Конспект логопедического занятия"Бува Д. Звуки Д и Дь"
план-конспект

Дегтярева Юлия Ринатовна

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Бува Д. Звуки Д и Дь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_.d_-_kosmos.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 243 г. Челябинска»

Технологическая карта логопедического группового занятия

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

 «Буква Д. Звуки [Д] и [Дь]»

Составил:

Учитель-логопед

Дегтярева Ю.Р.

Проверил:

Методист

Блинкина Е.Б.

Челябинск 2022


Тема: «Буква Д. Звуки [Д] и [Д'].»

Цель: уточнение знаний о букве Д, дифференциация звуков [Д] и [Д'], повторение лексической темы «Космос».

Задачи: 

Коррекционные: Формирование умения дифференцировать звуки [д] и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов. Закрепление зрительного представления о букве Д.

Образовательные: закрепить навык правильного произношения звуков [Д], [Д'] в слогах, словах, предложении; систематизировать представление воспитанников о лексической теме «Космос».

Воспитательные: формировать доброжелательность, положительную установку на участие в занятии через создание благоприятной психологической атмосферы.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Формирование позитивного отношения к правильной устной речи;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Усовершенствование лексического строя речи;
  •  Усовершенствование грамматического строя речи;

Личностные: 

  • Понимание того, что правильная устная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  •  Способствование к самооценке на основе наблюдения за собственным поведением и умениями.

 

             Метапредметные:

  • Ориентировка в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • Умение выделять полученные знания по общеобразовательным предметам;
  • Умение осуществлять мыслительные операции: наблюдать, сравнивать, группировать, делать выводы;
  • Умение работать как в группе, так и индивидуально;

Оборудование: шлем от скафандра, карточки с иллюстрациями на заданный звук, кометы из фольги и лент синего и зеленого цвета, массажные коврики, иллюстрации планет, две коробки для самооценки.

Задачи

Этап урока/ время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1. Расширить знания детей о Космосе;

3. Развивать умение работать в группе

1.Организационный момент

3 мин.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, кто:

  1. Вспомнит название планеты на звук [Мь].
  2. Вспомнит название планеты на звук [Нь].
  3. Кто назовет название спутника Земли.
  4. Кто ответит на вопрос: какое первое живое существо полетело в Космос и как его звали?
  5. Как называется система, в которой находится планета Земля?
  6. Как называется самая большая звезда Солнечной системы?
  7. Как называются отверстия от падения метеоритов на планеты?

Ребята, давайте вспомнили правила поведения: сидим на занятии – спина прямо, руки на парте, если хотим ответить – поднимаем руку, а не выкрикиваем с места!

Приветствие учителя, ответы на вопросы, настрой на занятие

  1. Меркурий
  2. Нептун
  3. Луна
  4. Собаки - Белка и Стрелка
  5. Солнечная система
  6. Солнце
  7. Кратер

 

Личностные:

положительное отношение к логопедическому занятию.

Познавательные: умение отвечать на вопросы полным ответом

Коммуникативные: умение слушать учителя и одногруппников

1. Учить обучающихся самостоятельно формулировать тему занятия

2. Формировать положительную установку на участие в занятии.

2.Определение темы занятия

2 мин.

Определение темы занятия

- Молодцы! Ребята, как вы думаете: какую тему мы сегодня будм повторять на занятии? Как вы поняли?

-  Я желаю, чтоб у вас настроение всегда было радужное, хорошее, а наше занятие было познавательным и интересным!

Тема занятия Космос

Личностные: установление темы занятия

Коммуникативные: закреплять умение помогать при определении темы одногруппникам

  1. 1. Развивать фонематические процессы
  2. 2. Развивать умение работать в команде
  3. 3. Развивать умение отвечать на вопросы логопеда развернутыми предложениями
  4. 4. Расширить знания детей о Космосе

3. Уточнение темы занятия

3 мин.

- Вы большие молодцы!

Подскажите мне, пожалуйста, как называется снаряжение, в котором космонавты выходят в открытый Космос? У меня есть шлем от скафандра, в нем спрятаны картинки. Мы будем вытягивать по очереди картинки и думать, какая же буква встречается во всех этих словах?

