Цель программы | Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. |
Задачи программы |
|
Актуальность программы | Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. |
Новизна программы | Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, модулей Монтессори для развития сенсорного восприятия а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. |
Ожидаемые результаты |
|
Сроки реализации | 2017- 2018 учебный год |
Место реализации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гиб- кости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
Развивающие:
- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движение рук;
- развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развить творческие способности, пространственное мышление, фантазию;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества);
- воспитывать усидчивость, целенаправленность, аккуратность;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей группы. Для детей 3-4 лет. Один год обучения (первая младшая группа) – 36 занятий по 15 минут во второй половине дня. Занятия проводятся по подгруппам в кабинете педагога-психолога.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Занятия для детей проводится с трехлетнего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. На игровых занятиях используется массажеры и комплексы пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, а так же природный и подручный материал, модули Монтессори. Дети получают сенсорный опыт и закрепляют знания о свойствах и отношениях предметов. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движения контролируется зрением, оно достигает высокого качества.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что в процессе продуктивной деятельности пальчиковые упражнения сочетаются с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуя освоению детьми элементов самомассажа, оказывая оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшая функции рецепторов проводящих путей. Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, модулей Монтессори для развития сенсорного восприятия а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дети 3 – 4 лет активны, подвижны и любознательны, но быстро устают, отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Материал для игр на занятии подбирается таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используются знакомые малышу ситуации. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и само массаж.
В содержании занятия условно можно условно выделить на два этапа:
- Первый этап - пальчиковые игры, гимнастика и самомассаж;
- Второй этап – продуктивная деятельность.
На первом этапе дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе сопровождение художественным словом, гимнастику и массаж с учебными предметами. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.
Второй этап - продуктивная деятельность и задания представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги, изготовление поделок из различных материалов - используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре, разные виды лепки, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- беседа;
- дидактическая игра;
- ролевые, коммуникативные игры;
- физические упражнения;
- коллективное творчество;
- индивидуальная корректировка действий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения и воспитания соответствуют:
- СанПиН;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания с учетом возраста и
- индивидуальных особенностей детей;
- требованиям к оснащенности помещений предметно-развивающей средой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии головного мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом - они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста нужно развивать его руки: пальцы и кисти. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
“Просвещение”, 2001. 93 с.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво
рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
“Академия развития”, 2008. 190 с.
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт –
Петербург: 2005.40 с.
10.Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Неделя | Кол-во | Дата | Задачи | Используемые игры и упражнения | Отметка о выполнении | Примечание |
Сентябрь | 1 | 1 | 06.09 | Что мы умеем. Выявление уровня развития мелкой моторики. | - Знакомство с группой; - диагностика. | ||
2 | 2 | 13.09 | Капуста Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений. | - Ритуал приветствия; -массаж пальчиков мячиком-ёжиком Су-Джок; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - игра с прищепками; - ритуал прощания. | |||
3 | 3 | 20.09 | Бом – бом -бом. Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра с прищепками; -ритуал прощания. | |||
4 | 4 | 27.09 | Бумажный мяч. Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях зубной щеткой); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч»; -ритуал прощания. | |||
5 | 5 | 04.10 | Веселая мышка Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла» с применением модуля Монтессори; - игра «Пластилиновые заплатки»; -ритуал прощания. | |||
Октябрь | 1 | 6 | 11.10 | Разноцветный мяч. Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - игра «Цветные вкладыши» с применением модуля Монтессори; - игра «Смятые комочки»; -ритуал прощания. | ||
2 | 7 | 18.10 | Чудесный мешочек. Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - д/игра «Чудесный мешочек», с применением модуля Монтессори; -ритуал прощания. | |||
3 | 8 | 25.10 | Грибочки. Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей определять размер, большой, маленький | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «По грибы»; - игра «Большой, маленький» с применением модулей Монтессори; - с деревянными модулями Монтессори «Грибы»; -ритуал прощания. | |||
4 | 9 | 01.11 | Плыл кораблик по морям. Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков мячиком-ёжиком СУ-Джок; - пальчиковая гимнастика «Плыл кораблик по морям» - пальчиковая живопись «Кораблик»; -ритуал прощания. | |||
Ноябрь | 1 | 10 | 08.11 | Нарядные Бусы. Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - игра «нанизываем бусы» - тренажер интелекта; -ритуал прощания. | ||
2 | 11 | 15.11 | Цветные пуговицы. Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков зубной щеткой (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - Игра с пуговицами ; -ритуал прощания. | |||
