Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.
рабочая программа
Аннотация
- Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.
- В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
- Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа составлена на основе программы Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» III издание соответствует ФГОС Детство-Пресс 2015
- Количество учебных часов-90.
- Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению коллегиальным органом (методическим объединением учителей начальных классов) Протокол №5 от 21.06.18. Утверждена Директором школы Гориной Т. А.
- В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- Развитие и коррекция высших психических функций ребенка.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Развитие регулирующей функции речи в эмоционально-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности.
- Используемые учебники и пособия:
Книгопечатная продукция
- АООП НОО Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Подготовка к обучению грамоте» в соответствии с ФГОС НОО. М. ВЛАДОС 2017.
- АООП НОО Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Подготовка к обучению письму и чтению» в соответствии с ФГОС НОО Часть 1 М. ВЛАДОС 2017.
- АООП НОО Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Подготовка к обучению письму и чтению» в соответствии с ФГОС НОО Часть 2 М. ВЛАДОС 2017.
- Л. В. Лазаренко «Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе» в соответствии с ФГОС НОО М. ВЛАДОС 2017.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов «Айрис – пресс» 2014
- «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. М, 2014 г.
- «Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н. М. «Просвещение» 2015 г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов «ВЛАДОС» 2016
- Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» Москва «Гном» 2016
- Мазанова Е.В. «Коррекция на почве языкового анализа и синтеза» Москва «Гном» 2016
- Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия» Москва «Мир» 2017
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму« Москва «Детство-Пресс» 2014
- Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии» Москва «Гном»2016
- Теремкова Н.Э. «Логопедические альбомы №1,2,3,4» Москва «Гном» 2014
- Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки№1,2» Москва «Гном» 2014
- Мазанова Е.В. «Тетради для логопедических заданий» Москва «Гном» 2014
- Ткаченко Т.А. «Логопедический букварь» »Читаем после букваря» Москва «ЭКСМО» 2016
- Используемые педагогические технологии:
- Предметно-ориентированные технологии
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технология эвристического обучения
- Диалоговые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
- Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- Знать основные правила поведения в школе и на уроке.
- Знать основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки
- Знать основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.
- Знать термины – речь, звук, артикуляция, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, оппозиционные звуки и т.д.
- Знать, что такое фонетический разбор слова.
- Знать гласные звуки и буквы 1-2 ряда.
- Знать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
- Знать, как дифференцировать оппозиционные звуки.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
- Правильно произносить все звуки родной речи.
- Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
- Производить фонетический и звукобуквенный разбор слогов и слов.
- Подбирать слова на заданный звук.
- Сравнивать слова со сходными звуками.
- Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
- Восстанавливать предложения и текст с заданными буквами.
- Самостоятельно писать слуховые диктанты (в конце года).
- Оценка (отметка) не выставляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_etap_1_klass.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||
1. | Обоснование программы |
|
2. | Характеристика речи учащихся данной группы |
|
3. | Базовая программа коррекционного обучения | Программа Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», Москва, «Просвещение», 2010 год «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой |
4. | Цели программы |
|
5. | Задачи программы |
Приложение № 2 |
6. | УМК учителя
|
|
7. | УМК учащегося
|
|
8. | Количество учебных часов | 90 часов |
9. | Систематичность занятий | Не менее 3 раз в неделю |
10. | Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса. | К концу учебного года обучающиеся должны знать:
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
|
11. | Универсальные учебные действия | Личностные универсальные действия:
Регулятивные универсальные действия:
Познавательные универсальные действия:
Коммуникативные учебные действия:
Приложение № 3 |
12. | Виды деятельности 1.Общеучебные виды деятельности 2.Здоровьесберегающие виды деятельности |
|
13. | Критерии оценки |
|
14. | Основные методы работы |
|
15. | Принципы логопедической работы, лежащие в основе программы | Личностно-ориентированные принципы:
Культурно-ориентированные принципы:
Деятельностно-ориентированные принципы:
Специальные принципы КРО:
|
16. | Формы организации учебного процесса |
Виды занятий: диагностическое занятие, обучающее занятие, тестирование, экскурсия, итоговая работа. |
17. | Виды и формы контроля | Предусмотрены следующие виды контроля:
Формы контроля:
контрольной работы слухового диктанта.
