ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.
статья на тему

Какушкина Елена Степановна

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, используют наработки зарубежных ученых.

Немаловажным фактором в организации работы на дому с ребенком – аутистом является грамотное построение взаимоотношений с его семьей. Об особенностях этого взаимодействия и пойдет речь далее.

Первое и самое главное для учителя, обучающего на дому ребенка-аутиста, это понимание того, что семья этого ребенка оказалась в тяжелейших обстоятельствах, усугубляющихся еще и тем, что, в подавляющем большинстве, ребенок воспитывается одной мамой, так как отцы, столкнувшись с проблемой воспитания такого ребенка, предпочитают самоустраниться и уходят из семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_statya.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, используют наработки зарубежных ученых.

Немаловажным фактором в организации работы на дому с ребенком – аутистом является грамотное построение взаимоотношений с его семьей. Об особенностях этого взаимодействия и пойдет речь далее.

Первое и самое главное для учителя, обучающего на дому ребенка-аутиста, это понимание того, что семья этого ребенка оказалась в тяжелейших обстоятельствах, усугубляющихся еще и тем, что, в подавляющем большинстве, ребенок воспитывается одной мамой, так как отцы, столкнувшись с проблемой воспитания такого ребенка, предпочитают самоустраниться и уходят из семьи.

Начиная общение с семьей, устанавливаем для себя правило: терпение, терпение и еще раз терпение, как по отношению к ребенку, так и по отношению к маме. Случается, что мамы к приходу учителя бывают выжатыми, как лимон, раздражаются по любому поводу. Как бы ни было это неприятно, нужно постараться всеми возможными средствами ситуацию разрядить. Для мам, находящиеся в постоянном напряжении, приход учителя должен нести с собой позитивный настрой, тепло и доброжелательность.

В зависимости от разновидности нарушений занятия проходят в присутствии мамы или без нее. В первом случае мама вовлечена в процесс как равноправный его участник. Во втором случае у мамы появляется возможность заняться неотложными делами, которые не всегда удается выполнить рядом с ребенком-аутистом. Да и просто побыть в полном покое некоторое время, что для нее бывает очень важным.

После окончания занятия не стоит спешить с уходом. Надо дать маме возможность рассказать о своих проблемах, о каких-то положительных моментах, ведь у этих, не побоюсь слова «героических» женщин очень узкий круг общения из-за особенностей их ребенка. Они свой крест несут в одиночку, и им часто не хватает простого человеческого участия и понимания того, какой тяжелый груз лежит на их плечах. Необходимо, по возможности, предлагать им помощь в решении каких-либо бытовых проблем (привезти лекарства, сходить с ними в поликлинику и так далее). Они должны чувствовать, что учителю не безразличны их трудности, что он всегда готов прийти им на помощь.

Очень важна бывает для мам информационная поддержка учителя, который может рассказать им о приемах и методах воспитания их детей, о новых подходах в работе с детьми-аутистами.

Стоит уделить внимание вовлечению своих учеников и их мам во внеурочную деятельность такую как: совместные прогулки, поздравления к Новому году, к 8 марта, совместные чаепития и др.

Завершая разговор о взаимоотношениях с семьей ребенка-аутиста, приходим к выводу: учитель должен быть источником позитива, доброжелательности и тепла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому». Выступление на педагогическом совете.

Стили семейного воспитания. Опыт работы взаимодействия с семьёй, в которой растёт ребёнок с РАС. Дидактическая игра - эффективный приём, активно воздействующий на познавательную деятельность и эмоцион...

Выступление на педсовете. Тема: «Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»_29.10.2020

С позиции социальной психологии, семья – это малая социаль­ная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятель­ностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте...

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...

Особенности коррекционно-педагогической работы учителя - дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Основой коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) являются следующие положения:Создание адекватно организованной среды...

Консультация для педагогов «Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра»

Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очен...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...