Проект: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
проект на тему
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
Выполнила:
Пучкина Светлана Владимировна
учитель – логопед
МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя
Ставрополь, 2017 год
Актуальность.
Профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. В школе эта работа продолжается, ведь в общеобразовательное учреждение приходят разные дети.
У одних мы наблюдает хорошо развитую речь, а другие испытывают трудности в речевом развитии. Дети с ФФН, ОНР входят в группу риска по возникновению нарушений письма и чтения.
Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют логопедов, учителей и родителей. По данным различных исследователей в последнее время количество детей с трудностями обучения письму и недостатками письма, действительно, увеличивается с каждым годом.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.
Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
- Большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
- Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
- Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии.
Характерной особенностью нарушений письма при общем недоразвитии речи является нарушение не только звукового, но и морфологического анализа слова. У детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с фонетико-фонематическими отклонениями, отмечаются затруднения в усвоении правописания, которые носят зачастую упорный характер и нуждаются для своего преодоления в специальной углубленной работе по общему развитию речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Одним из основных условий успешной коррекционной работы является своевременная грамотная диагностика и вовремя начатая работа по предупреждению нарушений письменной речи. Иначе, нарушения в развитии устной речи могут привести к дисграфии и дислексии. На письме это может быть выражено в следующих ошибках:
- смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки;
- пропуски букв, персеверации и антиципации букв, недописывание слов;
- перестановки букв;
- смешения графически сходных букв;
- ошибки согласования и управления слов;
- ошибки обозначения границ предложения и слова и др.
Трудности, с которыми сталкиваются при обучении письму младшие школьники, имеют самый разнообразный характер (нарушение зрительно-моторной координации, нарушение внимания и контроля деятельности, нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций и др. нарушения психических функций). Поэтому наиболее эффективным является комплексный подход к коррекционной работе по устранению трудностей обучения грамоте.
Основная задача логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
Итак, в настоящее время разными авторами (Г.А.Каше, Н.А.Никашиной) разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание:
- связи между развитием устной и письменной речи;
- необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя, логопеда и родителей.
Практика обучения первоклассников с речевым недоразвитием показывает необходимость такого сотрудничества и преемственности, особенно на этапе поступления ребенка в школу.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим,
целью коррекционной работы будет являться предупреждение временных и стойких трудностей в усвоении универсальных общеучебных навыков: чтения, письма. Комплексная подготовка детей с ОНР к обучению и адаптации в школе.
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.
Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, дети учатся различать их в потоке речи, т.е. на практическом уровне.
Исходя из этого, основной задачей коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у учащихся с ОНР является нормализация звуковой стороны речи, которая включает:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- коррекция звукопроизношения;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование и развитие грамматически правильной речи;
- развитие выразительной связной речи;
а также:
- развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- развитие анализаторов, участвующих в акте чтения и письма: слухового,
зрительного, кинестетического;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие познавательных процессов: слухового и зрительного внимания,
рече - слуховой, зрительной и двигательной памяти, словесно-логического мышления;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Эти задачи составляют основное содержание пропедевтического периода коррекционной работы с детьми с ОНР.
На основе материалов обследования составляется календарный план коррекционной работы с детьми 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи. Сроки реализации 1 учебный год.
