Взаимодействие с детьми с расстройствами аутистического спектра.
статья

Бондуристова Юлия Николаевна
В статье рассмотрены общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pererabotannyy.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС:

  • Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.
  • Следует использовать понятную недвусмысленную речь.
  • Нежелательное поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» при необходимости подкрепите его жестом.
  • Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.
  • Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников образовательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.
  • Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.
  • Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником. (Например: возможно, его сегодня кто-то напугал). Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.
  • Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.
  • Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр.
  • Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие. Это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое (нежелательное)  поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом. Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

- когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;

- что происходило непосредственно перед инцидентом;

- описание инцидента;

- что происходило после инцидента.

Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением.

Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

- Следует иметь позитивный настрой. Следует вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение.

- Следует быть терпеливыми. Какой бы метод вы ни применяли, он не начнет работать мгновенно. Некоторые методы, например, направленные на развитие способов коммуникации, подразумевают длительную работу.

Родители и специалисты школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться.

- Следует быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведется работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.

- Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребенку.

- Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.

Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ

Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:в продуманной организации школьной жизни детей;в поддержке учи...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...