Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
материал
Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 31.1 КБ |
Справка-подтверждение | 412.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер»
в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Учитель-логопед: Николаева Р.Р.
Цель: внедрение ИКТ («Логомер2») в коррекционный логопедический процесс
Задачи:
1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использованием «Логомер 2».
2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми.
3. Создание и использование компьютерных средств помощи детям с нарушениями звукопроизношения.
4. Разработка и применение компьютеризированных способов развития лексико-грамматического строя и связной речи детей.
Актуальность. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Наряду с традиционными методами коррекции, которые оказываются не достаточно эффективными, возникает необходимость поиска новых путей решения сложившейся ситуации. Практика работы свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов.
Внедрение интерактивных дидактических материалов имеет преимущества перед традиционными средствами коррекционно – развивающего процесса:
- Интерактивные дидактические материалы дают возможность расширения использования электронных средств развития, так как они передают информацию быстрее.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества воспитанников.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление обучающихся с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
- Игры применяются на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или используются на индивидуальных, групповых занятиях.
- Использование интерактивных дидактических материалов повышает мотивацию обучающихся к коррекционно – развивающей деятельности самостоятельно или вместе с педагогом.
- Интерактивные дидактические материалы это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Наш кабинет оборудован всем необходимым для проведения коррекционной работы с использованием ИКТ: компьютер, ноутбуки для проведения групповой и индивидуальной работы с детьми, специализированные компьютерные логопедические программы. Предметно-развивающая среда кабинета постоянно пополняется – в 2019 учебном году три логопедических кабинета были оснащены интерактивными сенсорными столами и приобретен программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании «Мерсибо». Это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета, с учетом ФГОС нового поколения.
Содержание программно-дидактического комплекса полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды. База интерактивных игр позволяет решать коррекционно-образовательные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.
Игры программно-дидактического комплекса представлены красочной мультипликационной анимацией и профессиональным озвучиванием, что делает их особенно привлекательными для детей. Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормамвозрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
Программно-дидактический комплекс «Логомер» включает в себя 90 интерактивных игр для проведения диагностики, а также для индивидуальных и групповых занятий по всем разделам коррекционной программы:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхание, воздушная струя
- Фонематический слух, звуко-буквенный анализ
- Неречевой слух
- Грамматический строй
- Слоговая структура слова
- Звукопроизношение
- Связная речь
- Моторика
- Логика и внимание
- Чтение
В комплект также входит интерактивная программа «Конструктор картинок», которая содержит более пятисот изображений, а также фонов, наборов букв и цифр. Она позволяет создавать пособия, игры, сюжеты, презентации к занятиям, подстраивая материал под решаемые задачи.
Раскрою подробно несколько разделов комплекса «Логомер».
Одним из важных этапов формирования правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика, которая требует от ребенка повышенного внимания и усидчивости. В данном комплексе интерактивная артикуляционная гимнастика представлена набором из двадцати семи анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами, что дает возможность детям правильно и с интересом выполнять упражнения. Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также формировать комплексы упражнений на коррекцию определенных звуков индивидуально для каждого ребенка.
Значимым моментом в коррекционной работе является работа над развитием правильного дыхания, которая представлена такими играми как:
- «Торт со свечками»
- «Рассмеши усача»
- «Снежинки»
- «Вертолет
- «Ветерок и жуки»
Игры для отработки воздушной струи и дыхания провожу с использованием микрофона. Главное правило для успешного выполнения таких упражнений заключается в том, что воздушная струя должна быть целенаправленной, длительной, на одном выдохе. Например, если ребенок правильно выполнил упражнение, то он наглядно увидит, как взлетает вертолетик, разлетаются снежинки, гаснут свечи на праздничном торте и т.д.
Таким образом, благодаря микрофону и наглядному представлению упражнения, дети не только учатся владеть силой выдоха, но и развивают навыки самоконтроля.
