Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Субхангулова Зульфия Махмутовна

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. Развитие вариативности образовательных программ является одним из важнейших условий удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие вариативности образовательных программ   одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива Общеобразовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Закон «Об образовании» предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу- документ, определяющий особенности содержания, образования и организации учебно-воспитательного процесса.

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей. Развитие вариативности образовательных программ является одним из важнейших условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

                  Развитие вариативности образовательного процесса  логически завершается разработкой пакета образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы детей.
Разноуровневый широкий спектр программ должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные потребности микросоциума Одним из инструментов вариативности является учебный план школы на основе муниципального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Следовательно, в перспективе более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование его возможностей.
         
Внедрение эксперимента в рамках профильного образования расширяет возможность выбора учащихся и спектр вариативного образовательного пространства.

Представим структуры, которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями, в общем виде, в трёх уровнях.
Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.
Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанною личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.
Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.
Родители - 

       хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ,
       
желают, чтобы ребёнок получил образование в профильном классе,
       желают, чтобы их ребёнок просто находился в школьном пространстве до 16 лет, потому, что куда ему ещё деваться,
       желают определить ребёнка в кружок или спортивную секцию при школе с тем, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка.

Ученики
      хотят
, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом,
      хотят
 иметь учебный успех,
      хотят
 получить качественное образование.

МОУ «СОШ № 9»-общеобразовательная школа, которая воплощает в жизнь идеи вариативности образования через многопрофильность обучения. В основу организации образовательного процесса школы положены следующие документы: Типовое положение ОУ и Устав ОУ, - которые учитывают потребности и возможности обучающихся.

Школа предоставляет учащимся право осваивать образовательные программы в следующих формах: очная, экстернат и индивидуальное обучение;

      В школе функционирует целый спектр классов: общеобразовательные (универсальные),  предпрофильные (8-9 классы), профильные, довузовские (10, 11 классы), классы с углубленным изучением отдельных предметов (математики), классы компенсирующего  обучения.

 Школа с цельюобеспечения государственной гарантии права граждан на получение бесплатного среднего (полного) образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий двум  ступеням образования:

II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет) — обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок 2 года) — является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, развитие базовых способностей (понимание текста, моделирование, действие), формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся  курсы  для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

Одной из главных задач педагогического коллектива МОУ «СОШ № 9» является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получение образования профильного уровня. Профильность определяет непрерывность образования. Выстраивается вполне реальная и целесообразная схема: средняя общая школа (5-9 класс)- профильные классы в школе(10-11 класс) – ВУЗ по выбранному профилю.

Принцип профильности в школе  реализуется за счет формирования информационно-технологического  и гуманитарных классов, классов довузовской подготовки,  и введения системы элективных курсов, которые в сочетании с профильными дисциплинами  формируют образовательные, индивидуальные маршруты обучающихся. Родители и управляющий совет нашей школы поддерживают идею профильного обучения, считая, что его использование позволит повысить уровень подготовки учащихся по профильным предметам, обеспечить возможность реализации дальнейшего образовательного маршрута. Учащиеся заинтересованы в продолжение  обучения именно в нашей школе: около 60-80 % выпускников 9-х классов выбирает в ней указанные профили обучения. Для учеников, не  определившихся в выборе профессии и профиля, открываются общеобразовательные классы. Опрос, проведенный в 2008-2009 году, показывает: 95 % выпускников школы отмечают, что обучение в профильном классе способствовало реализации жизненных планов (поступление в ВУЗ),  92 % считают, что получили достаточный уровень подготовки для поступления в Вуз и обучения там. Ежегодно 95-97 % выпускников поступают в ВУЗЫ и успешно продолжают учебу.

В основе образовательной системы школы лежит создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта. Учебный план школы является нормативно-правовой основой, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса. Он определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени между ступенями обучения, классами и образовательными областями. Единая основа Учебного плана всех ступеней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности, содержания образования и его организации. Вариативность  базисного учебного плана позволяет учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию  образования  при обеспечении  государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и  вариативности  образовательных программ; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе,  в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального,  среднего и высшего профессионального образования.

