Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
материал

Николаева Русалина Рамильевна

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс31.1 КБ
PDF icon Справка-подтверждение412.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер»

в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Учитель-логопед: Николаева Р.Р.

Цель: внедрение ИКТ («Логомер2») в коррекционный логопедический процесс

Задачи:

1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использованием «Логомер 2».

2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми.

3. Создание и использование компьютерных средств помощи детям с нарушениями звукопроизношения.

4. Разработка и применение компьютеризированных способов развития лексико-грамматического строя и связной речи детей.

Актуальность. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Наряду с традиционными методами коррекции, которые оказываются не достаточно эффективными, возникает необходимость поиска новых путей решения сложившейся ситуации. Практика работы свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов.

                Внедрение интерактивных дидактических материалов имеет преимущества перед традиционными средствами коррекционно – развивающего процесса:

  1. Интерактивные дидактические материалы дают возможность расширения использования электронных средств развития, так как они передают информацию быстрее.
  2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества воспитанников.
  3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление обучающихся с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  4. Игры применяются на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или используются  на индивидуальных, групповых занятиях.
  5. Использование интерактивных дидактических материалов повышает мотивацию обучающихся к коррекционно – развивающей деятельности самостоятельно или вместе с педагогом.
  6. Интерактивные дидактические материалы это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Наш кабинет оборудован всем необходимым  для проведения коррекционной работы с использованием ИКТ:  компьютер, ноутбуки для проведения групповой и индивидуальной работы с детьми, специализированные компьютерные логопедические  программы.         Предметно-развивающая среда кабинета постоянно пополняется – в 2019 учебном году три логопедических кабинета были оснащены интерактивными сенсорными столами и приобретен программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании «Мерсибо». Это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета, с учетом ФГОС нового поколения.

        Содержание программно-дидактического комплекса полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды. База интерактивных игр  позволяет решать коррекционно-образовательные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.  

        Игры программно-дидактического комплекса представлены красочной мультипликационной анимацией и профессиональным озвучиванием, что делает их особенно привлекательными для детей. Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры:

  • являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • формируют у детей навыки и умения, необходимые нормамвозрастного развития;
  • создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • стимулируют познавательное развитие детей.

        Программно-дидактический комплекс «Логомер» включает в себя 90 интерактивных игр для проведения диагностики, а также для индивидуальных и групповых занятий по всем разделам коррекционной программы:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхание, воздушная струя
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ
  • Неречевой слух
  • Грамматический строй
  • Слоговая структура слова
  • Звукопроизношение
  • Связная речь
  • Моторика
  • Логика и внимание
  • Чтение

        В комплект также входит интерактивная программа «Конструктор картинок»,  которая содержит более пятисот изображений, а также фонов, наборов букв и цифр. Она позволяет   создавать пособия, игры, сюжеты, презентации к занятиям, подстраивая материал под решаемые задачи.

        Раскрою подробно  несколько разделов комплекса «Логомер».

        Одним из важных этапов формирования правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика, которая требует от ребенка повышенного внимания и усидчивости. В данном комплексе интерактивная артикуляционная гимнастика представлена набором из двадцати семи анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами, что дает возможность детям правильно и с интересом выполнять упражнения.  Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также формировать комплексы упражнений на коррекцию определенных звуков индивидуально для каждого ребенка.

        Значимым моментом в коррекционной работе  является работа над  развитием правильного дыхания, которая  представлена  такими играми как:

  • «Торт со свечками»
  • «Рассмеши усача»
  • «Снежинки»
  • «Вертолет
  • «Ветерок и жуки»

        Игры для отработки воздушной струи и дыхания  провожу с использованием микрофона. Главное правило для успешного выполнения  таких упражнений заключается в том, что воздушная струя должна быть целенаправленной, длительной, на одном выдохе. Например, если ребенок правильно выполнил упражнение, то он наглядно увидит, как взлетает вертолетик, разлетаются снежинки, гаснут свечи на праздничном торте и т.д.

        Таким образом, благодаря микрофону и  наглядному представлению упражнения,  дети не только учатся владеть силой выдоха, но и развивают навыки самоконтроля.  

