СТАТЬЯ "ИГРА КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ"
статья
Предварительный просмотр:
Левадная Л.П., педагог-психолог
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
ИГРА КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Ключевые слова: социализация, дети с расстройствами аутистического спектра, игровая деятельность, дифференцированность, сюжетно- ролевая игра,
Аннотация: Статья посвящена проблемам социализации детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью. В ней рассматриваются различные этапы обучения детей данной категории игровой деятельности. Также приведены конкретные примеры возможных модифации игр как средств социализации и адаптации.
Обучение и социализация детей с расстройством аутистического спектра, осложненных интеллектуальными нарушениями- актуальная проблема современного общества, требующая углубленного изучения механизмов взаимодействия и процессов восприятия ребенка данной категории детей окружающей среды. Целью всесторонней работы с детьми является повышение качества жизни не только ребенка, а всей семьи, в которой он проживает, сверстников, с которыми он обучается. Под понятием «качество жизни» подразумевается: возможность учиться и работать, право на полноценный отдых и досуг, уровень самостоятельности, умение и возможность устанавливать социальные контакты и взаимодействия. Основными проблемами обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненных интеллектуальной недостаточностью, являются: искажённое восприятия внешних раздражителей, обедненность эмоционально - волевой сферы. Наблюдается полное отсутствие или низкая потребность в контактах со сверстниками, отсутствует модуляция поведения в социально- бытовых ситуациях. Аномалия или полное отсутствие речи усугубляют процесс взаимодействия с окружающими. Отсутствие речи дети с расстройством аутистического спектра зачастую не стремятся компенсировать невербальными средствами общения: мимикой, жестами. Наблюдается поглощённость и ограниченность интересов.
При работе с детьми с РАС, осложненных интеллектуальной недостаточностью, нужно учитывать стереотипность поведения и трудности восприятия, запоминания и воспроизведения всего нового. Изучение предметного мира происходит более длительное время. Игра в жизни ребенка является ведущей деятельностью, которая в большей степени служит проводником в социальный мир, учит взаимодействовать с окружающими, узнавать свойства и признаки предметов. Игра позволяет развивать мышление, воображение, память, внимание, речь, учит выстраивать логические связи, исследовательские навыки. Для аутичных детей игра служит модератором поведения, а также выполняет основную задачу- способствует установлению эмоционального контакта с социумом. В процессе игровой деятельности ведущая роль отводится педагогу, который наблюдает за реакцией аутичного ребенка на игру в целом. Педагог должен четко отслеживать эмоциональные колебания детей и стимулировать их на продолжение игры. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и четкая дифференцированность не только в конкретных обучающих заданиях, но и в подборе игр. Часто у ребенка с расстройством аутистического спектра уже сформированы манипуляционные стереотипные действия с игрушками, но действия с предметами и игрушками не всегда носят правильную функциональную принадлежность. Основными мотивами их манипуляции с предметами являются привлекательные сенсорные свойства: шум падающих предметов, шероховатость текстуры, цвет, запах. Действовать с предметами в соответствии с их функциональными назначениями ребенок часто отказывается. Ребенок не включает в игру других лиц: сверстников, родителей. При попытке посторонних включиться в игру, игровая деятельность незамедлительно прекращается. Но чаще всего у аутичных детей совсем отсутствует игровая деятельность. Обучающиеся с расстройством аутистического спектра нуждаются в длительной адаптации к условиям обучения и взаимодействия с педагогом.