Школа исполняет социальный заказ государства с ориентацией на образовательный запрос родителей и детей. Исходя из этого в образовательном пространстве школы реализуются программа довузовской подготовки в ТГМА преподавателями вуза. Высокие результаты ЕГЭ и итоговой (государственной) аттестации   наших выпускников гарантируют осознанный  выбор обучающимися области профессионального образования (выпускников классов довузовской подготовки): первые выпускники медицинских классов стали врачами нашего города(Хучашева Регина, Вагизова Наталья, Мороз Олег, Лысенко Дмитрий и др.).

 В настоящее время независимым способом оценки знаний выпускников является единый государственный экзамен.

Год выпуска

Выбрали ЕГЭ по химии

успеваемость

качество

Поступили в медвуз

платно     бюджет

2007

4

100%

75%

1

3

2008

11

100%

75%1

4

7

2009

17

Все выше порога

3

14

 Анализ состояния образования МОУ «СОШ №9» показывает, что наряду с обеспечением процесса функционирования  в школе предпринимаются шаги, направленные на развитие образования.

  Создан  Управляющий совет школы, принципиально по-новому организующий деятельность общеучебного образовательного учреждения  «СОШ №9» и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Наряду с традиционными  реализуются программы профильного обучения и предпрофильной подготовки,  в инновационном режиме апробируется технология «Школа будущего» (создаются методические разработки уроков по технологии «задачной формы обучения», обучаются учителя и члены администрации методам диагностики базовых  способностей обучающихся, организации УВП в деятельностном режиме).

На основной и старшей ступени сложилась система повышенного уровня обучения. В 2007/08 учебном году по программам углубленного изучения  математике обучалось  50 человек, в то время как в 2006 году – 25 человек.

Наблюдается рост числа обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

 По итогам городской и окружной научной конференции «Шаг в будущее» молодые исследователи школы  принимают участие во Всероссийском этапе (38 участников городской научно-практической конференции с 2000 по 2008 гг., 13 – победителей и призеров городского уровня; 5 участников  окружной конференции, 4– победитель и призеры регионального уровня; 1 –призер Всероссийского уровня; призеры  акции «Я – гражданин России» (36 –участников  городской акции; 24 – призеры); победители городских, окружных конкурсов сочинений  (10 –победители и призеры городского уровня; 4– призеры окружного уровня)

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеют в виду потребность в творческой  саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.

Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных проблем, проблемных ситуаций.

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся за счет  поисковой деятельности педагогического коллектива школы  («Образование МОУ «СОШ №9» как средство социализации учителей, учащихся, родителей, жителей микрорайона», «Проверка действенности метода проектов на уроках немецкого языка в классах компенсирующего обучения», «Клубная деятельность как средство формирования отношения учащихся, родителей, жителей микрорайона к здоровому образу жизни как ценности жизни», «Система упражнений для коррекции интеллектуальных умений старшеклассников на примере исторического материала», « Влияние научно-исследовательской, проектной  деятельности  на  познавательную и творческую активность обучающихся»). Коллектив СОШ № 9 для достижения новых целей образования  создал такую программу развития, которая ориентирована не только на повышение качества ЗУН, но и на  образование личности, готовой жить, создавать семью, изменять социум горда Нефтеюганска, участвовать в формировании социокультурного единства региона.

Результатом деятельности системы образования МОУ «СОШ №9» являются показатели качества обучения: общая успеваемость в течение трех последних лет – 99,5%,  98,6%,  99 %,  качество –  32%, 31,4%, 35,3% (соответственно).  Результаты  участия  девятиклассников школы в экзамене в новой форме по русскому языку в 2007/2008 учебном году   - самые высокие по городу,   средний тестовый балл ЕГЭ по  таким  предметам, как химия, математика и русский  у обучающихся  школы выше в сравнении с показателями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и  города.

Таким образом, развитие вариативности образовательных программ  действительно является одним из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ИХ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь детей с ограниченными возможностями з...

Городской семинар "Реализация вариативных образовательных программ: взаимодействие педагогов ДО в работе с детьми с особенностями речевого развития"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14371637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Формы взаимодействия педагогов в раб...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....

Выступление по теме «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как средство реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в массовой школе»

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной ко...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...