Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. Развитие вариативности образовательных программ является одним из важнейших условий удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива Общеобразовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Закон «Об образовании» предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу- документ, определяющий особенности содержания, образования и организации учебно-воспитательного процесса.
Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. Развитие вариативности образовательных программ является одним из важнейших условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Развитие вариативности образовательного процесса логически завершается разработкой пакета образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Разноуровневый широкий спектр программ должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные потребности микросоциума Одним из инструментов вариативности является учебный план школы на основе муниципального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Следовательно, в перспективе более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование его возможностей.
Внедрение эксперимента в рамках профильного образования расширяет возможность выбора учащихся и спектр вариативного образовательного пространства.
Представим структуры, которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями, в общем виде, в трёх уровнях.
Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.
Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанною личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.
Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.
Родители -
хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ,
желают, чтобы ребёнок получил образование в профильном классе,
желают, чтобы их ребёнок просто находился в школьном пространстве до 16 лет, потому, что куда ему ещё деваться,
желают определить ребёнка в кружок или спортивную секцию при школе с тем, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка.
Ученики–
хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом,
хотят иметь учебный успех,
хотят получить качественное образование.
МОУ «СОШ № 9»-общеобразовательная школа, которая воплощает в жизнь идеи вариативности образования через многопрофильность обучения. В основу организации образовательного процесса школы положены следующие документы: Типовое положение ОУ и Устав ОУ, - которые учитывают потребности и возможности обучающихся.
Школа предоставляет учащимся право осваивать образовательные программы в следующих формах: очная, экстернат и индивидуальное обучение;
В школе функционирует целый спектр классов: общеобразовательные (универсальные), предпрофильные (8-9 классы), профильные, довузовские (10, 11 классы), классы с углубленным изучением отдельных предметов (математики), классы компенсирующего обучения.
Школа с цельюобеспечения государственной гарантии права граждан на получение бесплатного среднего (полного) образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий двум ступеням образования:
II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет) — обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок 2 года) — является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, развитие базовых способностей (понимание текста, моделирование, действие), формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В дополнение к обязательным предметам вводятся курсы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Одной из главных задач педагогического коллектива МОУ «СОШ № 9» является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получение образования профильного уровня. Профильность определяет непрерывность образования. Выстраивается вполне реальная и целесообразная схема: средняя общая школа (5-9 класс)- профильные классы в школе(10-11 класс) – ВУЗ по выбранному профилю.
Принцип профильности в школе реализуется за счет формирования информационно-технологического и гуманитарных классов, классов довузовской подготовки, и введения системы элективных курсов, которые в сочетании с профильными дисциплинами формируют образовательные, индивидуальные маршруты обучающихся. Родители и управляющий совет нашей школы поддерживают идею профильного обучения, считая, что его использование позволит повысить уровень подготовки учащихся по профильным предметам, обеспечить возможность реализации дальнейшего образовательного маршрута. Учащиеся заинтересованы в продолжение обучения именно в нашей школе: около 60-80 % выпускников 9-х классов выбирает в ней указанные профили обучения. Для учеников, не определившихся в выборе профессии и профиля, открываются общеобразовательные классы. Опрос, проведенный в 2008-2009 году, показывает: 95 % выпускников школы отмечают, что обучение в профильном классе способствовало реализации жизненных планов (поступление в ВУЗ), 92 % считают, что получили достаточный уровень подготовки для поступления в Вуз и обучения там. Ежегодно 95-97 % выпускников поступают в ВУЗЫ и успешно продолжают учебу.
В основе образовательной системы школы лежит создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта. Учебный план школы является нормативно-правовой основой, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса. Он определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени между ступенями обучения, классами и образовательными областями. Единая основа Учебного плана всех ступеней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности, содержания образования и его организации. Вариативность базисного учебного плана позволяет учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Школа исполняет социальный заказ государства с ориентацией на образовательный запрос родителей и детей. Исходя из этого в образовательном пространстве школы реализуются программа довузовской подготовки в ТГМА преподавателями вуза. Высокие результаты ЕГЭ и итоговой (государственной) аттестации наших выпускников гарантируют осознанный выбор обучающимися области профессионального образования (выпускников классов довузовской подготовки): первые выпускники медицинских классов стали врачами нашего города(Хучашева Регина, Вагизова Наталья, Мороз Олег, Лысенко Дмитрий и др.).
