Доклад на краевой семинар
опыты и эксперименты

Журавлева Ирина Николаевна

Доклад на краевом семинаре: «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды».

Тема доклада: «Реализация принципа коррекционной направленности обучения в процессе музыкального воспитания детей с РАС».

Докладчик: Журавлева Ирина Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории ГКОУ школа №8 г.Лабинска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevoy_seminar_2023_1.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на краевом семинаре: «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды».

Тема доклада: «Реализация принципа коррекционной направленности обучения в процессе музыкального воспитания детей с РАС».

Докладчик: Журавлева Ирина Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории ГКОУ школа №8 г.Лабинска.

Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на становление личности и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в музыкальных произведениях.

Музыкальное воспитание детей с расстройством аутистического спектра (РАС) осуществляется на систематических занятиях музыкой. Занятия музыкой в значительной мере реализуют развивающий и коррекционный потенциал обучения, активизируют творческую деятельность детей, способствуют их социализации.

Первоочередной задачей педагога является установление положительного эмоционального контакта с такими детьми, умение заинтересовать, ненавязчиво вовлечь во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать успешность действий ребенка, отмечая сильные стороны его личности и новые признаки продвижения вперед. Педагог должен учитывать повышенную чувствительность, ранимость, специфические страхи аутичного ребенка.

Проведение занятий опирается на педагогическую импровизацию и вариативный подход к использованию музыкального материала и творческих заданий, основанных на обратной связи с ребенком, оценке его реакции. Воспринимаемая музыка способна изменить настроение и поведение ребенка – от апатии до бурной деятельности, она может как стимулировать, так и подавлять активность. Музыкальный материал подбирается не по возрасту детей, а с учетом их актуального развития.

Элементарное музицирование может быть использовано как средство психокоррекционного воздействия на коммуникативные способности детей с РАС и активизации творческой активности у школьников. В основе данного направления лежит использование различных методов воздействия музыкой: пения, логоритмики, музицирования — выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогом задачами. Доцентом кафедры музыкального образования института психологии и педагогики Тюменского государственного университете Голубевой Н.В. было доказано, что применение  музыкально-педагогической концепции немецкого композитора и педагога Карла Орфа положительно влияет на соматическое состояние, а также на высшие психические функции ребенка (в том числе и на процесс речевого развития).В основу данной концепции заложено элементарное музицирование по методике К.Орфа где он соединил с помощью ритма характерную музыкальную деятельность с движением, речью, драматическим действием (пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах, ансамбля «звучащих жестов» и т.д.). На занятиях используются разнообразные шумовые инструменты: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль металлофоны.

В процессе музыкального занятия дети с РАС могут заниматься посильным исполнительством петь или декламировать, разучивать простые вокальные упражнения.

Дети с аутизмом считаются особенной категорией. Музыка оказывается единственно вероятной связью с окружающим миром для детей данной категории, так как в сочетании с движением она имеет возможность помочь ребёнку в общении и высказать себя на понятном ему уровне.Важно развивать у ребёнка умение общаться с окружающими людьми, поднимать его коммуникабельность. В этом может посодействовать такой метод, как логоритмика.

 Это метод, представляет собой музыкально - ритмические упражнения, помогающие довести до нормы речевые нарушения у ребенка, развивая двигательную активность, основные психические функции в сочетании с музыкой. Целью логоритмики для детей с диагнозом РАС является максимально всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде. Работа в коллективе повышает умение ребёнка вести взаимодействие с другими детьми. Игры и упражнения в логоритмике предлагаются в комплексе с каким – либо ритмическим рисунком: под аккомпанемент, под счет или же декламирование в стихотворной форме. Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеофрагмент занятия, где используется чистоговорка с элементами пальчиковой гимнастики, и песня «Хитрая лисичка» с элементами массажа.

Используя логоритмику на занятиях с детьми с РАС, можно увидеть положительную динамику в речевом развитии, в формировании коммуникативных навыков, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей данной категории.

   Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его.  Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук.  Занятия на свирелях Э. Смеловой служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха.        

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Значительно развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность (теория переноса способностей). Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

   Итогом всей коррекционно – развивающей   и обучающей работы учителя музыки является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:

        Игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;

        Танцы в парах, хороводе;

        Участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.

Коррекционная направленность обучения в процессе музыкальной деятельности способствует развитию личности аутичного ребенка и содействует его социальной адаптации через погружение в мир музыки, творческое самовыражение и совместную музыкальную деятельность.

Использованная литература:

  1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004
  2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С., Аутичный ребенок. Пути помощи. М., Теревинф, 2014
  3. Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // В сб.: «Особый ребёнок», вып.4. - М., 2001
  4. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004 Инклюзивный детский сад. М: 2009
  5. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. М: Теревинф, 2010
  6. Кокина А. Прикладной анализ поведения как метод обучения детей с аутизмом – М, 2005
  7. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? М: Институт общегуманитарных исследований, 2008
  8. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.
  9. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.
  10. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок).
  11. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. –Москва: Владос, 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на краевом семинаре

В данной презентации вкратце изложены подходы к разработке содержания образования при переходе на разно возрастное обучение...

Краевой семинар по теме "Проблемы и возможности качественной подготовки к ЕГЭ и ГИА"

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи ЕГЭ на уровне каждого учащегося, чётко про...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"

Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...

Материалы краевого семинара воспитателей коррекционных образовательных учреждений в КГКСКОУ школе-интернате VI вида города Владивостока. Тема: «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода на уроках ручного труда».

В данном материале я представляю организационные документы и отчет о проведении краевого семинара  воспитателей коррекционных образовательных учреждений  в КГКСКОУ школе-интернате VI  в...

Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...