Конспект логопедического занятия "Звуки и бувы А-Я"
план-конспект

Кузнецова Ирина Владимировна

В конспекте логопедического занятия с учащимися 3 класса с недоразвитием речи системного характера представлен материал по дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными А-Я и активизации словаря по теме "Осень. Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpk_26.09.23.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.   Звуки и буквы А - Я.

Цель. Различение твердых и мягких согласных перед гласными  А – Я в устной и письменной речи.

Задачи. Обеспечить формирование умения  дифференциации твёрдых и мягких согласных перед гласными а-я. Способствовать увеличению и активизации  словарного запаса на тему «Осень. Деревья»; Совершенствовать навык словообразования. Создать условия для развития концентрации внимания, поощрять самостоятельность при выполнении заданий. 

Оборудование. Профили артикуляции звуков [А], [Я], карточки с изображением рябины, березы, ивы, сосны, ветви и листья  этих деревьев.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Организационный момент. 

Составить из предложенных на карточке букв слово - название дерева и по листу (веточке с листьями), расположенным на парте,   найти рабочее место (ива, рябина, сосна, береза).

Сообщение темы.

-Послушать ряд слов и назвать лишнее слово, объяснить своё решение: август, Александр, сентябрь, апельсин, астры (сентябрь).

Ряд, мак, пять, мяч, сядь (мак).

 -Кто может назвать тему занятия?

-Чтобы занятие прошло успешно, дадим себе установку на отличную работу: Я - внимательный, старательный, активный, серьезный, успешный.

Объяснение способа самооценки.

-Оценивание своей работы сегодня вы будете  выполнять на первой линейке под числом. За правильно выполненную работу поставите знак «+». Если были трудности, поставите знак «!», что обозначает: будь внимательным. А  если задание не выполнено, то знак «-».  В конце занятия подведем итог вашей работы.

II.Основная часть.

Анализ артикуляции, характеристика  звуков с использованием артикуляционных профилей.

Уточнение значения парных гласных в устной речи и на письме.

1.  Повторение слоговых цепочек (произношение слогов сочетать с соединением пальцев рук): ка-ка-кя, мя-ма-мя, апя-апа-апя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2.Усложнение задания: поменять в слогах гласные (использовать жест, обозначающий твердость или мягкость согласных): та-тя (тя-та), яфя- яфя (афа-афа).

3.Составление чистоговорок с помощью слога и картинки. Уточнение понимания значения слов: плакучая, краснолистная, белоствольная, вечнозеленая.

-Ва-вя-ва-  над  водой  склонилась плакучая … (ива).

-Ря-на-ря-на - это … (рябина). У рябины красный лист, значит рябина какая…? (краснолистная)

- За - зя - за – это …(береза). У березы белый ствол, значит береза какая…? (белоствольная)

-На – ня – на – это … (сосна). Если сосна всегда, вечно зелена, то сосна какая? (вечнозеленая)

М. итог.

4.Вспомнить название дерева и назвать только слог  с изучаемыми гласными. Уточнить, в название  какого дерева  есть 2 слога с изучаемыми на занятии звуками (рябина).

М. итог.

Физминутка

1,2,3,4,5 будем пальцы разминать.

Потом руки поднимать,

Затем дружно приседать,

Парные гласные  называть.

Работа в тетради.

1.Написать столько заглавных букв А, сколько  раз я постучу молоточком. Столько строчных букв я, сколько листьев на ветке березы.

2. Записать слог с парной гласной:

Ма (мя), кя (ка), ва (вя), за (зя).  

Самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив с записью слогов  на обратной стороне откидной доски.

3.С данными слогами составить слова, записать их с заглавной буквы в первый столбик с переносом каждого слога, поставить ударение. На следующем занятии с этими словами составим словосочетания.

М. итог

Работа по карточкам. 

Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Можно ли назвать это предложение сложным?

Ряд -  рад.

Кол .   был н . м   …….           .        Т . н .  сел .  на  дес . тый       …….    .

 Взаимопроверка

III.Заключительная часть.

 Дидактическое упражнение «Скажи правильно»

В парке растет … (изобра жение рябины, березы). Аня видит …. Девочка подошла к …. Аня любуется ….  Аня дома будет вспоминать о краснолистной (белоствольной)  …  .

Итог. Оценивание.

-Какую цель мы ставили в начале занятия?  

-Посмотрите на строку самооценки. Скажите, у кого и какие были трудности?

Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными а-я.

  1. М . л,  м . л.

  В . н .     п . льц . ми       ………          пл . стилин.      К . тин   бр . т  …….     .

  1. Р . д,  р . д.

Кол .   был н . м   …….           .        Т . н .  сел .  на  дес . тый       …….    .

  1. Т. пки, т . пки.

Сон .   купила тёплые  ……….   .     С . ш .  в   с . р . й  пост . вил  …….  .

Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными  а-я.

1.М . л,  м . л.

  В . н .     п . льц . ми       ………          пл . стилин.      К . тин   бр . т  …….     .

2.Р . д, р . д.

Кол .   был н . м   …….           .        Т . н .  сел .  на  дес . тый       …….    .

3.Т . пки, т . пки.

Сон .   купила тёплые  ……….   .     С . ш .  в   с . р . й  пост . вил  …….  .

Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными  а-я.

1.М . л, м . л.

  В . н .     п . льц . ми       ………          пл . стилин.      К . тин   бр . т  …….     .

2.Р . д, р . д.

Кол .   был н . м   …….           .        Т . н .  сел .  на  дес . тый       …….    .

3.Т . пки, т . пки.

Сон .   купила тёплые  ……….   .     С . ш .  в   с . р . й  пост . вил  …….  .

Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными  а-я.

1.М . л, м . л.

  В . н .     п . льц . ми       ………          пл . стилин.      К . тин   бр . т  …….     .

2.Р . д, р . д.

Кол .   был н . м   …….           .        Т . н .  сел .  на  дес . тый       …….    .

3.Т . пки, т . пки.

Сон .   купила тёплые  ……….   .     С . ш .  в   с . р . й  пост . вил  …….  .

Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  Ан .    и   М . рус .    гул . ют  в   п . рке.

У девочек  ск . к . лк .   и   м . ч .

Подружки   р . ды   игр . ть   н .   пол . не  в  п . рке.

Р . дом   н . ш .    школ . .  

Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  Ан .    и   М . рус .    гул . ют  в   п . рке.

У девочек  ск . к . лк .   и   м . ч .

Подружки   р . ды   игр . ть   н .   пол . не  в  п . рке.

Р . дом   н . ш .    школ . .  

Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  Ан .    и   М . рус .    гул . ют  в   п . рке.

У девочек  ск . к . лк .   и   м . ч .

Подружки   р . ды   игр . ть   н .   пол . не  в  п . рке.

Р . дом   н . ш .    школ . .  

Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  Ан .    и   М . рус .    гул . ют  в   п . рке.

У девочек  ск . к . лк .   и   м . ч .

Подружки   р . ды   игр . ть   н .   пол . не  в  п . рке.

Р . дом   н . ш .    школ . .  

И Б Р А Н Я                   В И А                           З Е Б Р А Ё          

Б Я Н О Л Я                   А С О Н С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...

Конспект логопедического занятия"Бува Д. Звуки Д и Дь"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Бува Д. Звуки Д и Дь"...