|
18. | Ожидаемые результаты |
|
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 триместр | триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого | ||||||||||||||
Проведение диагностики речи и письма | 1 устная речь | - | - | 1 устная речь, навыки письма и чтения | 2 | ||||||||||||||
Плановые проверочные работы | - | - | 1 проверочная работа | 1 слуховой логопедический диктант | 2 | ||||||||||||||
Перспективный план логопедических занятий. | |||||||||||||||||||
I этап - 8 занятий Коррекционные задачи: развитие восприятия, внимания (зрительного и слухового), памяти, пространственных представлений; Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | |||||||||||||||||||
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Программный материал | Лексический материал | Функциональные предпосылки | ||||||||||||||
1. | Вводно-организационное занятие | 1 | Правила речи Правила поведения | звуки и голоса | Развитие слухового внимания. | ||||||||||||||
2. | Делу – время. Л.т. Время и мы | 1 | Временные понятия: время года, месяца, дни недели. Расписание занятий, режим дня. | название временных понятий речевые цепочки скороговорки | Развитие логики, временных представлений. Обобщающие понятия. | ||||||||||||||
3. | Сказка о пальчиках рук (Пять помощников) | 1 | Дыхание, голос. Пальчиковая гимнастика. Функции пальцев и рук человека. | названия пальцев стихи и сказки о пальчиках рук | Развитие мелкой моторики. Координация движений речевого аппарата и пальцев. | ||||||||||||||
4. | Предметы вокруг нас Неодушевленные предметы Л.т. Овощи-фрукты | 1 | Форма и цвет предметов Расположение предметов в пространстве Артикуляционная гимнастика. | круглый, квадратный треугольный, овальный вверху – внизу справа – слева | Развитие зрительного внимания. пространственных представлений. | ||||||||||||||
5. | Предметы вокруг нас Одушевленные предметы Л.т. Животные и детеныши | 1 | Размер и форма предметов Тактильные ощущения Артикуляционная гимнастика. | большой – маленький пушистый – гладкий овальный - круглый | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. | ||||||||||||||
6. | Мир вокруг нас. Л.т Пространство и мы Второе занятие можно посвятить ориентировке на плоскости листа. | 1 | Ориентировка в схеме тела человека, животных. Понятия «симметрия, право, лево правая рука, верх, низ» Направление движения. | названия частей тела. пространственных понятий слова: круг, квадрат, бабочка и др. | Развитие пространственных представлений Ориентировка в пространстве. | ||||||||||||||
7. | Звуки окружающей среды Л.т. Музыкальные инструменты | 1 | Источники звуков. Шумы и голоса. Громкость и продолжительность звучания, музыка. | вдох, выдох, голос, звук название музыкальных инструментов | Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. | ||||||||||||||
8. | Сказка о веселом язычке. Л.т. Органы речи | 1 | Органы речи, дыхание, голос Правила артикуляционной гимнастики. Звуки речи, образование звуков. | Название органов артикуляции название упражнений для язычка | Развитие точности и координации артикуляционных движений. | ||||||||||||||
II этап – 72 занятия Развитие фонетико-фонематической стороны речи Коррекционные задачи: коррекция дефектов звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков. Формирование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Пропедевтика акустических парафазий. | |||||||||||||||||||
9. | Речь и предложение Л.т. Времена года. | 1 | Виды речи. Границы предложения 3 правила о предложении. Составление предложений. | Названия и приметы времен года, 3 месяца осени. | Развитие временных представлений; темп, ритм, интонация. | ||||||||||||||
10. | Предложение и слово. Л.т. Приметы осени | 2 | Деление предложения на слова. Схемы предложений. Основа предложения. Составление предложений с опорой на наглядность и схемы. | Короткие предложения об осени. «Осень наступила» Распространение пред-й Вопросы к словам в предложении. | Дифференциация понятий «предложение – слово» Развитие памяти. | ||||||||||||||
11. | Слово и слог Л.т. Осень в деревне. Урожай | 2 | Деление слов на слоги. Слоговые схемы. Игра «Собираем урожай» Ударный и безударный слог | Названия овощей, фруктов, ягод, грибов. Слова из 1; 2; 3; 4-х слогов Постановка звуки: С, Л | Дифференциация понятий «слово – слог» | ||||||||||||||
