Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на РМО
ТЕМА: Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
Подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ Коченёвская сош №2
Буланова Оксана Владимировна
Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
Методическое объединение организуется при наличии в школе не менее трех учителей, работающих по одному предмету или по одной образовательной области . В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.
Как должна быть организована работа методического объединения в школе? Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение, какими силами планируется осуществить решение стоящих перед школой проблем в данный момент времени. Работа МО в образовательном учреждении должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать основные направления деятельности методических объединений учителей различных учебных предметов (повышение квалификации, самообразование, деятельность по обобщению и распространению опыта работы, главная задача обобщения опыта — это определение достигнутых учителем методических успехов). Элементами данной системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в данный период, учащиеся школы и их возможности и потребности, а также многое другое.
План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации окружных и городских методических кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.
В плане работы следует выделить основные приоритеты , такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса , направленного на развитие личности ребенка.
Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.
Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.
На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
\
Рекомендации по планированию работы школьных МО
План работы должен иметь следующие разделы.
• Банк данных членов МО.
Ф.И.О. | Предмет | Педстаж | Предметное образование, категория | Тема самооб-разования, год | Практичес-кий выход, обобщение опыта | Курсы, год, где, № удост. | Следующий период обучения |
• Анализ работы МО за прошедший год.
• Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год.
• Методическая тема, над которой работает МО.
• Методическое обеспечение предметов.
Класс,Год | Учебник, год издания, автор | Количество часов | Программа, автор, год | Комплек-тация | |
программа | план | ||||
5 класс |
|
|
|
|
|
6 класс |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
• График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО.
• Участие в контроле за качеством обучения и преподавания (графики взаимопосещения уроков, открытых уроков, проведения контрольных/лабораторных работ по предмету и т. д.).
• Самообразование учителей.
Ф.И.О. | Предмет, класс | Год повыше-ния квалифи-кации | Тема самообразова-ния | Формы отчета по самооб-разованию |
| Какие материалы готовит для МО, пед-совета и т. п . |
(Содержание ячеек № 4, 5, 7 должно быть связано с темой самообразования.)
• Планирование заседаний МО (с указанием тематики).
• Работа с молодыми или вновь прибывшими специалистами.
• Внеурочная деятельность по предмету (предметные недели, олимпиады, конкурсы).
• Укрепление учебно-материальной, технической базы кабинетов.
Кабинет | Состояние кабинета | План пополнения | |||
Наглядные пособия | ТСО | Метод. литература | Дидакт.материал | ||
|
|
|
|
|
|
При планировании работы МО рекомендуется включить следующие вопросы.
• Вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов).
• Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы.
• Изучение нормативных документов.
• Изучение новых программ и учебников.
• Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.
• Вопросы преемственности и межпредметных связей.
• Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей.
• Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.
• Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.
• Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.
• Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами.
• Подготовка экзаменационного материала.
• Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации.
• Подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п.
• Отчеты учителей по теме самообразования.
• Организация накопления методических материалов и разработок.
• Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.
• Внеклассная работа по предмету.