Комплекс «Логомер» активно используется и позволяет успешно решать задачи в развитии фонематического слуха детей. Герои этих замечательных игр научат ребенка выделять гласные звуки, находить ударение в слове, определять место звука в слове, анализировать звуко-буквенный состав слова. Выбирая в настройках нужную букву, можно менять содержание игры на каждом занятии. Для отработки навыка умения слышать заданный звук среди других звуков речи, в слогах и словах применяю следующие игры:
- «Бедный дракончик»
- «Две принцессы»
- «Меткий стрелок» и др.
В работе над правильным звукопроизношением помогают игры, в которых дети вместе с героями учатся четко произносить нарушенные звуки. Игры стимулируют речь ребенка. В них он подражает звукам животных, сопровождает действия звуком, произносят простые звукосочетания. Игры помогут разговорить “неговорящих” детей.
Например, в игре:
«Пожужжим» симпатичные герои умеют правильно произносить «трудные» звуки, а ребенок должен послушать и повторить. Эту игру использую как для диагностики звукопроизносительной стороны речи, так и для постановки звуков по подражанию.
На занятиях по формированию грамматического строя речи включаю такие игры как:
«Дискотека» - эта игра помогает детям запомнить род имен существительных, правильно согласовывать слова с местоимениями «мой», «моя», «моё». В конце игры Волк обязательно станцует, если все задания были выполнены правильно.
«На рынке» - отличная игра для работы с множественным числом предметов в родительном падеже. Позволяет обследовать грамматические характеристики речи, а также потренироваться в правильном употреблении окончаний.
«Кто за кем» - работа с предлогами – обязательная часть любой программы с дошкольниками. Данная игра позволяет составлять предложения с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами
На занятиях по подготовке к чтению используются игры от простого чтения слогов до составления предложений, они помогут специалисту разнообразить любое занятия и подобрать игру с учетом индивидуальных способностей ребенка. В настройках ко многим играм можно выбрать время выполнения задания для дополнительной стимуляции внимания ребенка.
Игры на развитие мелкой и общей моторики хороши для проведения динамических пауз во время фронтальных и подгрупповых занятий. Упражнения выполняются под веселую музыку вместе с мультипликационными героями. Особенно детям нравится игра для развития мелкой моторики «Ручные привидения», в которой часть упражнений выполняется с предметами (массажными мячиками, су-джоками, карандашами).
Все 90 игр и упражнений комплекса «Логомер 2» обеспечивают специалисту возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, групповых занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.
В некоторых играх можно настроить количество раундов. Для группы лучше выставить большое количество раундов, чтобы каждый смог ответить. На занятии с одним ребенком — меньше, чтобы не устал.
Игры короткие и подходят для работы с детьми с трудностями в развитии речи, психики, здоровья.
Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. В играх есть настройки, чтобы подобрать задание конкретно под данного ребенка.
"Логомер 2" — образец ИКТ в современном образовании. Вы используете компьютер или интерактивную доску для развития детей.
Комплекс разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. При создании игр используются здоровьесберегающие технологии, чтобы снизить физическую и психологическую нагрузку на детей.
- Длительность одной игры — 3-5 минут.
- На каждой игре указан рекомендованный возраст.
- В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка.
- В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов.
- В играх нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию.
- Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.
- Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.
Игры можно использовать в коррекционной деятельности практически со всеми категориями детей с ОВЗ.
Таким образом, в результате использования программно-дидактического комплекса «Логомер» в логопедической практике, отмечаются следующие положительные моменты: игры данного комплекса вызывают повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей; активизируют восприятие, познавательную и мыслительную деятельность; тренируют память, внимание и воображение; способствуют общему развитию ребенка; ускоряют процесс постановки и автоматизации звуков (у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов); помогают детям осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; способствуют формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения; уменьшают утомляемость, дольше сохраняют работоспособность; повышают мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»
Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...
Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"
В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...