Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками.
презентация к уроку
Презентация и опыт работы по теме. Ключевые слова: социализация, РАС, сверстниковое тьюторство. Адресованты: тьюторы, учителя-дефектологи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация обучающихся с РАС | 19.03 КБ |
konferentsiya_22.04.22.pptx | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками.
Ученики школы, обучающиеся по программе 8.2, имеют нарушения связанные с трудностями в общении как с учителями, так и со сверстниками, влекущие за собой поведенческие проблемы.
Социализация таких учеников в школьной среде – это процесс длительный и целенаправленный, требующий определенной последовательности.
Слайд 2
Для этого сложного процесса в школе созданы такие условия, как:
- Создана ресурсная зона, включающая учебный класс и зону психологической разгрузки, где ученики осваивают академические навыки и в случае эмоциональной перегрузки и возникновения поведенческих проблем могут отвлечься, побыть в тишине, успокоиться.
- Ученики получают тьюторское сопровождение в течении всего периода пребывания в школе, в том числе во время выхода в стационарный класс, посещения столовой, внеурочной деятельности).
- Разработана система взаимодействия учителей школы, специалистов психолого-педагогической службы (логопеды, дефектологи, психологи), тьюторов, родителей, совета старшеклассников школы.
- Для обучающихся разработаны индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, учитывающие поведенческие проблемы учеников, особенности восприятия информации, зоны актуального развития.
- Работа с обучающимися с РАС проводится при участии сертифицированного куратора – поведенческого аналитика и супервизера, имеющего сертификацию международного уровня.
Слайд 3
Социализация учеников происходит постепенно.
- На первом этапе ученики взаимодействуют с тьютором. Тьютор осуществляет коррекцию нежелательного поведения, устанавливает руководящий контроль, обучает навыкам социально-приемлемого поведения, учит смотреть на учителя, слушать инструкцию, просить желаемое.
- На втором этапе подключаются специалисты психолого-педагогического сопровождения. Происходит генерализация полученных навыков (перенос полученных навыков в новые условия, с новыми людьми).
- На третьем этапе полученные навыки переносятся в образовательный процесс в стационарном классе, где ученик получает фронтальную инструкцию учителя.
Слайд 4
Когда обучающиеся с РАС научились воспринимать взрослых, коммуникация переносится на детей школы. Проводятся коммуникативные игры со старшеклассниками в ресурсной зоне, коммуникативные перемены в коридоре школы.
В начале такого коммуникативного взаимодействия старшеклассники изучают особенности детей с РАС, посещают занятия, наблюдают за детьми в свободной деятельности, устанавливают контакт, учатся контролировать детей при помощи системы поощрения (жетоны, мотивационные стимулы). Старшеклассники становятся партнёрами учеников с РАС по игре и в общении.
Слайд 5
Далее, возраст коммуникативных партнёров снижается, и к играм подключаются ровесники, одноклассники и другие ученики.
Благодаря такой системе включения учеников с РАС в социум достигаются основные цели коррекционной работы:
- коррекция нежелательного поведения, становление социально-приемлемого поведения в обществе (дети могут просить перерыв, сообщать о своих желаниях и потребностях);
- слушать учителя, выполнять адаптированные задания (в соответствии с возможностями каждого учащегося);
- осваивать программу академических навыков;
- взаимодействовать и общаться с другими учащимися школы.
Учащиеся с аутизмом принимают участие во многих внутри школьных мероприятиях, где им физическую и психологическую поддержку оказывают старшеклассники – активисты, волонтеры, имеющие желание помогать нашим учениками чувствовать себя спокойно и уверенно в стенах школы.
Слайд 6
- Эстафеты, посвященные Всероссийским праздникам (день защитника Отечества, «День информирования о проблемах аутизма»).
В эстафетах старшеклассники помогают ребятам с РАС в выполнении заданий, направляют в нужную сторону при дезориентации, направляют руку/туловище ребенка в сторону спортивного снаряда или к.л. другого предмета. Постоянно подбадривают ребят, хвалят, напоминают о правилах поведения во время мероприятия.