Доклад на РМО ТЕМА: Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Коченёвская сош №2 Павлова Ольга Владимировна ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ |
Вариативный образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени. Цель вариативных образовательных маршрутов: обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии на основе оптимизации и выбора учебной, психологической и физической нагрузок. Задачи вариативных образовательных маршрутов нам видятся следующие: создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; использовать оптимальный тип (способ) обучения, который объединял бы в себе форму организации учебной деятельности и эффективный метод индивидуального обучения и воспитания учащихся разного возраста; активизировать познавательную деятельность учащихся в урочное и внеурочное время, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика; обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал. Термином «вариативный образовательный маршрут» обозначается содержательно-смысловая характеристика определенного вида образовательной, формирующей и развивающей деятельности школы и, прежде всего, личностной включенности в этот процесс самого ученика. Определяя сущность вариативного образовательного маршрута и опираясь на представленные в современных психолого-педагогических исследованиях характеристики, выделим два аспекта его рассмотрения: вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность учащегося. В данном случае маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения субъекта (ученика), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно ориентированного взаимодействия в данном образовательном учреждении и определение результативности своей учебной деятельности; вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность развивающей образовательной среды конкретного учреждения. В этом случае маршрут рассматривается как особый тип, способ, вариант обучения и воспитания, позволяющий педагогам обеспечить наиболее полную индивидуализацию школьного образования и отследить результаты эффективности этого процесса. Вариативные образовательные маршруты, по нашему мнению, следует рассматривать как основные содержательные линии и направления в организации образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается реализация учителями личностно ориентированной педагогической деятельности, как средство реализации и «заданности» в данном (конкретном) образовательном учреждении характеристик личностно ориентированного образования. Модельное представление вариативного образовательного маршрута как направления движения определенной группы учащихся в образовательном пространстве школы позволяет вычленить его сущностные характеристики с точки зрения индивидуализации образования. Назовем их: характеристика осваиваемых учащимися единиц образования в соответствии с их индивидуальными особенностями развития и способностями к учению; целостная структура личностных свойств ученика, в которой выделяется направленность детерминационных признаков, позволяющих наиболее успешным способом осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал; результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Содержательные параметры вариативного образовательного маршрута определяются как: индивидуальное содержание обучения и воспитания определенной группы учащихся; специфические средства овладения необходимым (программным) содержанием, способы образовательной деятельности учащихся; особый тип обучения, объединяющий в себе форму организации учебной деятельности и специфический метод индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания; успешность учащегося в определенной сфере образовательной деятельности, выявление профиля личностного познавательного маршрута ученика; оптимальные условия обучения, создаваемые в образовательном учреждении для развития личностного потенциала учеников с определенными индивидуальными особенностями. На основе анализа индивидуальных особенностей различных учащихся и их деятельностных характеристик выделяются как минимум четыре вариативных маршрута: вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития; вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем; вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; вариативный образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями. Структура названных вариативных образовательных маршрутов определяется применительно ко всем этапам школьного обучения и отражает как учебную деятельность школьников, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве школы. Основанием для выбора вариативного образовательного маршрута учащихся является: желание родителей; мотивация учащихся к обучению; состояние здоровья учащихся; уровень готовности обучаемых к освоению образовательной программы школы. С учетом особенностей вида образовательного учреждения изменить вариативный образовательный маршрут возможно за счет: набора предметов для изучения по выбору (8-11-е классы); участия в индивидуальных и групповых занятиях (5-11-е классы); тематики и уровня учебно-исследовательских и проектных работ (5-11-е классы); дополнительного образования (выбор и участие в работе кружков, секций, студий, клубов, объединений). Реализация вариативных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ. Различают два подхода к пониманию индивидуальной образовательной программы. Первый подход в общих чертах изложен в документах по модернизации (Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ). Индивидуальная образовательная программа в указанных материалах мыслится соотнесенной «с интересами и послешкольными жизненными планами юношей и девушек», то есть индивидуальная образовательная программа прежде всего социально ориентирована. Средствами реализации индивидуальных образовательных программ являются профилизация и вариативность обучения на третьей ступени обучения. Обеспечение вариативности обучения (школьный компонент) задача школы. Каждый ученик вправе указать набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки (ученический компонент). Таким образом, индивидуальная образовательная программа есть лично-избирательный вариант школьного компонента. Обращаясь к идее реализации вариативных образовательных маршрутов, считаем необходимым использовать оба названных подхода в единстве и взаимодействии, поскольку они не противоречат друг другу, а, наоборот, естественным образом дополняют друг друга и позволяют обеспечить их эффективную реализацию в массовой школе системно и комплексно. …Более подробно с данной проблемой можно познакомиться в книгах таких авторов, как В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, Т.Н.Князева и других. Эти издания достаточно известны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....
Представление педагогического опыта: «Иннoвационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения».
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в сoвременном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации oбразования, я об...
Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...