12. | Звуки речи. Л.т. Осень в городе. | 1 | Понятие о звуках речи. Образование звуков. Понятие об артикуляции звуков Деление слов на слоги. | Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы Определяем последовательность звуков | Дифференциация понятий «слог – звук» | ||||||||||||||
13. | Гласные звуки и буквы. Л.т. Имена людей. | 1 | Понятие о гласных звуках. Артикуляция гласных звуков. Правила написания имен людей. Определение количества звуков. Деление слов на слоги. | Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы Имена: Аня, Оля, Уля и др. Словосочетания: Олин бант. | Дифференциация понятий «слог – звук» Дифференциация понятий «звук – буква» | ||||||||||||||
14. | Звук и буква А. Л.т. Перелетные птицы – аисты. | 1 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука А: начало, середина, конец слова. Ударный гласный | Слова: Аня, аист, аисты, астры, мама, папа, брат Слава. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | ||||||||||||||
15. | Звук и буква У. Л.т. Домашние птицы. | 1 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука У: начало, середина, конец слова Звуковые схемы | Слова: Уля, утки, уточка, гусь, гуси, куры, петух Предлог У. | Закрепление понятий – ударение, ударный гласный | ||||||||||||||
16. | Дифференциация звуков и букв: А – У. | 1 | Сравнительная артикуляция звуков Образ букв, печатные и прописные буквы. Ударный и безударный гласный. | Слова из 1-4-х слогов Слова: Аля, Уля, раки, руки, Предлог У. Правописание предлогов. | Развитие навыков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза. | ||||||||||||||
17. | Согласные звуки и буквы на примере М, Н Л.т. Имена людей, клички животных. | 1 | Звуковой и звукобуквенный анализ. Слогов и слов из 1-3 слогов Артикуляция согласных Деление слов на слоги. | Слоги, слова с согласными звуками: М, Н. Чтение и анализ данных слогов, слов Предлог НА. | Закрепление понятия «преграда» при образовании согласных | ||||||||||||||
18. | Гласные звуки и буквы. Звук и буква О. | 1 | Определение последовательности звуков в слове Ударный гласный. | Кот – крот, сон – стон - слон Сок – сток, скок Предлог О Числительное - один | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Согласование | ||||||||||||||
19. | Дифференциация звуков и букв: А – О. | 1 | Слова: Аля, Оля, Саня, Соня, | ||||||||||||||||
20 | Дифференциация звуков и букв: У – О. | 1 | Безударный гласный | Слова: Оля, Уля, усы, осы, плот, плут, стук, сток, стол, стул, | Слогообразующая роль гласных | ||||||||||||||
21. | Звук и буква Ы. | 1 | Единственное и множественное число существительных Твердые согласные | Слова: сын, дым, сыр, бык, кот – коты, куст – кусты Постановка звуки: С, З, Л | Развитие фонематического восприятия | ||||||||||||||
22. | Звук и буква И. | 1 | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. Мягкие согласные | Сани, гуси, ноги Котик, сомик, домик, гномик | Развитие навыков словообразования | ||||||||||||||
23. | Дифференциация звуков и букв: Ы – И. Понятие о твердости, мягкости согласных звуков | 1 | Обозначение твердости и мягкости согласных на письме при помощи гласных Ы – И. | Слова: мил – мыл, выл – вил, был – бил, пыл – пил Включение данных слов в предложение. | Дифференциация понятий: твердый согласный, мягкий согласный | ||||||||||||||
24. | Ударение. Л.т. Слова-паронимы. | 1 | Формирование навыков выделения ударного гласного. Смыслоразличительная функция ударения | Слова: атлас, ирис, хлопок, козлы, плачу Составление предложений с данными словами по схемам. | Дифференциация понятий: ударный гласный, безударный гласный | ||||||||||||||
25. | Гласные звуки и буквы. А, О, У, Э, И, Ы Ударение. | 1 | Смыслоразличительная функция ударения Добавление в слова пропущенных гласных в начале, середине, конце. | Слова: мал, мол, мул, Мэл, мил, мыл | Слогообразующая роль гласных | ||||||||||||||
26. | Звук и буква П. Л.т. Почта. Путешествие письма. | 1 | Обозначение на письме звуков п-пь Понятие «глухой согласный» | Работа над дикцией | |||||||||||||||
27. | Звук и буква Б. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Обозначение на письме звуков б-бь | ||||||||||||||||
28. | Дифференциация звуков и букв: П – Б. | 1 | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости | Почка – бочка, порт - борт | Развитие умений дифференциации оппозиционных фонем | ||||||||||||||
29. | Звук и буква Ф. Л.т. Фамилии людей. | 1 | Обозначение на письме звуков ф-фь | ||||||||||||||||
30. | Звук и буква В. Печатная и прописная буквы. | 1 | Обозначение на письме звуков в-вь | ||||||||||||||||
