Конспект занятия по теме: «Дорога в страну добра»
план-конспект

Пушкарева Ольга Сергеевна

«Автоматизация звука Л в слогах, вначале слова у детей с ФФНР» (подгрупповое логопедическое занятие для воспитанников старшей группы детского сада)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

(МБДОУ  «ДС «СОЛНЫШКО»)

ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ,  629603,

Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90  E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru

ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП  8906005588/ 890601001

Конспект занятия по теме: «Дорога в страну добра»

«Автоматизация звука Л в слогах, вначале слова у детей с ФФНР»

(подгрупповое логопедическое занятие для воспитанников старшей группы детского сада)

Автор: Пушкарева Ольга Сергеевна, учитель-логопед,

             первая квалификационная категория

г. Муравленко, ноябрь 2020

Конспект занятия по теме: «Дорога в страну добра»

«Автоматизация звука Л в слогах, вначале слова у детей с ФФНР»

(подгрупповое логопедическое занятие для воспитанников старшей группы детского сада)

Цель: способствовать  автоматизации звука Л в слогах, словах вначале слов у детей с ФФНР, в старшей группе.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л;
  • формировать умение работать с опорой на зрительный образ при выполнении упражнений;
  • формировать контролирующий процесс - внимание (слуховое и кинетическое одновременно);
  • формировать умение слушать инструкцию;
  • формировать представления о значении артикуляционной гимнастики;
  • формировать мелкую моторику рук, самомассажа у детей с использованием сухого бассейна;
  • формировать умение называть слова  со звуком Л вначале слова;
  • формировать умение образовывать  уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  • способствовать формированию умения  четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления;
  • способствовать формированию самостоятельной оценки  собственной деятельности детьми.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать  фонематические процессы;
  • развивать умение отвечать полным ответом;
  • развивать артикуляционный аппарат, носовой тип дыхания, силу воздушной струи зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий;
  • воспитывать уважение друг к другу;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать  нравственные качества: умение выслушать отвечающего, не перебивая,   взаимовежливость, бережное отношение к используемым пособиям.

Здоровьесберегающие:

  • применение логопедического тренажера «Дэльфа-142»  направление коррекционной работы: коррекция речевого дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), тренировка силы воздушной струи;
  • применение крупотерапии, способствующей формированию мелкой моторики рук, самомассажа у детей;
  • соблюдение правильной посадки ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата на занятии.

Оборудование: бейджики с изображением звездочки, два зеркала, влажные антисептические салфетки, чистые бумажные платочки, программа и аппарат «Дельфа – 124», картинки-символы для игры «Помощники-картинки», семь кругов, картинки-символы для игры «Читаем по картинкам», два сухих бассейна с картинками, вертушки для формирования силы воздушной струи.


Этапы

занятия

Виды

работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи решались в ходе

выполнения

заданий

I. Оргмомент

Задает вопросы, мотивирует детей на выполнение заданий.

Дети отвечают на вопросы.

Организовать детей. Мотивировать на выполнение предстоящих заданий.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.Основной этап.

II.1

Актуализация имеющихся знаний (АЗ)

«Артикуляционная гимнастика»

Логопед демонстрирует упражнения.

Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

Формирование умение работать с опорой на зрительный образ при выполнении упражнений.

Формировать умение соблюдать правильную осанку.

Формировать умение правильно выполнять артикуляционное упражнение.

Формирование представления о значении артикуляционной гимнастики

II.2

Закрепление изученного (на примере новых заданий).

Упражнение на аппарате «Дельфа-124»

Логопед дает инструкцию детям.

Дети выполняют упражнение на аппарате «Дельфа  – 124»

Формирование умения

осуществлять носовой вдох, ротовой выдох, тренировать силу воздушной струи.

Формирование представлений о значении артикуляционной гимнастики

II.3

Закрепление изученного (на примере новых заданий).

Д/и «Помощники-картинки»

Логопед  дает инструкцию детям.

Дети учатся выстраивать правильную логическую последовательность  картинок, самостоятельно формулируют ответ.

Формировать умение слушать инструкцию.

Формировать умение устанавливать логичность  картинного материала

Воспитывать самостоятельность и уважение друг к другу.

