«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
статья

Клочкова Наталия Анатольевна

В статье раскрывается педагогический опыт по использованию инновационных педагогических технологий и средств работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях ДОУ компенсирующего вида. Описываются возможности и условия использования интерактивных средств в образовательном процессе специалистами ДОУ и воспитателями через различные формы организации детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. [5;100]. Педагогическая технология— специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.  Следовательно,  инновационные технологии в ДОУ должны быть направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых будет модернизация образовательного процесса. В условиях такой модернизации и активного введения ФГОС ДО, педагогические коллективы в детских садах разрабатывают Адаптированные образовательные программы, в основу которых закладывается особая, актуальная только для данного ДОУ модель образовательной деятельности.  Для  МБДОУ «Детский сад №3», это  адаптированная общеобразовательная  программа, которая разработана на основе Примерной общеобразовательной программы ДО с учетом комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой и парциальной  программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., а так же  учетом современных образовательных технологий.

      На сегодняшний день существует много инновационных технологий, реализуемых дошкольными образовательными организациями. Инновацией в нашем ДОУ уже на протяжении 10-ти  лет является интеграция в образовательный процесс ИКТ-технологий.     Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»  - это  образовательное учреждение компенсирующего вида  для детей с тяжелыми нарушениями речи, миссия  которого, создание условий для необходимой коррекции речевых нарушений и социальной адаптации воспитанников к школьной жизни, а так же  создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников  и  укрепления их здоровья. Основной контингент воспитанников ДОУ  - это дети 5- 7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) 2 и 3-го уровня речевого развития, в основе которого лежат различные виды дизартирий, алалии, ринолалии. Исследования, посвящённые проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.) показывают, что преодоление системного речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Как правило, у  таких детей отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная  степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации,  наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

      Чтобы  сделать обучение осознанным и эффективным, педагогам в работе просто необходимы  нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одними из таких инноваций  и являются ИКТ- технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

       Сегодня основной идеей инновационного развития ДОУ «Детский сад №3»   является  сохранение и повышение достигнутого уровня   качества коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной работы,  а так же  существующей динамики инновационного развития ДОУ за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.  Нововведением  является разработка инновационной модели взаимодействия педагогов ДОУ по активизации коррекционно-развивающей, образовательно-воспитательной  работы посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс интерактивных и мультимедийных средств.

       Использование информационно – коммуникативных  технологий в дошкольном образовании, основанное на интерактивных методах  дает возможность   расширить  и творческие способности  педагога, как непосредственного участника образовательного процесса,  и  оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников с нарушениями речи.

   Поэтому, мы стремимся смоделировать  в ДОУ   единую  информационно-образовательную среду, основанную  на интерактивных средствах обучения, которая способствует  развитию личности ребёнка с речевыми нарушениями  в разных видах общения и деятельности с учётом их индивидуальных, психо-физиологических и  возрастных особенностей, тем самым  обеспечивая  равные стартовые возможности для успешного обучения   в школе. На наш взгляд, такая модель информационно-образовательной среды в наибольшей степени способствует  развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка, делая его активным участником непосредственной образовательной деятельности.

      АООП «МБДОУ «Детский сад №3» регламентирует использование интерактивных средств в образовательном процессе специалистами ДОУ и воспитателями через различные формы организации детской деятельности.

Специалистами (учителями-логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем)  активно используется  интерактивное оборудование: интерактивные доски, сенсорные панели,  мультимедийные проекторы,  а так же  специализированные средства обучения:  компьютерные логопедические и психологические игры и тренажеры. Групповые помещения ДОУ оснащены интерактивными досками SMARТ, ноутбуками,  мультимедийными проекторами и аудиосистемами, а кабинеты специалистов оснащены персональными компьютерами,  сенсорными панелями, аудиосистемами,  интерактивными говорящими логопедическими зеркалами с  системой записи и воспроизведения звука. Есть несколько индивидуальных точек выхода в Интернет.

Медиатека нашего детского сада представляет собой совокупность  лицензионных логопедических  игр и тренажеров:  «Картина мира» автор О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская Е.Л. Гончарова; «Радуга в компьютере», «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И., логопедический тренажер «Дельфа-142», «Игры для Тигры» автор Л.Р. Лизунова, ПМК «Буквария» автор З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий, интерактивные тренажеры  «Новый диск»-  издательства «Учитель», ПМК «Фантазеры» -авторы  Туйчиева И.Л.,Горницкая О.Н., Воробьева Т.В., профессиональный психологический инструментарий  ГП «ИМАТОН», компьютерные психодиагностические и психопрофилактические программы, НПФ «Амалтея»: «Цветовой тест Люшера», «Диагностика родительско – детских отношений»,«Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки Ф.Амен»,«Диагностика готовности к школьному обучению» программа комплексной обработки, блока психологических тестов. Кроме того, специалисты ДОУ имеют долгосрочную подписку на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», что дает  возможность активного использования новых интерактивных компьютерных игр в коррекционно-образовательном процессе.

Воспитателями ДОУ используются полифункциональные интерактивные дидактические средства, представленные в организации развивающей предметно-пространственной среды  групп. Одним из таких средств обучения  дошкольников  с ОНР является лэпбук (тематическая или интерактивная папка). Содержание лэпбука соответствует проходимой лексической теме, интегрирует в себе все образовательные области. Такая форма подачи учебного материала предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей воспитанников.

Для организации совместной деятельности детей и взрослых в РППС ДОУ представлены интерактивные песочницы нескольких видов: световые – интерактивные, оборудованные сенсорными панелями для рисования детей, юнгинианские песочницы, оборудованные кинетическим и цветным песком. Песочницы используются педагогом-психологом  в качестве  метода коррекционного воздействия на детей с  эмоциональными нарушениями,  помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки, а  так же   в работе с детьми «группы риска». В  свободной самостоятельной деятельности детей в группе могут использоваться как одно из средств формирования художественно-эстетических навыков рисования.

С целью создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности активно используются интерактивные игры и игрушки фирмы ФИШЕР-ПРАЙС, Новая сказка, Азбукварик  и др. представленные игровыми и музыкальными планшетами,  интерактивными игрушками (щенки, робототехника).

 Применение инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями значительно повышают уровень эффективности коррекционно-развивающего воздействия,  максимально   обеспечивают процесс социализации воспитанников, а также способствуют  индивидуализации  образовательного пространства.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н.
    Как обеспечить безопасность дошкольников. 2006,Просвещение, 94 с.
  3. Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006, 352 с.        
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

  5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Ссылки на интернет источники:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

СОДЕРЖАНИЕ   Введение……………………………………………………………………2 -3 Основная часть   Теоретическое обоснование  предполагаемых изменений образовательной практики……………………………………………………...

Статья «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС В настоящее время очень актуально стоит вопрос об инновационном образовании. ...

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Использование образовательных технологий в рамках реализации ФГОС

Технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. П. И. Пидкасистый характеризует...

Система работы воспитателя по экологическому воспитанию и здоровьесбережению в рамках реализации АООП НОО и АООП ООО

Система работы воспитателя поэкологическому воспитанию и здоровьесбережению в рамкох реализации АООП и АООП ООО...

Эссе на тему: « Использования цифровых технологий в рамках реализации Национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа» («Точка роста»).

 В современной школе  главной целью использования цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов является создание информационно-образовательной среды образовательного учрежд...