- Это буква Д! Какие же два звука эта буква может обозначать? Дайте характеристику звуку [Д], [Дь].

Индивидуальная работа; ответы на вопросы логопеда

Познавательные: закрепление знаний о букве Д и звуках [Д], [Дь].

1. Развивать фонематические процессы

  1. 2. Формировать навык правильного выдоха
  2. 3. Расширить знания детей о Космосе

4. Дыхательная гимнастика/развитие фонематическо-го восприятия

3 мин.

- Ребята, как вы думаете, что лежит в коробке перед вами? Перед вами на столах лежат кометы. Одни кометы с синим хвостом, а другие с зеленым хвостом. Сейчас я буду называть вам слоги, если вы в них слышите звук [Д], то будем дуть на синюю комету, а если вы слышите звук [Дь], то дуйте на зелёную комету.

Выполнение дыхательной гимнастики

Регулятивные: контроль за действиями органов дыхательного аппарата

Познавательные:

умение дифференцировать фонемы на слух

1. Развивать фонематические процессы

2. Формировать навык контроля за соотношением слова и действия

5. Динамическая пауза/ развитие сенсомоторных ощущений/ развитие слухового восприятия

3 мин.            

- А сейчас встаём на коврики, я называю слова, если вы слышите в слове мягкий звук [Дь], то вы приседаете, если слышите твёрдый звук [Д], то прыгаете.

Выполнение динамической паузы

Регулятивные: контроль за действиями органов дыхательного аппарата

Познавательные:

умение дифференцировать фонемы на слух

Регулятивные: контроль за соотношением слова и действия

  1. 1. Закрепить названия планет
  2. 2. Формировать навык анализа и синтеза
  3. 3. Развитие памяти и внимания
  4. 4. Развитие умения определять количество слогов в слове

6. Повторение изученного материала

5 мин.

- Перед вами планеты, давайте вспомним их названия и расположим по порядку отдаленности от Солнца.  

- Если в планете 1 слог, то соединим ее с цифрой 1, если в названии планеты 2 слога, то соединим с цифрой 2, если 3 слога, то с цифрой 3.  (цифры написаны на доске)

Выполнение задания у доски

Познавательные: умение дифференцировать фонемы на слух

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы полными структурированными предложениями.

Регулятивные:

способствовать к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью

  1. 1. Формировать умение пользоваться полученными знаниями
  2. 2. Развивать внимание и мышление
  3. 3. Закрепить названия цветов
  4. 4. Учить ориентироваться в пространстве

7. Актуализация знаний

5 мин.

- Сейчас мы выполним задания, которые написаны на ракетах.

Дети забирают ракеты с мольберта в порядке, который называет логопед.

1. Определить какой звук слышен в слове и в какой части слова находится.

2. Чтение слогов.

3. Звуко-буквенный анализ слогов.

Работа на ракетах с заданиями

Познавательные: умение дифференцировать фонемы на слух;

Умение обозначать фонемы графически

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы полными структурированными предложениями.

Регулятивные: контроль за действиями рук

  1. 1. Развивать положительное отношение к логопедическим занятиям
  2. 2. Развивать умение правильно и объективно оценивать собственную деятельность, выявлять пробелы в знаниях

8. Рефлексия

3 мин.

- Какие мы с вами молодцы! Справились со всеми заданиями!

- Давайте вспомним, какую букву мы сегодня повторяли? Какие звуки она может обозначать? Что на занятии вам показалось сложным? Какое задание понравилось больше всего?

Оценка своей деятельности на занятии.

- У меня две коробки. На зеленой коробке написано «старательный, внимательный, умный», а на красной «ленивый, неаккуратный, невнимательный». Как вы считаете, какими вы были на занятии? Какую коробку мы откроем? Зеленую? Получайте ваши небольшие призы за занятие! Давайте посмотрим, а что же в красной коробке? Пусто. Потому что если человек невнимательный и ленивый, он ничего не добьется и уж тем более никогда не станет космонавтом, именно поэтому коробка и пустая!

- Спасибо вам за занятие! Желаю вам успехов!

Дети рассуждают о результатах занятия, делают оценку своей деятельности

Личностные: понимание того – была ли достигнута цель занятия;

Познавательные: закрепление полученных знаний

Регулятивные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лекс...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...