Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками.
презентация к уроку

Луцишина Ксения Александровна

Презентация и опыт работы по теме. Ключевые слова: социализация, РАС, сверстниковое тьюторство. Адресованты: тьюторы, учителя-дефектологи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками.

Ученики школы, обучающиеся по программе 8.2, имеют нарушения связанные с трудностями в общении как с учителями, так и со сверстниками, влекущие за собой поведенческие проблемы.

Социализация таких учеников в школьной среде – это процесс длительный и целенаправленный, требующий определенной последовательности.

Слайд 2

Для этого сложного процесса в школе созданы такие условия, как:

  1. Создана ресурсная зона, включающая учебный класс и зону психологической разгрузки, где ученики осваивают академические навыки и в случае эмоциональной перегрузки и возникновения поведенческих проблем могут отвлечься, побыть в тишине, успокоиться.
  2. Ученики получают тьюторское сопровождение в течении всего периода пребывания в школе, в том числе во время выхода в стационарный класс, посещения столовой, внеурочной деятельности).
  3. Разработана система взаимодействия учителей школы, специалистов психолого-педагогической службы (логопеды, дефектологи, психологи), тьюторов, родителей, совета старшеклассников школы.
  4.  Для обучающихся разработаны индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, учитывающие поведенческие проблемы учеников, особенности восприятия информации, зоны актуального развития.
  5. Работа с обучающимися с РАС проводится при участии сертифицированного куратора – поведенческого аналитика и супервизера, имеющего сертификацию международного уровня.

Слайд 3

Социализация учеников происходит постепенно.

  1. На первом этапе ученики взаимодействуют с тьютором. Тьютор осуществляет коррекцию нежелательного поведения, устанавливает руководящий контроль, обучает навыкам социально-приемлемого поведения, учит смотреть на учителя, слушать инструкцию, просить желаемое.
  2. На втором этапе подключаются специалисты психолого-педагогического сопровождения. Происходит генерализация полученных навыков (перенос полученных навыков в новые условия, с новыми людьми).
  3. На третьем этапе полученные навыки переносятся в образовательный процесс в стационарном классе, где ученик получает фронтальную инструкцию учителя.

Слайд 4

Когда обучающиеся с РАС научились воспринимать взрослых, коммуникация переносится на детей школы. Проводятся коммуникативные игры со старшеклассниками в ресурсной зоне, коммуникативные перемены в коридоре школы.

В начале такого коммуникативного взаимодействия старшеклассники изучают особенности детей с РАС, посещают занятия, наблюдают за детьми в свободной деятельности, устанавливают контакт, учатся контролировать детей при помощи системы поощрения (жетоны, мотивационные стимулы). Старшеклассники становятся партнёрами учеников с РАС по игре и в общении.

Слайд 5

Далее, возраст коммуникативных партнёров снижается, и к играм подключаются ровесники, одноклассники и другие ученики.

Благодаря такой системе включения учеников с РАС в социум достигаются основные цели коррекционной работы:

  1. коррекция нежелательного поведения, становление социально-приемлемого поведения в обществе (дети могут просить перерыв, сообщать о своих желаниях и потребностях);
  2. слушать учителя, выполнять адаптированные задания (в соответствии с возможностями каждого учащегося);
  3. осваивать программу академических навыков;
  4. взаимодействовать и общаться с другими учащимися школы.

Учащиеся с аутизмом принимают участие во многих внутри школьных мероприятиях, где им физическую и психологическую поддержку оказывают старшеклассники – активисты, волонтеры, имеющие желание помогать нашим учениками чувствовать себя спокойно и уверенно в стенах школы.

Слайд 6

  1. Эстафеты, посвященные Всероссийским праздникам (день защитника Отечества, «День информирования о проблемах аутизма»).

В эстафетах старшеклассники помогают ребятам с РАС в выполнении заданий, направляют в нужную сторону при дезориентации, направляют руку/туловище ребенка в сторону спортивного снаряда или к.л. другого предмета. Постоянно подбадривают ребят, хвалят, напоминают о правилах поведения во время мероприятия.