3 | 12 | 22.11 | Фрукты. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков мячиком-ёжиком СУ-Джок;; - пальчиковая гимнастика «Пальчики здравствуйте»; - штриховка «Яблоко», «Груша»; -ритуал прощания. | |||
4 | 13 | 29.11 | Тучки прибежали. Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - игра Пластилиновые заплатки; -ритуал прощания. | |||
Декабрь | 1 | 14 | 06.12 | Божья коровка. Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков мячиком-ёжиком СУ-Джок; - пальчиковая гимнастика «Жук» - Пальчиковая живопись «Божья коровка»; -ритуал прощания. | ||
2 | 15 | 18.12 | Большой, маленький. Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей определять размер, большой, маленький | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «Большой, маленький» с применением модулей Монтессори; - игра с прищепками; -ритуал прощания. | |||
3 | 16 | 20.12 | Зайка серенький сидит. Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра панно «Расстегни, застегни» с применением модуля Монтессори; -ритуал прощания. | |||
4 | 17 | 27.12 | В гостях у Золушки. Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | - Ритуал приветствия; -массаж «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»; -ритуал прощания. | |||
Январь | 2 | 18 | 10.01 | Играем пальчиками. Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков зубной щеткой (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра; -ритуал прощания. | ||
3 | 19 | 17.01 | Спрячь в ладошку. Активизировать движения пальцев рук, координацию движений. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков мячиком-ёжиком СУ-Джок; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку»; -ритуал прощания. | |||
4 | 20 | 24.01 | Цветные клубочки. Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок; -ритуал прощания. | |||
5 | 21 | 29.01 | В гости к Винни-Пуху. Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков мячиком-ёжиком Су-Джок; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни- Пуху»; -ритуал прощания. | |||
Февраль | 1 | 22 | 07.02 | Цветные шнурки. Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок»; -ритуал прощания. | ||
2 | 23 | 14.02 | Большая стирка. Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками); -ритуал прощания. | |||
3 | 24 | 21.02 | Рваные комочки. Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков зубной щеткой (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки; -ритуал прощания. | |||
4 | 25 | 28.02 | Песочные картины. Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - рисование на песочном столе; -ритуал прощания. | |||
Март | 1 | 26 | 07.03 | Цветы для мамы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»; -ритуал прощания. | ||
2 | 27 | 14.03 | Пуговичные картинки. Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - Игры с пуговицами; - игра «Скомканные комочки»; -ритуал прощания. | |||
3 | 28 | 21.03 | Пластилиновые дорожки. Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки»; -ритуал прощания. | |||
4 | 29 | 28.03 | Цветная мозаика. Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Цветная мозаика»; - игра «На поляне»; -ритуал прощания. | |||
Апрель | 1 | 30 | 04.04 | Животные. Совершенствование е движений рук, воспитание усидчивости. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков зубной щеткой (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - штриховка «Животные»; -ритуал прощания. | ||
2 | 31 | 11.04 | Колечки. Совершенствование координации и движений пальцев рук. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Колечки»; - игра «Капельки» , пластилиновые аппликации, - игра «Возвращающиеся кольца» с применением модулей Монтессори. - игры с прищепками; -ритуал прощания. | |||
3 | 32 | 18.04 | Бусы для мамы. Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; -нанизывание «Бусы для мамы», -игра «Цветные грибочки»; -ритуал прощания. | |||
4 | 33 | 25.04 | Овощи. Совершенствование е движений рук, воспитание усидчивости. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков зубной щеткой (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Огуречик»; - игра с прищепками; -ритуал прощания. | |||
Май | 2 | 34 | 16.05 | Лепим, лепим. Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | - Ритуал приветствия; -массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д; -ритуал прощания. | ||
3 | 35 | 23.05 | Горы и вулканы. Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение. | - Ритуал приветствия; - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - рисование на песочном столе; -ритуал прощания. | |||
4 | 36 | 30.05 | Наши достижения. Выявление уровня развития мелкой моторики. | Диагностика |
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОГРАММЕ.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
- Упражнение «Фонарики»
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
1 балл – ребенок справился с заданием.
- Сжимание и разжимание кулачков.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
1балл – ребенок справился с заданием.
3. Потирание кулачков
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
- балл – ребенок справился с заданием.
- Сминание бумаги в кулаке.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
1балл – ребенок справился с заданием.
- Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
1балл – ребенок справился с заданием.
- Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного
анализатора:
• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
• открыть глаза - повтор движений.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
1 балл – ребенок справился с заданием.
Оценка результатов:
5 баллов – высокий уровень
4балла – средний уровень
3 балла и ниже – низкий уровень.
Приложение 3
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№п/п | Тема, форма | Сроки |
1 | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» | сентябрь |
2 | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» | ноябрь |
3 | Консультация для родителей Рисование на песке как средство развития мелкой моторки | февраль |
4 | Семинар-практикум для родителей «Наши руки не для скуки» | март |
5 | Мастер –класс для родителей совместно с детьми «Что мы умеем» | май |
Приложение 4
Анкета для родителей на тему
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Отметьте в каком возрасте нужно начинать заниматься развитием мелкой моторики у детей?