31. | Дифференциация звуков и букв: Ф - В | 1 | |||||||||||||||||
32. | Звук и буква Т. | 1 | Обозначение на письме звуков т-ть | ||||||||||||||||
33. | Звук и буква Д. | 1 | Обозначение на письме звуков д-дь | ||||||||||||||||
34. | Дифференциация звуков и букв: Т – Д. Т.т. Труд людей. | 1 | Практическое усвое6ние обозначения мягкости согласных при помощи гласных 2 ряда | ||||||||||||||||
35. | Звук и буква К. | 1 | Обозначение на письме звуков к-кь | ||||||||||||||||
36. | Звук и буква Г. | 1 | Обозначение на письме звуков г-гь | ||||||||||||||||
37. | Дифференциация звуков и букв: К – Г. | 1 | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости | Куст, густ, кость, гость | |||||||||||||||
38. | Звук и буква Х. Л.т Приметы зимы | 1 | Обозначение на письме звуков х-хь | ||||||||||||||||
39. | Дифференциация звуков и букв: К – Г - Х. Л.т. Новый год. | 1 | |||||||||||||||||
40. | Звук и буква Й. | 1 | |||||||||||||||||
41. | Йотированные гласные в начале слова и после гласных. Е, Ё, Я, Ю. На каждую гласную по одному занятию. | 4 | Образование йотированных гласных Дифференциация гласных II и Й кратного | Слова: ели, ёлка, ёжик, юбка Юра, Яша, маяк, союз Глаголы: поёт – поют, роет – роют, воет – воют Мой-мои-моя-моей-мою | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов с гласными II ряда. | ||||||||||||||
42. | Звук и буква С. | 2 | Автоматизация звука С в слогах, словах, предложении | Слова со звуками с-сь Слова предметы, действия, признаки | Уточнение артикуляции звука С | ||||||||||||||
43. | Уточнение артикуляции звука З | 1 | Автоматизация звука З в слогах, словах, предложении | ||||||||||||||||
44. | Звук и буква З. | 1 | |||||||||||||||||
45. | Дифференциация звуков и букв: С - З | 2 | Слова: соя – Зоя, сайка – зайка, лиса - Лиза | Развитие внимания к оппозиционным звукам | |||||||||||||||
46. | Звук и буква Ц. | 1 | Автоматизация звука Ц в слогах, словах, предложении | ||||||||||||||||
47. | Дифференциация звуков и букв: С – Ц; ТЬ – Ц | 2 | Пропедевтика акустической дисграфии | ||||||||||||||||
48. | Гласные II ряда после согласных. Дифференциация а-я, о-ё, у-ю | 3 | Обозначение мягкости согласных на письме | Слова со звуками с, з, сь, зь | |||||||||||||||
49. | Уточнение артикуляции звука Ш | 1 | Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложении | ||||||||||||||||
49. | Звук и буква Ш. | 1 | |||||||||||||||||
50. | Уточнение артикуляции звука Ж | 1 | Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложении | ||||||||||||||||
51. | Звук и буква Ж. | 1 | |||||||||||||||||
52. | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ж | 2 | Правописание слов со слогами ШИ, ЖИ, шипящими на конце слова. | Пропедевтика акустической дисграфии | |||||||||||||||
53. | Звук и буква Ч. Л.т. Чайные слова. | 2 | Правописание слов со слогами ЧА, ЧУ, ЧН, ЧК, шипящими в конце слова | Родственные слова для слова ЧАЙ | Развитие навыков словообразования | ||||||||||||||
54. | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ч. | 2 | Правописание слов со слогами ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ, шипящими в конце слова. | ||||||||||||||||
55. | Звук и буква Щ. Л.т. Мамины помощники. | 1 | Правописание слов со слогами ЩА, ЩУ, ЩН, шипящими в конце слова | ||||||||||||||||
56. | Дифференциация звуков и букв: Ш – Щ. | 1 | Пропедевтика оптической дисграфии | ||||||||||||||||
57. | Дифференциация звуков и букв: Щ – Ч. | 1 | Правописание слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЩН, шипящими в конце слова | ||||||||||||||||
58. | Зачем нам нужен Ь знак? | 2 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь | ||||||||||||||||
59. | Уточнение артикуляции звука Л. | 1 | Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложении | ||||||||||||||||
60. | Звук и буква Л. Ь в конце слова | 1 | Обозначение на письме звуков л-ль | Слова: угол-уголь, мол-моль | Развитие навыков чтения и пересказа прочитанного по вопросам. | ||||||||||||||
61. | Дифференциация звуков и букв: ЛЬ - Й | 1 | |||||||||||||||||
62. | Уточнение артикуляции звука Р. | 1 | Обозначение на письме звуков р-рь | ||||||||||||||||
63. | Звук и буква Р. Гласные буквы русского языка. | 1 | Развитие дикции Навыков чтения | ||||||||||||||||
64. | Дифференциация звуков и букв: Л –Р.. | 1 | |||||||||||||||||
65. | Итоговое занятие. Все пройденные буквы. | 1 | Составление устного рассказа по опорным картинкам и словам | Рассказ «Мой домашний любимец» | Развитие навыков связной речи | ||||||||||||||