Формирование  правильного произнесения изолированного звука Л

II.4

Д/и «Будь внимательны»

Д/и « Будьте внимательными»

Логопед  показывает движения не соответствующие называемым

Дети показывают движения называемые логопедом.

Формирование контролирующего процесса - внимания (слухового и  кинетического одновременно).

II. 5. Загадки

Д/и «Загадка»

Логопед загадывает загадку, задает вопросы

Дети разгадывают загадку, отвечают на вопрос

Способствовать формированию способности к анализу, обобщению

Способствовать формированию умения  четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления.

Формирование умения отвечать полным ответом

II.6

Закрепление

изученного (на примере новых заданий).

Д/и «Читаем по картинкам»

Логопед дает инструкцию

Дети с опорой на картинки – символы  - читают слоги

Формировать умение слушать инструкцию. Формирование навыков  звукового соединения, как основы чтения

Формировать умение работать самостоятельно

II.7 Закрепление изученного (на примере новых заданий)

Д/и «Сухой бассейн»

Логопеда дает инструкцию

Дети выполняют инструкцию

Формирование мелкой моторики рук, самомассажа у детей с использованием сухого бассейна.

Формирование умения называть слова  со звуком Л вначале слова

Формировать умение образовывать  уменьшительно-ласкательные формы существительных

II.8 Закрепление изученного (на примере новых заданий)

Д/и «Загадки»

Логопед  загадывает загадку, задает вопросы

Дети разгадывают загадку, отвечают на вопрос

Способствовать формированию способности к анализу, обобщению

Способствовать формированию умения  четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления.

Формирование умения отвечать полным ответом

III. Итог занятия.

III.1

Подведение итогов и оценка деятельности воспитанников

Рефлексия деятельности

Логопед проводит рефлексию деятельности воспитанников-дошкольников.

Дети отвечают на рефлексивные вопросы логопеда.

Самостоятельная оценка собственной деятельности детьми.

Конспект НОД:

  1. Организационный момент

- К нам сегодня на занятие пришло сообщение из агентства «Добрых волшебников», они набирают команду и приглашают нас с вами в страну, а в какую вы узнаете, если разгадаете о чем говорится на этой картинке (Технология «Кроссенс» на картинке: ладони выпускающие бабочку; мама, обнимающая ребенка; девочка держащая зонт над собачкой; девочка, кормящая котенка).

- Какое чувство вы испытываете глядя на эти картинки?

- Как можно назвать страну, где много добра?

- «Страна Добра»

Агенты спрашивают вас, хотите ли вы стать добрыми волшебниками и отправиться в эту прекрасную страну?

- Тогда мы одеваем звездочки - символы добрых волшебников и отправляемся в путь (на экране появляется изображение двери)

- Михаил, Дарья, что перед вами?

- Чем открывают двери?

- Чтобы нам открыть эту дверь и узнать, что же за ней, нам нужно правильно выполнить разные очень важные задания, это и сеть наш ключ от всех дверей, вы готовы?

  1. 1.-Первое наше задание называется гимнастика для язычка, кто мне ответит, зачем нам нужно выполнять эту гимнастику?

Логопед вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Индюк».

II. 2. - Ребята, как вы думаете, зачем нужна дыхательная гимнастика?

Дети выполняют дыхательную гимнастику на аппарате «Дельфа»

II. 3. - Михаил, Дарья, для вас следующее задание, которое называется «Помощники картинки». На столе лежат картинки, помогающие вспомнить, как правильно произнести звук Л. Посмотрите на них и разложите картинки в правильной последовательности.

- Хорошо, а теперь по очереди произнесите звук правильно столько раз, сколько кругов пред вами.

Дети по очереди произносят.

- Открою вам секрет, если мы правильно выполним следующее задание, дверь откроется.

II. 4.-А сейчас мы поиграем с вами в игры, в которые очень любят играть добрые волшебники: «Будь внимательным».

II. 5.- Молодцы ребята, вы правильно справились с заданиями, посмотрите, ваши правильно выполненные задания приоткрыли эту дверь? Чтобы узнать, что за ней прячется, разгадайте загадку:

Они ласкают, утешают

И отведут беды огонь.

Любой малыш всегда узнает

Любимой мамочки…»

(Ладони)

На экране компьютера появляется мама, прикасающаяся к ребенку ладонями.