- В младенчестве
- с 3 до 6 лет
- в 7 лет
- другое
Какие игры используете для развития моторики рук дома?
впишите ваш ответ
____________________________________________________________________________
Какой нетрадиционный материал используете в работе со своим ребенком?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Другое:
Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- ТВ
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
- Другое: _____________________________________________________________
Как ребенок выполняет задания игры?
- Пассивно
- Активно
Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
СПАСИБО!
Список детей младшей группы
на 2017 – 2018 учебный год
№ | ФИО | Дата рождения | Возраст на 01.09.2017 | Возраст на 01.05.2018 | ||
1 подгруппа | 1 | Абрамова София Дмитриевна | 23.06.2014 | 3,2 | 3,10 | |
2 | Анисимова Таисия Павловна | 19.10.2014 | 2,10 | 3,6 | ||
3 | Бадертинов Роман Евгеньевич | 03.06.2014 | 3,2 | 3,10 | ||
4 | Боровикова Дарья Евгеньевна | 05.04.2014 | 3,4 | 4,0 | ||
5 | Васильченко Захар Евгеньевич | 25.09.2014 | 2,11 | 3,7 | ||
6 | Вербяная Полина Сергеевна | 05.03.2014 | 3,5 | 4,1 | ||
7 | Витренко Александра Игоревна | 10.01.2015 | 2,7 | 3,3 | ||
8 | Горелочкина Сурьяна Северьяновна | 04.02.2015 | 2,6 | 3,2 | ||
2 подгруппа | 9 | Дяченко Анна Александровна | 26.10.2014 | 2,10 | 3,6 | |
10 | Замулдинов Виталий Витальевич | 08.08.2014 | 3,0 | 3,8 | ||
11 | Звездин Сергей Иванович | 18.06.2014 | 3,2 | 3,10 | ||
12 | Кардаков Илья Валерьевич | 20.07.2014 | 3,1 | 3,9 | ||
13 | Калганова Мария Александровна | 02.05.2014 | 3,3 | 3,11 | ||
14 | Куплинова Татьяна Сергеевна | 10.02.2015 | 2,6 | 3,2 | ||
15 | Лопатина Ксения Владиславовна | 09.07.2014 | 3,1 | 3,9 | ||
16 | Логунова Татьяна Леонидовна | 24.08.2014 | 3,0 | 3,8 | ||
3 подгруппа | 17 | Несов Василий Дмитриевич | 04.06.2014 | 3,2 | 3,11 | |
18 | Новоселова Ангелина Павловна | 20.04.2014 | 3,4 | 4,0 | ||
19 | Ожеховская Станислава Александровна | 03.10.2014 | 2,10 | 3,6 | ||
20 | Половинкин Лавлентий Андреевич | 08.09.2014 | 2,11 | 3,7 | ||
21 | Полетаева Алена Ивановна | 22.12.2014 | 2,8 | 3,4 | ||
22 | Плотникова Валерия Алексеевна | 20.09.2014 | 2,11 | 3,6 | ||
23 | Пшеницин Григорий Максимович | 22.01.2015 | 2,7 | 3,3 | ||
24 | Рацун Игорь Евгеньевич | 06.12.2014 | 2,8 | 3,4 | ||
4 подгруппа | 25 | Салий Ставр Русланович | 15.06.2014 | 3,2 | 3,10 | |
26 | Святоха Михаил Владимирович | 20.10.2014 | 2,10 | 3,6 | ||
27 | Сидорова Екатерина Трофимовна | 15.10.2014 | 2,10 | 3,6 | ||
28 | Смелов Максим Павлович | 13.08.2014 | 3,0 | 3,8 | ||
29 | Третьякова Екатерина Ивановна | 13.04.2014 | 3,4 | 4,0 | ||
30 | Тюменцева Мария Александровна | 06.02.2015 | 2,6 | 3,2 | ||
31 | Черняков Максим Михайлович | 14.09.2014 | 2,11 | 3,7 | ||
32 | Щекин Лев Михайлович | 06.07.2014 | 3,1 | 3,10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
Планирование работы ШМО...
Мониторинг качества вариативного образовательного процесса.
Тема исследования: "Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках географии"....
Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательны...
Городской семинар "Реализация вариативных образовательных программ: взаимодействие педагогов ДО в работе с детьми с особенностями речевого развития"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14371637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Формы взаимодействия педагогов в раб...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....
Современные цифровые образовательные платформы как основа проектирования вариативных образовательных маршрутов и инновационный инструмент педагога
Цифровая образовательная платформа – это информационное пространство, объединяющее заинтересованных участников и позволяющее оптимизировать их взаимодействие – снизить временную и ресурсну...