ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Детей с расстройствами аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и снижением интеллекта. У них есть специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, дети не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. Ребенок с расстройствами аутистического спектра имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятий дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Детей с расстройствами аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и снижением интеллекта. У них есть специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, дети не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. Ребенок с расстройствами аутистического спектра имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятий дополнительного образования.
С сентября 2020 года на базе ГБУ ДО БелОДЭБЦ реализуется программа детского объединения художественной направленности «Лепим вместе», где обучаются пять детей с расстройствами аутистического спектра с различными интеллектуальными нарушениями.
Занятия с детьми проводятся индивидуально, поэтому главная задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.
В процессе занятий ребенку приходится усваивать множество новых правил и отрабатывать новые навыки. Этому могут препятствовать не только нарушения в сфере социального взаимодействия, но и дефицитарность произвольной регуляции деятельности и функции самоконтроля. Ребенку приходится учиться воспроизводить тот или иной материал по инструкции, выполнять практические задания, отрабатывать навыки лепки из различных материалов, что довольно проблематично для ребенка-аутиста.
Наиболее важным в начале занятий с ребенком является установление эмоционального контакта. Планируя занятия с аутичным ребенком нужно помнить о его высокой психологической пресыщаемости и быстром физическом истощении. Поэтому важно организовать индивидуальный адаптированный режим занятий. При проведении занятия необходимо создавать доброжелательную атмосферу, добиваться того, что бы ребенок понял и воспринял педагога настолько, насколько это возможно с учетом его диагноза. На первых занятиях в целях поддержания интереса к педагогу даже при выполнении простых и доступных ребенку заданий педагог может оказывать избыточную помощь, даже иногда выполнять задания за ребенка. Но при этом ребенку предлагается сделать первую (отломи пластилин) или последнюю операцию (соедини шляпку и ножку гриба) или действие в середине задания. По мере адаптации к занятиям помощь сокращается и видоизменяется.
При обучении детей с расстройствами аутистического спектра ведущими методами являются наглядный (визуализация) так как ребенку трудно воспринимать информацию на слух и практический. Поэтому для успешного занятия педагогу необходимо продумать применение на своих занятиях схем, пиктограмм, карточек или мнемических опор. Важно, не только использовать на занятии схемы, подсказки и специальные пособия, но и научить детей самостоятельно ими пользоваться, если это позволяет диагноз ребенка. На этапе выбора материала для занятия необходимо опираться на интересы ребенка: за сложным и нелюбимым заданием идут любимые и интересные занятия. Не любит лепить пластилином - любит разукрашивать карандашами: лепим гриб и карандашами рисуем траву, дерево и солнце. На занятиях для детей с расстройствами аутистического спектра педагоги часто используют подсказки. Типы подсказок, которые применяю на своих занятиях:
- полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и катаем колобка, колбаску и т.д.);
- частичная физическая помощь;
- вербальная (говорю – нажми сильнее на пластилин);
- моделинг (леплю геометрическую фигуру и прошу сделать так же);
- визуальная (схема лепки белки).
Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в самостоятельной организации себя в пространстве и времени. Невозможность чувствовать себя в безопасности в ситуациях, которые, развиваются для него непредсказуемо, может дать нам на занятии нежелательное поведение. При построении занятия необходимо учитывать трудности в социальной адаптации ребенка: должны корригироваться явные негативные проявления поведения, которые мешают успешному коммуникативному взаимодействию педагога и ребенка (хорошее поведение неизменно поощряется, а плохое поведение игнорируется – оно может являться способом привлечения к себе внимания и избеганием выполнения работы). Что бы во время занятия у ребенка не возникало нежелательного поведения необходимо разбить занятие на несколько временных периодов: 15 минут занимается, 5 минут перерыв, но для каждого ребенка время занятий и перерывов подбирается индивидуально. Отследить время ребенку помогает визуальный таймер.