Месяц | Темы | Звуко-слоговой анализ и синтез | Грамматический строй речи | Лексика |
Диагностический этап | ||||
Сентябрь 1 - 15 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи, лексики и грамматического строя речи. Исследование процесса чтения. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. | |||
Подготовительный этап | ||||
16-30 | Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию внимания, памяти, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. | |||
Основной этап | ||||
Октябрь | Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Уточнение гласных а, о, у, ы, и. | Уточнить понятие «речь» и «предложение»,границы предложения. Уточнить понятие «слово», раздельное написание слов в предложении, определение их количества, порядок. Уточнить понятие о звуке и букве, развивать слуховое восприятие, соотнести звуки и буквами. Понятие гласные и согласные, их признаки, развивать фонематический слух. Учить выделять гласные из речи, развивать фонематический слух, соотносить звук и букву. | Предложение, речь, рассказ. Большая буква, точка. Слова-предметы. Слова-действия. Слово, предложение, рассказ. Слова-признаки. Звуки. Буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки, буквы | Осень Овощи Фрукты Птицы (зимующие, перелетные) |
Ноябрь | Слоговой анализ и синтез, ударение. | Учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Уточнить слогообразующую роль гласного, определить, поставить ударение. | Единственное и множественное число существительных. | Деревья (хвойные, лиственные) |
Декабрь
| Звуко-буквенный анализ и синтез. Твёрдые, мягкие согласные перед гласными «а-я», «о-ё», «у-ю». | Учить определять количество и последовательность звуков в слогах, в с словах. Придумать слова на заданный звук. Составить слова из заданных букв. Учить на слух дифференцировать твёрдый и мягкий звук. | Звуки, буквы, гласные, согласные. Согласование существительного с прилагательным. | Животные (дикие, домашние) |
Январь | Твёрдые, мягкие согласные перед гласными «у-ю», «и-ы», «ё-ю». Обозначение мягкости согласных при помощи ь знака. | На слух определять согласный в слогах. На слух определять гласный в слогах. Записывать под диктовку, вставить пропущенные буквы. Закрепление навыка различения по твёрдости – мягкости | Правописание чу-щу, жи-ши. Образование относительных прилагательных. | Зима. Одежда. |
Февраль | Различение парных глухих и звонких согласных звуков. [с], [с’], [з] [з’], [б], [б'] | Учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, развивать тактильное ощущение работы голосовых складок, совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез. | Образование качественных прилагательных. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и в середине. | Животные (хищные, травоядные, грызуны). |
Март | Различение парных глухих и звонких согласных звуков. [к], [г], [д] [т], [ж], [ш], [в], [ф]. | Найти сходство и различие, дать характеристику, научиться дифференцировать звуки в слогах, словах, в предложении, в тексте. | Образование притяжательных прилагательных. Правописание сомнительных гласных в конце слова. Правописание жи-ши | Обувь. Головные уборы. |
Апрель | Различение шипящих и свистящих звуков «с-ш», «з-ж», «с-ц», «ч-ть», «ч-щ», «ч-ц», «ч-ш». | Учить различать звуки в устной и письменной речи, сравнивать артикуляцию звуков, ощутить положение губ, языка, дать им характеристику. | Согласование существительного с глаголом. Большая буква в начале предложения. Написание простых предложений. | Весна. Транспорт. |
Май | Различение соноров «л-р» | Учить различать «р-л» в устной и письменной речи, сравнивать артикуляцию звуков, ощутить положение губ, языка, дать им характеристику. | Род имен существительных. | Насекомые. Цветы. |
Из общего количества занятий особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
- 15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
-5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
-20 минут - уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
На последующих занятиях проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Фронтальная часть следующих занятий складывается из работы по:
-развитию фонематических процессов;
-формированию навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
-формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
-закреплению звуко-буквенных связей;
-автоматизации поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
К концу обучения у учащихся должны быть:
-сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки;
-уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
-сформированы умения связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д.
Данный курс обучения позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности, а в целом будет способствовать более полноценному развитию личности ребенка.
Список использованной литературы:
- Аристова Т.А, Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, 2000 - №5 – с. 142 – 146.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 1995 – 284 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992 – 229 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 – 314 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972 – 197 с.
- Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-208 с.
- Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965 – 341 с.
- Понтина И.С. Формирование навыков письма. – М.: Просвещение, 1987 – 183 с.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2001 – 200 с.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983 – 227 с.
- Токарева И.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Медицина, 1969 – 305 с.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКГН, 2005 154 с.
- Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Владос, 1997 – 219 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»
В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции
Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проя...
Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...
Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,и...
Адаптированная образовательная программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го класса, имеющих логопедическое заключение «ОНР 3 ур, на фоне задержки психического развития» вариант ФГОС 7.2.
Коррекционно-образовательная программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
В работе рассматривается состояние проблемы изучения роли семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи и исследование роли семьи в коррекции нарушений эмоц...