- Подскажите, ребята, какое чувство у вас вызывает словосочетание «мамины ладони»? (уточняем название чувств: нежность, забота, ласка, любовь).

- Добрый волшебник, хочет, чтобы вы запомнили эти чувства.

- Михаил, Дарья, посмотрите, снова дверь. Нам снова нужно выполнить правильно задания, чтобы открыть ее и узнать, что же приготовил для нас добрый волшебник. Выполним?

II. 6. Игра «Читаем по картинкам»

- Ребята, перед вами картинки, прочитайте эти картинки. Перед ребенком выложены картинки - символы, по которым они соединяют два звука Л и А, Л и О, Л и У, Л и Ы, Л и Э и проговаривают слоги (формирование навыков чтения)

Ла-ла-ла

Ло-ло-ло

Лу-лу-лу

Лы-лы-лы

Лэ-лэ-лэ

II. 7. - Вас ждет еще одно задание. Перед вами «Сухой бассейн», там спрятались картинки со звуком Л, найдите их, назовите, а затем назовите их ласково».

Картинки: лапа, лук, лошадь, ложка, лодка, лопата, ладони, лавка.

II. 8. - Молодцы ребята, вы правильно справились с заданиями. Посмотрите, благодаря ваши правильным ответам приоткрылась дверь? Чтобы узнать, что за ней прячется, разгадайте загадку:

Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё  

Не услышишь и слова».

(Книга)

- Что приносят с собою книги? Откуда можно узнать обо всем на свете?

- Верно, наши добрые книжки приносят с собой знания, учат новому. О чем вы думаете, когда слышите слово – книга?

- Добрый волшебник хочет, чтобы вы запомнили, что книги приносят с собой знания и это хорошо.

- Молодцы ребята, вы правильно справились с заданиями, посмотрите, дверь приоткрылась, но чтобы узнать, что за ней прячется, разгадайте загадки:

Когда его ты видишь на площадке,

Ты мчишься, позабыв про ведерко и лошадку.

Становится весело вокруг,

Потому что он твой лучший …» (друг)

Логопед: «В какие интересные игры можно играть с друзьями?»

Логопед: «Какое чувство появляется у вас, когда мы говорим слово - друг? Теплое?»

Логопед: «Запомните это теплое чувство»

- Следующая загадка:

«Без чего на белом свете

Взрослым трудно жить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…» (семья)

Логопед: «Кто заботится о вас ребята и помогает вам?»

-Посмотрите, ребята, открылась еще одна дверь, на слайде:  мама, обнимающая ребенка, книга, семья, друзья.

- А вот и волшебник, он хочет вам что-то сказать (голос за кадром): 

«Ребята, вы хорошо постарались и справились со всеми заданиями. Я открою вам секрет: будьте ласковыми и добрыми, любите узнавать новое, играйте с друзьями в хорошие игры, помогайте своим близким и я помогу вам стать настоящими добрыми волшебниками» (слайд: мир на ладонях детей)

Учитель-логопед предлагает детям картинки с изображением планеты на ладони ребенка, как еще один символ доброго волшебника.

  1. - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Вы научились чему-то новому?

- Что у вас сегодня лучше всего получилось?

- А кто думает, что ему еще нужно потренироваться, чтобы правильно говорить звук Л.

- Ну, что же, я прощаюсь с вами и желаю вам доброго дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе

Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...

План-конспект занятия на тему "Обеспечение личной безопасности на дорогах"

План-конспект занятия на тему "Обеспечение личной безопасности на дорогах" предназначен для проведения занятий по Основа безопасности жизнедеятельности по программе Смирнова А.Т....

Конспект занятия на тему: "Безопасность на дороге"

Конспект занятия для 6 класса В области Правила дорожного движения для коррекционной школы глухих....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ»

Занятие предназначено для  детей коррекционной школы...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...

Конспект занятия по теме "Игра-бродилка по дороге в кукольный театр"

Конспект заняти по теме "Игра-бродилка по дороге в кукольный театр".Типо занятия закрепление знаний и способов действий....

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка» для учащихся первого года обучения

Занятие по теме  «Путешествие в страну английского языка» разработано с целью создания условии для формирования у учащихся положительной...