В настоящее время независимым способом оценки знаний выпускников является единый государственный экзамен.
Год выпуска | Выбрали ЕГЭ по химии | успеваемость | качество | Поступили в медвуз платно бюджет | |
2007 | 4 | 100% | 75% | 1 | 3 |
2008 | 11 | 100% | 75%1 | 4 | 7 |
2009 | 17 | Все выше порога | 3 | 14 |
Анализ состояния образования МОУ «СОШ №9» показывает, что наряду с обеспечением процесса функционирования в школе предпринимаются шаги, направленные на развитие образования.
Создан Управляющий совет школы, принципиально по-новому организующий деятельность общеучебного образовательного учреждения «СОШ №9» и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Наряду с традиционными реализуются программы профильного обучения и предпрофильной подготовки, в инновационном режиме апробируется технология «Школа будущего» (создаются методические разработки уроков по технологии «задачной формы обучения», обучаются учителя и члены администрации методам диагностики базовых способностей обучающихся, организации УВП в деятельностном режиме).
На основной и старшей ступени сложилась система повышенного уровня обучения. В 2007/08 учебном году по программам углубленного изучения математике обучалось 50 человек, в то время как в 2006 году – 25 человек.
Наблюдается рост числа обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
По итогам городской и окружной научной конференции «Шаг в будущее» молодые исследователи школы принимают участие во Всероссийском этапе (38 участников городской научно-практической конференции с 2000 по 2008 гг., 13 – победителей и призеров городского уровня; 5 участников окружной конференции, 4– победитель и призеры регионального уровня; 1 –призер Всероссийского уровня; призеры акции «Я – гражданин России» (36 –участников городской акции; 24 – призеры); победители городских, окружных конкурсов сочинений (10 –победители и призеры городского уровня; 4– призеры окружного уровня)
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.
Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных проблем, проблемных ситуаций.
Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся за счет поисковой деятельности педагогического коллектива школы («Образование МОУ «СОШ №9» как средство социализации учителей, учащихся, родителей, жителей микрорайона», «Проверка действенности метода проектов на уроках немецкого языка в классах компенсирующего обучения», «Клубная деятельность как средство формирования отношения учащихся, родителей, жителей микрорайона к здоровому образу жизни как ценности жизни», «Система упражнений для коррекции интеллектуальных умений старшеклассников на примере исторического материала», « Влияние научно-исследовательской, проектной деятельности на познавательную и творческую активность обучающихся»). Коллектив СОШ № 9 для достижения новых целей образования создал такую программу развития, которая ориентирована не только на повышение качества ЗУН, но и на образование личности, готовой жить, создавать семью, изменять социум горда Нефтеюганска, участвовать в формировании социокультурного единства региона.
Результатом деятельности системы образования МОУ «СОШ №9» являются показатели качества обучения: общая успеваемость в течение трех последних лет – 99,5%, 98,6%, 99 %, качество – 32%, 31,4%, 35,3% (соответственно). Результаты участия девятиклассников школы в экзамене в новой форме по русскому языку в 2007/2008 учебном году - самые высокие по городу, средний тестовый балл ЕГЭ по таким предметам, как химия, математика и русский у обучающихся школы выше в сравнении с показателями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и города.
Таким образом, развитие вариативности образовательных программ действительно является одним из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся
На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ИХ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.
Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь детей с ограниченными возможностями з...
Городской семинар "Реализация вариативных образовательных программ: взаимодействие педагогов ДО в работе с детьми с особенностями речевого развития"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14371637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Формы взаимодействия педагогов в раб...
Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.
Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....
Выступление по теме «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как средство реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в массовой школе»
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной ко...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...