Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
статья

Фазуллин Роберт  Амирович

Содержание:

Введение

1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 

2. Разработка учебно-тематического плана

2.1 Модульный принцип построения содержания программ

2.2 Календарный учебный график

2.3 Методическое обеспечение программы

Заключение

 

Краткое введение:

"Тема данной статьи «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ» отсылает педагога к актуальным и современным требованиям к структуре и содержанию общеобразовательных программ..."

Данная статья компактно вобрала в себя все актуальные и необходимые документы и данные для проектирования и реализации дополнительных образовательных программ педагогами любой направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Педагог дополнительного образования: Фазуллин Р.А.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….…3

1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным                 программам ………………………………………………………………………………………4

2. Разработка учебно-тематического плана ………………………………………..13

2.1 Модульный принцип построения содержания программ………………...…..13

2.2 Календарный учебный график………………………………………………..…..14

2.3 Методическое обеспечение программы……………………………………..….14

Заключение………………………….……………………………………..……………..17

Список использованной литературы...……………………………………………….18

Введение

Тема данной статьи «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ» отсылает педагога к актуальным и современным требованиям к структуре и содержанию общеобразовательных программ, в частности программ дополнительного образования, которые в основном приводятся  в следующих документах:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.018.2013 № 1008;

– Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».

1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам

Образовательная организация дополнительного образования осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ФЗ ст.23), то есть, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1). Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Наиболее часто под «образовательной программой» понимается [4]:

- документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретной образовательной организации;

- нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

- индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

- совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

- организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;

- определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В действующем Федеральном законе № 273 дается нормативное (законодательное) определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9). Но в законе нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но, очевидно, как и другие образовательные программы в других образовательных организациях, дополнительная образовательная программа (ФЗ ст. 2, п.9): -        представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом), -        представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное в Федеральном законе № 273 понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога-разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки. Дополнительная общеобразовательная программа — это: -        нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи; -        программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. «На образовательные программы, — отмечает Б. В. Куприянов, — распространяются все общепедагогические принципы (наглядность, системность, последовательность и т. д.). Однако при реализации этих принципов в организациях дополнительного образования ярко проявляется диалектичность. В частности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает не только соответствие учебного материала возрастным нормам, но возможность значительного опережения отдельными учащимися своих сверстников и даже более старших учащихся в освоении содержания образования» [3].

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие и которые имеют разные сферы реализации, что, в свою очередь, связано с разными подходами к их финансированию. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).

Дополнительные общеразвивающие программы направлены на [3]:

- создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;

- удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

- оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности; -        накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Отличительные особенности дополнительных общеразвивающих программ:

- преобладание развития общих способностей личности над специальными;

- приоритет развития универсальных учебных действий;

- развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности;

- развитие мобильности и адаптируемости личности.

Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат. Цель может быть направлена на: развитие учащегося в целом или каких-то определённых способностей; формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться; формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств; художественно-эстетическое /интеллектуальное/ духовно-нравственное/ физическое развитие; обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.

Задачи — способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:

- обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;

- развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;

- воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ФЗ ст.75, п.1): формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ ст.75, п.1): их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [5] (п.3), «образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (2014 г.) [2], «на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на: -        создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; -        удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; -        формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; -        обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; -        формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; -        подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов». Согласно Федерального закона № 273-ФЗ (ст.12) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится и к дополнительным общеобразовательным программам: содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 75, п. 4). Таким образом, отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной организации и законодательством фактически не регламентируется [1]. В связи с этим, опираясь на нормативные документы, можно предложить некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организации разработать дополнительные общеразвивающие программы. В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844) [6]. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта. Но как было отмечено выше, новый закон об образовании вступил в силу 1 сентября 2013 года. Понадобилось время на осмысление концептуальных законодательных положений. Так, в частности, действующий Федеральный закон № 273 определяет место и новую роль образовательной программы в системе образования и дает прямое нормативное определение этого понятия. Попытаемся представить структуру дополнительной общеобразовательной программы, соответствующую новому законодательству.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:

1) комплекс основных характеристик программы и

2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.

Рассмотрим более детально содержание структурных компонентов программы.

Титульный лист программы (лат. Titulus — «надпись, заглавие») — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): -        направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9); -        актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы; -        отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; -        адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе; -        объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; -        формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.); -        срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; -        режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

1.2. Цель и задачи программы:

- цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

- задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

1.3. Содержание программы:

- учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме.

- содержание учебно-тематического плана — это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

1.4. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы — помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;

2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;

2.4. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2.5. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т. п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

3. Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. В нормативных документах зафиксированы еще некоторые особенности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ ст.75, п.1). А в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны ежегодно обновлять эти программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п.11) [6]. Таким образом, содержание дополнительной общеобразовательной программы зависит не только от психического развития, состояния здоровья и возраста учащегося как адресата программы, но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства, а также от спроса детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. И главное — если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства. Каждая образовательная программа должна «вписываться» в законодательно установленные рамки и содержать в своей структуре обозначенные в законе компоненты.

