Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
статья
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_slovoobrazovaniya_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием восприятия, мышления, памяти, а с другой стороны, с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
При нормальном речевом развитии в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее- слова обобщающего характера.
По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение и сотрудничество со взрослыми. Развитие словаря ребёнка во многом зависит и от социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Словарный запас детей одного и того же возраста может быть различным.
У детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Наблюдается расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
В норме у детей в процессе развития речи одни неправильные слова <<исчезают >> и << появляются >> другие, увеличивается количество слогов в воспроизводимых словах, расширяется словарный запас, усваиваются первые грамматические конструкции.
Первоначальный лексикон детей состоит из отдельных слов, т.е.:
- несколько правильно произносимых слов в 1- 2 слога, состоящих из звуков раннего онтогенеза речи ( ма - мама, па - папа);
- слова звукоподражания ( би - би- называет машинку, но- называет лошадку)
- слова- фрагменты названия предметов, животных ( у- утка, ти - птичка);
В процессе развития речи, после первых отдельных слов появляются словосочетания. Слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, т.к. словоизменение этим детям недоступно.
В возрасте 3-4 лет в речи детей появляются ошибки, свидетельствующие о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов ( вместо <<вылил>>- <<не налил>>), относительных и притяжательных прилагательных ( вместо <<грибной>>-<<грибы>>, вместо <<лисий>>-<<лиска>> и пр.),существительные со значением действующего лица (<<молочница>>-<<где пьют молоко>>) и т.д.
Начало интенсивного использования морфологических элементов слов происходит в возрасте 5-7 лет. Этот период в развитии детской речи характеризуется расширением объёмом предложений (фраз), элементами построения сложных предложений , правильным использованием некоторых грамматических форм слов. В высказываниях детей имеет место:
- правильное произношение слов простых по своему звукослоговому и морфологическому составу;
- слова- фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи;
- оригинальные формы глаголов, прилагательных и других частей речи ( рисоват- рисует , спют - спят, улавила- поймала, бежут- бегут, мехная- меховая, делевяшный- деревянный, пухина- пуховая, шелестовая- шерстяная, петухин дом - дом петуха, зубальная - зубная и т.д.).
Ребёнок с ОНР понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим , ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы ( <<горшок для цветка>>-<<горшочный>>,<<человек,
который дома строит>>-<<доматель>> и пр.), использует неадекватные аффиксальные элементы ( вместо <<мойщик>>-<<мойчик>>, вместо<<лисья>>-<<лисник>> и пр.).Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко- слоговой организации производного ( т.е. вновь образованного) слова, вместо <<нарисовал>>-<<саявал>>.Вместо <<мойщик>>-<<мычик>> и т.д.
Таким образом, у детей с ОНР чрезвычайно бедны и нечётки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова, нарушается нормальный процесс словообразования.
Основных правил словообразования в русском языке сравнительно немного,
и поэтому нормально развивающемуся ребёнку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет значительно большую сложность.
Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает способностью к словообразованию ,что проявляется уже в раннем возрасте в виде всем хорошо известного детского словотворчества.
Детям же с нарушением речевого развития, не проявляющим склонности к такого рода словотворчеству, основные принципы словообразования необходимо <<вложить>>.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи
В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к...
Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"
Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Логопедическая карта обследования детей с недоразвитием речи.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности к...
Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Авторы описывают поэтапно формирование слоговой структуры у детей-логопатов....
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...