Конспект логопедического занятия "Звуки и бувы А-Я"
план-конспект
В конспекте логопедического занятия с учащимися 3 класса с недоразвитием речи системного характера представлен материал по дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными А-Я и активизации словаря по теме "Осень. Деревья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kpk_26.09.23.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки и буквы А - Я.
Цель. Различение твердых и мягких согласных перед гласными А – Я в устной и письменной речи.
Задачи. Обеспечить формирование умения дифференциации твёрдых и мягких согласных перед гласными а-я. Способствовать увеличению и активизации словарного запаса на тему «Осень. Деревья»; Совершенствовать навык словообразования. Создать условия для развития концентрации внимания, поощрять самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование. Профили артикуляции звуков [А], [Я], карточки с изображением рябины, березы, ивы, сосны, ветви и листья этих деревьев.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
Организационный момент.
Составить из предложенных на карточке букв слово - название дерева и по листу (веточке с листьями), расположенным на парте, найти рабочее место (ива, рябина, сосна, береза).
Сообщение темы.
-Послушать ряд слов и назвать лишнее слово, объяснить своё решение: август, Александр, сентябрь, апельсин, астры (сентябрь).
Ряд, мак, пять, мяч, сядь (мак).
-Кто может назвать тему занятия?
-Чтобы занятие прошло успешно, дадим себе установку на отличную работу: Я - внимательный, старательный, активный, серьезный, успешный.
Объяснение способа самооценки.
-Оценивание своей работы сегодня вы будете выполнять на первой линейке под числом. За правильно выполненную работу поставите знак «+». Если были трудности, поставите знак «!», что обозначает: будь внимательным. А если задание не выполнено, то знак «-». В конце занятия подведем итог вашей работы.
II.Основная часть.
Анализ артикуляции, характеристика звуков с использованием артикуляционных профилей.
Уточнение значения парных гласных в устной речи и на письме.
1. Повторение слоговых цепочек (произношение слогов сочетать с соединением пальцев рук): ка-ка-кя, мя-ма-мя, апя-апа-апя
2.Усложнение задания: поменять в слогах гласные (использовать жест, обозначающий твердость или мягкость согласных): та-тя (тя-та), яфя- яфя (афа-афа).
3.Составление чистоговорок с помощью слога и картинки. Уточнение понимания значения слов: плакучая, краснолистная, белоствольная, вечнозеленая.
-Ва-вя-ва- над водой склонилась плакучая … (ива).
-Ря-на-ря-на - это … (рябина). У рябины красный лист, значит рябина какая…? (краснолистная)
- За - зя - за – это …(береза). У березы белый ствол, значит береза какая…? (белоствольная)
-На – ня – на – это … (сосна). Если сосна всегда, вечно зелена, то сосна какая? (вечнозеленая)
М. итог.
4.Вспомнить название дерева и назвать только слог с изучаемыми гласными. Уточнить, в название какого дерева есть 2 слога с изучаемыми на занятии звуками (рябина).
М. итог.
Физминутка
1,2,3,4,5 будем пальцы разминать.
Потом руки поднимать,
Затем дружно приседать,
Парные гласные называть.
Работа в тетради.
1.Написать столько заглавных букв А, сколько раз я постучу молоточком. Столько строчных букв я, сколько листьев на ветке березы.
2. Записать слог с парной гласной:
Ма (мя), кя (ка), ва (вя), за (зя).
Самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив с записью слогов на обратной стороне откидной доски.
3.С данными слогами составить слова, записать их с заглавной буквы в первый столбик с переносом каждого слога, поставить ударение. На следующем занятии с этими словами составим словосочетания.
М. итог
Работа по карточкам.
Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Можно ли назвать это предложение сложным?
Ряд - рад.
Кол . был н . м ……. . Т . н . сел . на дес . тый ……. .
Взаимопроверка
III.Заключительная часть.
Дидактическое упражнение «Скажи правильно»
В парке растет … (изобра жение рябины, березы). Аня видит …. Девочка подошла к …. Аня любуется …. Аня дома будет вспоминать о краснолистной (белоствольной) … .
Итог. Оценивание.
-Какую цель мы ставили в начале занятия?
-Посмотрите на строку самооценки. Скажите, у кого и какие были трудности?
Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными а-я.
- М . л, м . л.
В . н . п . льц . ми ……… пл . стилин. К . тин бр . т ……. .
- Р . д, р . д.
Кол . был н . м ……. . Т . н . сел . на дес . тый ……. .
- Т. пки, т . пки.
Сон . купила тёплые ………. . С . ш . в с . р . й пост . вил ……. .
Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными а-я.
1.М . л, м . л.
В . н . п . льц . ми ……… пл . стилин. К . тин бр . т ……. .
2.Р . д, р . д.
Кол . был н . м ……. . Т . н . сел . на дес . тый ……. .
3.Т . пки, т . пки.
Сон . купила тёплые ………. . С . ш . в с . р . й пост . вил ……. .
Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными а-я.
1.М . л, м . л.
В . н . п . льц . ми ……… пл . стилин. К . тин бр . т ……. .
2.Р . д, р . д.
Кол . был н . м ……. . Т . н . сел . на дес . тый ……. .
3.Т . пки, т . пки.
Сон . купила тёплые ………. . С . ш . в с . р . й пост . вил ……. .
Вставить буквы а-я, подобрать подходящее слово, отметить твердость или мягкость согласных перед гласными а-я.
1.М . л, м . л.
В . н . п . льц . ми ……… пл . стилин. К . тин бр . т ……. .
2.Р . д, р . д.
Кол . был н . м ……. . Т . н . сел . на дес . тый ……. .
3.Т . пки, т . пки.
Сон . купила тёплые ………. . С . ш . в с . р . й пост . вил ……. .
Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Ан . и М . рус . гул . ют в п . рке.
У девочек ск . к . лк . и м . ч .
Подружки р . ды игр . ть н . пол . не в п . рке.
Р . дом н . ш . школ . .
Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Ан . и М . рус . гул . ют в п . рке.
У девочек ск . к . лк . и м . ч .
Подружки р . ды игр . ть н . пол . не в п . рке.
Р . дом н . ш . школ . .
Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Ан . и М . рус . гул . ют в п . рке.
У девочек ск . к . лк . и м . ч .
Подружки р . ды игр . ть н . пол . не в п . рке.
Р . дом н . ш . школ . .
Вставить буквы а-я. Цветными карандашами отметить твердые-мягкие согласные перед буквами а-я.
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Ан . и М . рус . гул . ют в п . рке.
У девочек ск . к . лк . и м . ч .
Подружки р . ды игр . ть н . пол . не в п . рке.
Р . дом н . ш . школ . .
И Б Р А Н Я В И А З Е Б Р А Ё
Б Я Н О Л Я А С О Н С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...
Конспект логопедического занятия"Бува Д. Звуки Д и Дь"
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Бува Д. Звуки Д и Дь"...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...