Дополнительное образование детей нуждается сегодня в проработке нормативной базы, задающей требования к деятельности образовательных организаций вообще и к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в частности.

2. Разработка учебно-тематического плана

Учебно-тематический план раскрывает логику изучения программы. Согласно примерным требованиям к программам дополнительного образования детей раздел программы «Учебно-тематический план» может содержать перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Традиционная форма учебно-тематического плана, таким образом, отражает последовательность изучения разделов, тем предлагаемого курса, количество часов на каждый из них, почасовое распределение теоретического и практического материала.

Если программа предусматривает самостоятельную работу, целесообразно внести соответствующий раздел в учебно-тематический план.

Для программ, реализуемых в течение нескольких лет, учебно-тематический план разрабатывается на каждый год обучения.

2.1 Модульный принцип построения содержания программ

В практике существуют различные способы построения содержания программ. Учету запросов потребителей услуг ДОД наиболее отвечает форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Модульный принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей.

Модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Программа может включать модули базовой (обязательной) части и модули по выбору; модули, предполагающие разный уровень освоения содержания программы; модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе (например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности); модули, предполагающие ускоренный курс освоения программы и т.п.

Модульный принцип построения содержания программы обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса и позволяет выстраивать вариативные планы-графики индивидуального образовательного маршрута обучающихся в рамках программы.

При построении программы по модульному принципу учебно-тематический план разрабатывается на каждый модуль.

2.2 Календарный учебный график

В соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа должна кроме учебного плана содержать раздел «Календарный учебный график».

Календарный учебный график – структурный элемент программы, который может содержать информацию о продолжительности реализации программы в течение учебного года; начале занятий по годам обучения (для программ, рассчитанных на несколько лет реализации; режиме занятий; режиме работы в каникулярное время; сроках проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Раздел «Содержание программы» предполагает краткое описание содержания теоретических и практических видов занятий по каждой теме. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать по-рядку их представления в учебно-тематическом плане. При разработке содержания важно оценить его соответствие целям и задачам программы.

При описании темы дается ее название, излагаются основные вопросы содержания: отдельно по теоретической и по практической части. Указывается форма организации образовательного процесса по теме.

2.3 Методическое обеспечение программы

Раздел «Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей» согласно примерным требованиям к программам должен содержать: обеспечение программы методическими видами продукции; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д., дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы и т.д.

Поскольку в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ) в определении образовательной программы для описания основных характеристик образования используется категория «организационно-педагогические условия», представляется возможным оформить данный раздел как «Организационно-педагогические условия реализации программы», куда как составная часть войдет «Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей» [7].

Целесообразно выделить следующие составляющие раздела:

1) материально-техническое обеспечение реализации программы: описание необходимых материалов, оборудования и пр.;

2) информационное обеспечение реализации программы: описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды и пр.;

3) кадровое обеспечение реализации программы (при необходимости сетевого взаимодействия, интеграции с другими программами, приглашения специалистов для реализации отдельных тем и т.п.);

4) дидактическое обеспечение реализации программы: описание системы используемых дидактических материалов (схемы, плакаты, раздаточный материал, репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео-, аудиофонд, комплексы упражнений и т.п.);

5) методическое обеспечение реализации программы должно содержать: описание выбора методов обучения, форм проведения занятий и технологий их реализации, форм подведения итогов по разделам, темам, педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

Важно обосновать их отбор с позиции целевого назначения программы и, соответственно, достижения ожидаемых результатов.

В системе общего образования результаты определяются федеральным образовательным стандартом. В дополнительном образовании государственных стандартов нет, нормативным документом выступает сама дополнительная общеобразовательная программа и заявленные в ней результаты, сформулированные с учетом ориентировки на личностные и метапредметные результаты образования. Соответственно предметом оценивания могут быть: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальных учебных действий, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе.

Требование вариативности содержания образования обусловливает необходимость уровневого представления результатов (например, минимальный, средний, максимальный (продвинутый).

В разделе «Список литературы» дается библиографическое описание изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Желательно поделить данный раздел на два раздела. Первый список – литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. Второй список – рекомендуемая литература для детей и родителей.

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно включать материалы к занятиям.

Заключение

Рассмотрение требований нормативных документов и включение при разработке образовательных программ новейших методических и технологических решений и актуальных тенденций развития дополнительного образования приведет к наиболее целостному  исполнению целей и задач дополнительного образования, развития мотивации подрастающих поколений к самостоятельной работе и дальнейшего личностного роста,  уникальность дополнительного образования как системы, объединяющей открытое вариативное образование.

Список использованной литературы

1. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.

2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. http://ipk74.ru/kafio/kvdo/download/32/

4. Оглоблин К. А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт- Петербург, 2009.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

6. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844). https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=104097

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://base.garant.ru/70291362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"

Представлен список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации и родителями обучающихся

Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации помогает обучающимся осваиват многомерное социокультурное пространство....

2.5.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации.

2.5.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации....

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации

Диплом Победителя Всероссийского конкурса «Образование. Качество. Успех» с работой «Повышение качества образования в школе через реализацию практико-ориентированной (дуальной) м...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....