Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"
план-конспект на тему

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_logopedicheskogo_zanyatiya._sinonimy.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

СКОШИ  17 г. Екатеринбург

Конструкт логопедического занятия

Тема: "Синонимы" 2-3 класс

                                   

                                                                                                 

                                                                                                                        Составитель: Мухаметшина Л.Ф.

Тема: "Синонимы"      

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для   употребления  синонимов в устной и письменной речи.

Актуальная цель:   Создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся знаний о синонимах, их подбора.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения подбирать синонимы к словам различных частей речи.

Развивающие:

- уточнять, активизировать, обогащать словарь уч-ся.

 Воспитательные:

- формировать интерес к родному языку и языковым явлениям;

- формировать  ценность  дружбы.

Коррекционные:

- активизировать мыслительную деятельность через  анализ, синтез,  обобщение.

Оборудование: лото, карточки со словами.

Технологическая карта коррекционного занятия

Предмет,

тема,

класс

  Методы

Тип и вид

урока

Планируемые результаты

Система средств

обучения

Личностные

Метапредметные

Виды учебной деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предмет: «Логопедия»

Тема:

«Синонимы»

2-3 класс.

Наблюдение,

деятельностный,  частично-поисковый,

словесный,

наглядный,

практический.

Тип:

Сообщение

новых знаний

Вид:

Деятельностный.

Осознание детьми значимости умения правильного  употребления синонимов,  

Самооценка на основе критерия успешности.

Осознание значимости дружбы.

Осознают, принимают и решают учебную проблему:

 проявляют познаватель-ную инициативу;

контролируют, корректируют ошибки, оценивают.

Самостоятельно формулируют тему урока,  признаки синонимов., анализируют, синтезируют. обобщают; структурируют  знания;-выполняют действий по алгоритму;

 игры.

Учатся сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом. Учатся разрешать проблемные ситуации.

Индивилуальная работа.

Работа в группе, в парах.

Анализ и синтез

Обобщение

Работа с наглядностью.

Лото, карточки со словами

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Организационный этап.

Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на занятии; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип – психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность.

Настраиваются на урок.

2. Создание проблемной ситуации.

Задачи - определить тему занятия, сформулировать признаки синонимов.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности.

 

Создаёт проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать тему занятия, признаки синонимов.

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Логопед   ставит цель прослушать  отрывок из книги  Н.Носова "Приключения Незнайки  и  его друзей", запомнить, как называли себя  Незнайка, Сиропчик,  Пончик (друзья, товарищи, приятели) Ответы уч-ся фиксирует на доске. Затем предлагает определить, близки ли по смыслу данные слова, есть ли отличия в значении слов,  и просит сформулировать тему занятия.

Учитель  вводит понятие "синонимы", в ходе подводящего диалога  просит сформулировать определение.

Уточняют значения слов, анализируют, выделяют признаки синонимов.

Выдвигают свои предположения, гипотезы.

3.Самостоятельное применение и закрепление знаний.

 А. Работа со словами.

Задача – закрепление и расширение знаний.

Форма – индивидуальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – решение учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера.

Принцип – деятельность в режиме диалога.

Приёмы контроля – устный.

Задача – закрепление и расширение знаний.

Форма – фронтальная, индивидуальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – формулирование условия игры, создание алгоритма действий.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

  1. Игра «Лото».

Учитель формулирует условие игры,  организует деятельность уч-ся.

Учитель предлагает уч-ся прочитать слова, записанные на карточках. Затем  на слова большой карты положить маленькие карточки со словами,  близкими по смыслу (чуткий - отзывчивый, дорога - тропинка, близкий - родной,  кричать – орать).  Прочитать пары слов, объяснить разницу в их значении, и составить с каждой парой слов  словосочетания.

2. Игра «Лестница»

Учитель помогает сформулировать условие игры, создать алгоритм действий.

 Учитель предлагает  уч-ся  прочитать слова, записанные на карточках, (верный, надежный, преданный), рисует лестницу и ставит цель  придумать условие игры с данными словами  под названием "Лестница". С помощью подводящего диалога логопед помогает детям  сформулировать условие игры.

После  проведения игры логопед просит убрать карточки, вспомнить и назвать слова, с которыми работали.

Самостоятельно выполняют задание, осуществляют его само- и взаимопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.

Дети формулируют условие игры, алгоритм  выполнения задания, соотносят свои действия  с данным алгоритмом.

Дети  читают слова,  располагают слова в виде лестницы по возрастающей (или убывающей) степени признака, с каждым из слов составляют предложение.  При затруднении корректируют возможные ошибки.

Физ.минутка

Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые.

Результат – выполнение предложенных физических упражнений.

Приёмы контроля – визуальный.

Принцип – деятельности

Выполняет  физ.упражнения.

Дети повторяют  движения за логопедом.

Б.Работа со словосочетаниями.

Задачи – закрепление и расширение знаний.

Форма - фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания нового типа.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности.

3. Работа со словосочетаниями.

Организует выполнение заданий на новый способ действий.

Логопед  ставит цель  прочитать словосочетания на доске   и предлагает  уч-ся  подобрать слова, близкие  по значению  к прилагательному с существительным и записать словосочетания (старый друг - верный друг,  старый дом - ветхий дом,  старый  человек - пожилой человек, старая рубашка - поношенная рубашка)

Выполняют задание нового типа.

В.Работа с предложением.

Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки.

Форм -  в парах

Средства - языковые, наглядные

Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля – устный, писменный.

Принцип - деятельности.

4.Игра «Редактор»

Организует  игру.

Логопед уточняет значение слова «редактор» и  предлагает уч-ся стать редакторами. Прочитать предложение, найти и объяснить  ошибку, исправить её. Предложение записать. (С верным Костей меня связывала верная дружба. Мой преданный друг преданно смотрел на меня.)

Логопед  в ходе подводящего диалога акцентирует внимание на значимости дружбы,  друзей,  внимательного отношения к ним.

Самостоятельно выполняют задание, осуществляют его само- и взаимопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.

4.Рефлексия учебной деятельности.

Задача – фиксировать новое содержание, изученное на уроке

Форма -  фронтальная

Средства - языковые, наглядные

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мер -, -мир-.Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять род...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характ...

Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.

Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР. Подготовительный этап.

Подготовительный этап.Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению....

Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.

Аннотация      Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.В сис...