66. | Контрольная работа. | 1 | Контроль формирования навыков звукобуквенного анализа. | Буквы, обозначающие оппозиционные звуки, гласные II ряда. | Развитие навыков зрительного и слухового контроля. | ||||||||||||||
III этап – 10 занятий Коррекционные задачи: преодоление возникших у учащихся в течение учебного года проблем при формировании навыков письма и чтения. Пропедевтика оптических парафазий «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н»,«т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п»; «П—Т»,«Л—М», «X—Ж», «К—Н»,«Ш—Щ», «И—Ш» | |||||||||||||||||||
67. | Дифференциация букв: п-т | 1 | Развитие навыков связной речи. Развитие навыков письма и чтения. Развитие навыков контроля над собственной письменной речью | ||||||||||||||||
68. | Дифференциация букв: л-м | 1 | |||||||||||||||||
69. | Дифференциация букв: ш-щ | 1 | |||||||||||||||||
70. | Дифференциация букв: б-д | 2 | |||||||||||||||||
71 | Дифференциация букв: д-в. | 1 | |||||||||||||||||
72.. | Дифференциация букв: в-д. | 2 | |||||||||||||||||
73. | Дифференциация букв: п-р | 1 | |||||||||||||||||
74. | Логопедический слуховой диктант | 1 |
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, НвОНР)
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение сложных звуков и оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся от 2 до 15 звуков (очень редко).
- Чаще всего наблюдаются замены и/или смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству в группах: лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), звонкие – глухие согласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты; смешиваются между собой, не только они, но и составляющие их компоненты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС, ЛЬ-РЬ, ЛЬ-Й, Л-Р)
- Недостаточная сформированность, в более тяжелых случаях — несформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
- Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
- Трудности овладения письмом и чтением, наличие специфических логопедических ошибок на фоне большого количества орфографических.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
- Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
- Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
- Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
- Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
- Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- Недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности.
- Низкий уровень учебной мотивации.
- Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
- Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; умение работать в определенном темпе).
- Медленное формирование функции контроля деятельности.
- Формирование негативного отношения к учебному процессу.
Приложение 2
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового и звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, обобщающих понятий, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- Развитие навыков построения связного высказывания и смысловой культуры высказывания.
- Установление логики, программирование смысла высказывания: определение связности, последовательности, причинно-следственных отношений, скрытого смысла, переносного значения.
- Точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (описание, повествование, доказательство, рассуждение, передача содержания текста).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; способности к запоминанию, способности к переключению;
развитие навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности, произвольности общения и поведения.
Приложение 3
Формирование полноценных учебных умений
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе: умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации
учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии);
- соблюдение речевого этикета при общении: обращение, просьба, диалог. Вежливое обращение к окружающим: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод о характ...
Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....
Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"
Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Проект: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....
Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи»
Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи» для учащихся 2-4 классов...