Слайд 7

  1. Праздники («День знаний», «Новый год», «8 марта», «День информирования о проблемах аутизма», «День защиты детей»).

Старшеклассники принимают участие в качестве сказочных персонажей, играют с ребятами с аутизмом в подвижные игры, игры на имитацию движений (музыкально-ритмические движения), словесные игры  и др.

Слайд 8

  1. Акция (Флеш-моб), организованная старшеклассниками-активистами школы, при участии учеников с РАС.

Ежегодно 2 апреля в школе проходит мероприятие, посвященное «Дню информирования о проблемах аутизма». В этом году старшеклассниками совместно с тьюторами была организована акция «Новаторы». Ученики с РАС в паре с тьютором или старшеклассником исполняли зажигательный танец под песню «Новаторы». Целью акции было приобщение учеников, учителей, родителей, городской администрации и администрации школы к проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются люди с аутизмом. Акация проходила в холле школы на перемене, обучающиеся всех классов смогли поддержать и поздравить детей с аутизмом и их родителей.

Слайд 9

  1. Уроки доброты.

В течение всего учебного года тьюторы и активисты во внеурочное время посещают учеников начального звена, где в игровой, интерактивной форме рассказывают об особенностях детей с аутизмом, их уникальности и дефицитах, о помощи, в которой они нуждаются от окружающих людей. Беседуют с ребятами о поведении, о вежливости по отношению друг к другу, о том, как себя вести, если у ребенка с аутизмом «нежелательное» поведение (агрессия, упал и машет руками, рвет бумаги, ломает, кричит и т.д.). Лозунг данного мероприятия «Все мы РАЗНЫЕ, но мы РАВНЫЕ»!

Таким образом, внеучебные мероприятия, желание ребят-активистов взаимодействовать с учениками с РАС, дают колоссальную возможность этим детям почувствовать себя частью детского коллектива, помогают преодолеть страхи, стать более социализированными в жизни и обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками . Луцишина Ксения Александровна, учитель-дефектолог ООШ №103, г. Новокузнецк

Слайд 2

Принципы работы ресурсного класса в ООШ 103 Ресурсная зона, включающая учебный класс и зону психологической разгрузки Условия, созданные в ООШ №103 для социализации учеников с РАС Ученики получают тьюторское сопровождение Разработана система взаимодействия учителей школы, специалистов психолого-педагогической службы (логопеды, дефектологи, психологи), тьюторов , родителей, совета старшеклассников школы . Для обучающихся разработаны индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения Работа с обучающимися с РАС проводится при участии сертифицированного куратора – поведенческого аналитика и супервизера

Слайд 3

Этапы социализации учеников с РАС 1 этап ученики взаимодействуют с тьютором 3 этап полученные навыки переносятся в образовательный процесс в стационарном классе 2 этап подключаются специалисты психолого-педагогического сопровождения

Слайд 4

Когда обучающиеся с РАС научились воспринимать взрослых, коммуникация переносится на детей школы. Проводятся коммуникативные игры со старшеклассниками в ресурсной зоне, коммуникативные перемены в коридоре школы. 4 этап Перенос навыков

Слайд 5

коррекция нежелательного поведения, становление социально-приемлемого поведения в обществе (дети могут просить перерыв, сообщать о своих желаниях и потребностях); слушать учителя, выполнять адаптированные задания (в соответствии с возможностями каждого учащегося); осваивать программу академических навыков; взаимодействовать и общаться с другими учащимися школы. О сновные цели коррекционной работы

Слайд 6

Эстафеты, посвященные Всероссийским праздникам (день защитника Отечества, «День информирования о проблемах аутизма»).

Слайд 7

Праздники («День знаний», «Новый год», «8 марта», «День информирования о проблемах аутизма», «День защиты детей »)

Слайд 8

Акция ( Флеш -моб), организованная старшеклассниками-активистами школы, при участии учеников с РАС.

Слайд 9

Уроки доброты.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...

Взаимодействие с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В статье рассмотрены общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...