Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"
план-конспект на тему
Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_logopedicheskogo_zanyatiya._sinonimy.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
СКОШИ № 17 г. Екатеринбург
Конструкт логопедического занятия
Тема: "Синонимы" 2-3 класс
Составитель: Мухаметшина Л.Ф.
Тема: "Синонимы"
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для употребления синонимов в устной и письменной речи.
Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся знаний о синонимах, их подбора.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения подбирать синонимы к словам различных частей речи.
Развивающие:
- уточнять, активизировать, обогащать словарь уч-ся.
Воспитательные:
- формировать интерес к родному языку и языковым явлениям;
- формировать ценность дружбы.
Коррекционные:
- активизировать мыслительную деятельность через анализ, синтез, обобщение.
Оборудование: лото, карточки со словами.
Технологическая карта коррекционного занятия
Предмет, тема, класс | Методы | Тип и вид урока | Планируемые результаты | Система средств обучения | ||||
Личностные | Метапредметные | Виды учебной деятельности | ||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||
Предмет: «Логопедия» Тема: «Синонимы» 2-3 класс. | Наблюдение, деятельностный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. | Тип: Сообщение новых знаний Вид: Деятельностный. | Осознание детьми значимости умения правильного употребления синонимов, Самооценка на основе критерия успешности. Осознание значимости дружбы. | Осознают, принимают и решают учебную проблему: проявляют познаватель-ную инициативу; контролируют, корректируют ошибки, оценивают. | Самостоятельно формулируют тему урока, признаки синонимов., анализируют, синтезируют. обобщают; структурируют знания;-выполняют действий по алгоритму; игры. | Учатся сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом. Учатся разрешать проблемные ситуации. | Индивилуальная работа. Работа в группе, в парах. Анализ и синтез Обобщение Работа с наглядностью. | Лото, карточки со словами |
Этап урока | Организационно- технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап. | Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на занятии; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке; Форма – фронтальная; Средства – языковые; Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу; Прием контроля – зрительный, устный; Принцип – психологической комфортности. | Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность. | Настраиваются на урок. |
2. Создание проблемной ситуации. | Задачи - определить тему занятия, сформулировать признаки синонимов. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – воспроизведение знаний, умений. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности.
| Создаёт проблемную ситуацию. Помогает сформулировать тему занятия, признаки синонимов. Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся. Логопед ставит цель прослушать отрывок из книги Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей", запомнить, как называли себя Незнайка, Сиропчик, Пончик (друзья, товарищи, приятели) Ответы уч-ся фиксирует на доске. Затем предлагает определить, близки ли по смыслу данные слова, есть ли отличия в значении слов, и просит сформулировать тему занятия. Учитель вводит понятие "синонимы", в ходе подводящего диалога просит сформулировать определение. | Уточняют значения слов, анализируют, выделяют признаки синонимов. Выдвигают свои предположения, гипотезы. |
3.Самостоятельное применение и закрепление знаний. А. Работа со словами. | Задача – закрепление и расширение знаний. Форма – индивидуальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – решение учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера. Принцип – деятельность в режиме диалога. Приёмы контроля – устный. Задача – закрепление и расширение знаний. Форма – фронтальная, индивидуальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – формулирование условия игры, создание алгоритма действий. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности, творчества. |
Учитель формулирует условие игры, организует деятельность уч-ся. Учитель предлагает уч-ся прочитать слова, записанные на карточках. Затем на слова большой карты положить маленькие карточки со словами, близкими по смыслу (чуткий - отзывчивый, дорога - тропинка, близкий - родной, кричать – орать). Прочитать пары слов, объяснить разницу в их значении, и составить с каждой парой слов словосочетания. 2. Игра «Лестница» Учитель помогает сформулировать условие игры, создать алгоритм действий. Учитель предлагает уч-ся прочитать слова, записанные на карточках, (верный, надежный, преданный), рисует лестницу и ставит цель придумать условие игры с данными словами под названием "Лестница". С помощью подводящего диалога логопед помогает детям сформулировать условие игры. После проведения игры логопед просит убрать карточки, вспомнить и назвать слова, с которыми работали. | Самостоятельно выполняют задание, осуществляют его само- и взаимопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки. Дети формулируют условие игры, алгоритм выполнения задания, соотносят свои действия с данным алгоритмом. Дети читают слова, располагают слова в виде лестницы по возрастающей (или убывающей) степени признака, с каждым из слов составляют предложение. При затруднении корректируют возможные ошибки. |
Физ.минутка | Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся. Форма – фронтальная. Средства – языковые. Результат – выполнение предложенных физических упражнений. Приёмы контроля – визуальный. Принцип – деятельности | Выполняет физ.упражнения. | Дети повторяют движения за логопедом. |
Б.Работа со словосочетаниями. | Задачи – закрепление и расширение знаний. Форма - фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выполнение задания нового типа. Приемы контроля - устный. Принцип – деятельности. | 3. Работа со словосочетаниями. Организует выполнение заданий на новый способ действий. Логопед ставит цель прочитать словосочетания на доске и предлагает уч-ся подобрать слова, близкие по значению к прилагательному с существительным и записать словосочетания (старый друг - верный друг, старый дом - ветхий дом, старый человек - пожилой человек, старая рубашка - поношенная рубашка) | Выполняют задание нового типа. |
В.Работа с предложением. | Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки. Форм - в парах Средства - языковые, наглядные Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа. Приемы контроля – устный, писменный. Принцип - деятельности. | 4.Игра «Редактор» Организует игру. Логопед уточняет значение слова «редактор» и предлагает уч-ся стать редакторами. Прочитать предложение, найти и объяснить ошибку, исправить её. Предложение записать. (С верным Костей меня связывала верная дружба. Мой преданный друг преданно смотрел на меня.) Логопед в ходе подводящего диалога акцентирует внимание на значимости дружбы, друзей, внимательного отношения к ним. | Самостоятельно выполняют задание, осуществляют его само- и взаимопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки. |
4.Рефлексия учебной деятельности. | Задача – фиксировать новое содержание, изученное на уроке Форма - фронтальная Средства - языковые, наглядные Приемы контроля - устный Принцип - деятельности | Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.
Тема урока: Правописание слов с корнями – мер -, -мир-.Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять род...
Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.
Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...
План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод о характ...
Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР. Подготовительный этап.
Подготовительный этап.Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению....
Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.
Аннотация Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.В сис...