Слайд 7
- Праздники («День знаний», «Новый год», «8 марта», «День информирования о проблемах аутизма», «День защиты детей»).
Старшеклассники принимают участие в качестве сказочных персонажей, играют с ребятами с аутизмом в подвижные игры, игры на имитацию движений (музыкально-ритмические движения), словесные игры и др.
Слайд 8
- Акция (Флеш-моб), организованная старшеклассниками-активистами школы, при участии учеников с РАС.
Ежегодно 2 апреля в школе проходит мероприятие, посвященное «Дню информирования о проблемах аутизма». В этом году старшеклассниками совместно с тьюторами была организована акция «Новаторы». Ученики с РАС в паре с тьютором или старшеклассником исполняли зажигательный танец под песню «Новаторы». Целью акции было приобщение учеников, учителей, родителей, городской администрации и администрации школы к проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются люди с аутизмом. Акация проходила в холле школы на перемене, обучающиеся всех классов смогли поддержать и поздравить детей с аутизмом и их родителей.
Слайд 9
- Уроки доброты.
В течение всего учебного года тьюторы и активисты во внеурочное время посещают учеников начального звена, где в игровой, интерактивной форме рассказывают об особенностях детей с аутизмом, их уникальности и дефицитах, о помощи, в которой они нуждаются от окружающих людей. Беседуют с ребятами о поведении, о вежливости по отношению друг к другу, о том, как себя вести, если у ребенка с аутизмом «нежелательное» поведение (агрессия, упал и машет руками, рвет бумаги, ломает, кричит и т.д.). Лозунг данного мероприятия «Все мы РАЗНЫЕ, но мы РАВНЫЕ»!
Таким образом, внеучебные мероприятия, желание ребят-активистов взаимодействовать с учениками с РАС, дают колоссальную возможность этим детям почувствовать себя частью детского коллектива, помогают преодолеть страхи, стать более социализированными в жизни и обществе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы работы ресурсного класса в ООШ 103 Ресурсная зона, включающая учебный класс и зону психологической разгрузки Условия, созданные в ООШ №103 для социализации учеников с РАС Ученики получают тьюторское сопровождение Разработана система взаимодействия учителей школы, специалистов психолого-педагогической службы (логопеды, дефектологи, психологи), тьюторов , родителей, совета старшеклассников школы . Для обучающихся разработаны индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения Работа с обучающимися с РАС проводится при участии сертифицированного куратора – поведенческого аналитика и супервизера
Этапы социализации учеников с РАС 1 этап ученики взаимодействуют с тьютором 3 этап полученные навыки переносятся в образовательный процесс в стационарном классе 2 этап подключаются специалисты психолого-педагогического сопровождения
Когда обучающиеся с РАС научились воспринимать взрослых, коммуникация переносится на детей школы. Проводятся коммуникативные игры со старшеклассниками в ресурсной зоне, коммуникативные перемены в коридоре школы. 4 этап Перенос навыков
коррекция нежелательного поведения, становление социально-приемлемого поведения в обществе (дети могут просить перерыв, сообщать о своих желаниях и потребностях); слушать учителя, выполнять адаптированные задания (в соответствии с возможностями каждого учащегося); осваивать программу академических навыков; взаимодействовать и общаться с другими учащимися школы. О сновные цели коррекционной работы
Эстафеты, посвященные Всероссийским праздникам (день защитника Отечества, «День информирования о проблемах аутизма»).
Праздники («День знаний», «Новый год», «8 марта», «День информирования о проблемах аутизма», «День защиты детей »)
Акция ( Флеш -моб), организованная старшеклассниками-активистами школы, при участии учеников с РАС.
Уроки доброты.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.
С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...
Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...
Взаимодействие с детьми с расстройствами аутистического спектра.
В статье рассмотрены общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра....
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...