На первых этапах обучения игре детей с расстройствами аутистического спектра, осложненных интеллектуальной недостаточностью, необходимо проводить игры на установление эмоционального контакта. При этом игры должны сохранять обучающую и коррекционно- развивающую направленность. Игра «Шарик полетел» активизирует интерес ребенка и привлекает его внимание, стимулируя контактировать со взрослым, просить повторить игру. Такой же эффект достигается при игре с мыльными пузырями. Если ребенок привязан к предметам определенного цвета или текстуры, то в игру на данном этапе рекомендуется включать такие предметы, которые соответствуют его интересам и потребностям. Использование сенсорных игр оказывает на ребенка положительное влияние, восполняя сенсорный дефицит. Игра с ватными дисками «Снежный ком» частично компенсирует тактильную нехватку. При выявлении положительных эмоциональных реакциях у ребенка и отсутствии аффекта, возможно применение игры «Попади в ворота». Данная игра способствует научению ребенка выполнять действия по одноступенчатой инструкции и развитию мыслительных процессов. Использование в игре потешек, например «Ехали- ехали, в ямку приехали» также способствует налаживанию взаимодействия педагога и ребенка и формирует в дальнейшем «диалоговую» речь. Вторым этапом обучения игре детей с расстройствами аутистического спектра являются игры, направленные на установление контакта с игроками и между играющими, стимулирующие коллективную деятельность. Для этого создается условная ситуация вынужденного взаимодействия. Это могут быть спокойные игры, не требующие высокой физической активности: складывание пирамиды, кубиков, геометрических фигур, упражнения с предметами, сопровождающиеся счетом, манипуляции с машинками по перевозке груза. Игра «Лепим снеговика», при которой обучающиеся работают с соленым тестом в группе: дети раскатывают шарики и выстраивают их друг на друга, способствует развитию координации и мелкой моторики. Игра «В гостях у Золушки» заключатся в том, что перед обучающимися ставится задача пересортировать различные крупы по отдельным ёмкостям. При использовании активных игр основными средствами являются движения: бег, ходьба, прыжки. Игра «В кругу друзей» способствует развитию координации, согласованности движений, подражательных способностей. Дети с помощью педагога встают в круг и по просьбе и наглядному показу выполняют действия, ориентируясь на движения педагога. Движения подбираются самые простые в выполнении: это махи руками, хлопки ладонями. После выполнения движений дети берутся за руки и круг сужается. Игра «Горячий мячик» способствует развитию сенсорной координации и двигательной реакции. Играющие должны встать в круг и по команде передавать из рук в руки друг другу мяч. После усвоения правил игры, ее можно усложнить бросками или другими элементами. При установлении эмоционального контакта между обучающимися с друг другом и педагогом и научении детей действовать по инструкции, возможен переход ко следующему этапу обучения игре.
Третий этап обучения игре - это переход к элементам сюжетно- ролевой игры. Сюжетно- ролевая игра, в процессе которой все дети получают навыки социального взаимодействия, является сложной и часто недоступной для детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью. Поэтому необходимо постепенное обучение сюжетно- ролевой игре. Оно заключается в использование элементов некоторых распространённых игр. Игры «Веселый автобус», «Дочки- матери», «На кухне», «Магазин» упрощаются до отдельных элементов. При игре «На кухне» дети учатся элементарным навыкам сервировки стола: разливать воду в кружки из игрушечного чайника, раскладывать ложки равному количеству игроков. Игра «Веселый автобус» на начальных этапах упрощается до посадки детей на выстроенные по парно стулья и имитации звука едущего автобуса. В дальнейшем возможно включение в игру пронумерованных билетов в соответствии с числом посадочных мест, добавление роли контролера и водителя. При обучении игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра, осложненных интеллектуальной недостаточностью, возникают различные трудности. При не включении ребенка в игру или в выражении протеста возможен перенос игры на другое время, когда ребенок будет доступен контакту и расположен на совместную деятельность. Включать обучающегося в игру следует мелкими порциями и постепенно. При возникновении тревоги или страха у ребенка, игру следует прекратить. Но через небольшой промежуток времени к игре необходимо вернуться. Все элементы игры требуют многократного повторения и заучивания. Обучающиеся нуждаются в постоянном подкреплении и поощрении. Исходя из опыта работы, не рекомендуется часто менять вид игры или кардинально менять ее структуру. С освоением той или иной игры ее необходимо усложнять и добавлять новые элементы. Не стоит ожидать сиюминутных результатов. При обучении игре необходимо придерживаться следующих принципов: многократное повторение, учет индивидуальных особенностей детей и постепенное введение новых элементов игры. Необходимо включать родителей обучающихся для закрепления новых моделей поведения в игре в домашних условиях. Важно в процессе игры не допускать функционально- эмоциональной перегрузки обучающихся.
Игровая деятельность - это цепочка познавательных игровых действий, способствующая формированию моделей окружающего мира и расширению стереотипов поведении в социально- бытовой среде. Таким образом, игровая деятельность является важной частью в жизни детей с расстройством аутистического спектра, осложнённых интеллектуальной недостаточностью, помогает социализации в обществе, обучает навыкам взаимодействия и ее необходимо использовать в повседневной жизни.
Используемая литература:
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. — 80с.
- Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 2013. – 288с.
- Грэндин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [Текст] /Т. Грендин, М.М. Скариано. М.: Центр лечебной педагогики, 2010. - 228с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...
Рабочая программа по учебному предмету родной язык для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, 6 класс
Данная рабочая программа будет полезна педагогам, работающим с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Она рассчитана на 17 часов (0, 5 часов в неделю, 34 учебные недели) и основана на п...
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Социализация учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) через взаимодействие со старшеклассниками.
Презентация и опыт работы по теме. Ключевые слова: социализация, РАС, сверстниковое тьюторство. Адресованты: тьюторы, учителя-дефектологи...
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...