        Комплекс «Логомер» активно используется и позволяет успешно решать задачи  в развитии фонематического слуха детей. Герои этих замечательных игр научат ребенка выделять гласные звуки, находить ударение в слове, определять место звука в слове, анализировать звуко-буквенный состав слова. Выбирая в настройках нужную букву, можно менять содержание игры на каждом занятии. Для отработки навыка умения слышать заданный звук среди других звуков речи, в слогах и словах применяю следующие игры:

  • «Бедный дракончик»
  • «Две принцессы»
  • «Меткий  стрелок» и др.

        

В работе над  правильным звукопроизношением помогают игры, в которых дети вместе с героями учатся  четко произносить нарушенные звуки. Игры стимулируют речь ребенка. В них он подражает звукам животных, сопровождает действия звуком, произносят простые звукосочетания. Игры помогут разговорить “неговорящих” детей.

Например, в игре:

        «Пожужжим» симпатичные герои умеют правильно произносить «трудные» звуки, а ребенок должен послушать и повторить. Эту игру использую как для диагностики звукопроизносительной стороны речи, так и для постановки звуков по подражанию.

                На занятиях по формированию  грамматического строя  речи включаю такие игры как:

        «Дискотека» - эта игра помогает детям запомнить род имен существительных, правильно согласовывать слова с местоимениями «мой», «моя», «моё». В конце игры Волк обязательно станцует, если все задания были выполнены правильно.

        «На рынке» - отличная игра для работы с множественным числом предметов в родительном падеже. Позволяет обследовать грамматические характеристики речи, а также потренироваться в правильном употреблении окончаний.

        «Кто за кем» - работа с предлогами – обязательная часть любой программы с дошкольниками. Данная игра позволяет составлять предложения с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами

На занятиях по подготовке к чтению используются игры от простого чтения слогов до составления предложений, они помогут специалисту разнообразить любое занятия и подобрать игру с учетом индивидуальных способностей ребенка. В настройках ко многим играм можно выбрать время выполнения задания для дополнительной стимуляции внимания ребенка.

        

Игры на развитие мелкой и общей моторики хороши для проведения динамических пауз во время фронтальных  и подгрупповых занятий. Упражнения выполняются под веселую музыку вместе с  мультипликационными героями. Особенно детям нравится  игра для развития мелкой моторики «Ручные привидения», в которой часть упражнений выполняется с  предметами (массажными мячиками, су-джоками, карандашами).

        Все 90 игр и упражнений комплекса «Логомер 2» обеспечивают специалисту возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, групповых занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

В некоторых играх можно настроить количество раундов. Для группы лучше выставить большое количество раундов, чтобы каждый смог ответить. На занятии с одним ребенком — меньше, чтобы не устал.

Игры короткие и подходят для работы с детьми с трудностями в развитии речи, психики, здоровья.

Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. В играх есть настройки, чтобы подобрать задание конкретно под данного ребенка.

"Логомер 2" — образец ИКТ в современном образовании. Вы используете компьютер или интерактивную доску для развития детей.

Комплекс разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. При создании игр используются здоровьесберегающие технологии, чтобы снизить физическую и психологическую нагрузку на детей.

  • Длительность одной игры — 3-5 минут.
  • На каждой игре указан рекомендованный возраст.
  • В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка.
  • В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов.
  • В играх нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию.
  • Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.
  • Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.

Игры можно использовать в коррекционной деятельности практически со всеми категориями детей с ОВЗ.

        Таким образом, в результате использования программно-дидактического комплекса «Логомер»  в логопедической практике, отмечаются следующие положительные моменты: игры данного комплекса вызывают повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей; активизируют восприятие, познавательную и мыслительную деятельность; тренируют память, внимание и воображение; способствуют общему развитию ребенка; ускоряют процесс постановки и автоматизации звуков (у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов); помогают детям осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; способствуют формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения; уменьшают утомляемость, дольше сохраняют работоспособность; повышают мотивацию к преодолению речевых нарушений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...