При отказе обучающегося выполнять задание будем постепенно включать его в деятельность, предлагая ребенку выполнить некоторые элементы необходимого действия.
Особая подготовка требуется от педагога, если у него занимается не говорящий ребенок. Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации - PECS- система, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета. На занятиях необходимо визуальное расписание (Расписание – это слова и изображения, которые направляют ребенка во время занятия (лист формата А4, где картинками и словами прописаны все этапы работы) и четкая структура занятия, так как дети с РАС стремятся к относительному постоянству и структурированию пространства.
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра на своих занятиях использую принципы американского ученого Эрика Шоплера, который многолетними исследованиями детей данной категории выявил такие принципы работы с ними.
Принципы структурирования обучения:
- принцип структурирования пространства – упорядоченность, постоянство и умеренность (готовим рабочее место, обязательно визуальное расписание, готовим поощрение, убираем лишние предметы);
- принцип структурирования времени (у многих детей с РАС не сформирована структура времени, нет понимания последовательности действий, поэтому необходимо использование визуальных таймеров, которые помогают разбить время занятия на временные отрезки. Например: выполни тест за 10 минут, вырежи ствол березы за 3 минуты, составь из слов пословицу за 2 минуты);
- принцип структурирования деятельности (каждое занятие строится по определенному плану и имеет стабильную структуру: ритуал приветствия, повторение материала прошлого занятия, физкультминутка, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление нового материала);
- принцип структурирования материала (обязательна схема лепки; план ответа – 3-4 наводящих вопроса или задание «Продолжи фразу»; визуальная подсказка – фото открытки, которую необходимо сделать на занятии).
Хочу остановиться подробнее на поощрениях, которые использую в работе с обучающимися. Для детей-аутистов социальные поощрения (похвала, взгляд, улыбка) не являются стимулом. Их нужно поощрить теми вещами и действиями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие. И очень важно, что поощрение не только должно сейчас радовать ребенка, а увеличивать вероятность желаемого действия в будущем.
Приемы, формы и средства помощи в обучении детей очень разнообразны. Педагог, работающий с детьми с РАС, находится в постоянном поиске, необходимо пробовать и искать свои подходы, формы и приемы работы, потому как нет одинаковых детей с диагнозом аутизм.
Для лучшего усвоения материала в своей работе использую методику DTT - обучение отдельными блоками. В ходе применения данного метода подачи материала обучающиеся с РАС усваивают различные техники лепки быстрее и генерализация навыка идет легко. На занятиях детского объединения «Лепим вместе» идет не только генерализация навыков, но и активно применяются привычные для детей средства невербальной коммуникации, такие как PECS- система применения карточек.
Дети с расстройствами аутистического спектра разные, необычные, интересные и талантливые. Каждый ребенок индивидуален и нет одинаковых детей. Опытный педагог имеет возможность применить все свое мастерство и решить главную задачу – раскрыть потенциал ребенка с РАС.
На занятиях кружка «Лепим вместе» я стараюсь не только лепить, развивая мелкую моторику пальцев рук, но и насколько это возможно применять привычные для детей средства коммуникации (пэкс).
Цель – пробовать разные формы, методы и приемы лепки, искать что подходит ребенку.
- пробовать разные формы, методы и приемы работы с детьми с РАС, опираясь на уже известные методики и руководствуясь методическими рекомендациями.
- И может быть именно Ваше детское объединение раскроет в ребенке тот потенциал, о котором не знали ни родители, ни сам ребенок! И это самое главное – через дополнительное образование привести ребенка с РАС к будущей профессии, помочь определиться с выбором жизненного пути.
ЛИТЕРАТУРА
- Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб «Дидактика Плюс», 2001 г.
- Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003 г.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.:Теревинф, 2005.
- Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.:Владос, #1052;.: МГППУ, 2012. — 56 с.
- Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.
- Тео Питерс. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптация программ до обучающихся с РАС...
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптации программдо...
Система работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в дополнительном образовании
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...
- Мне нравится (1)