Конспект коррекционного занятия "Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Платнировской
Конспект коррекционного занятия по психомоторике и развитию сенсорных процессов
второй класс
Тема занятия: «Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением».
Цель занятия: формирование у обучающихся навыков развития мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
1.Образовательные: - Развитие координации движений и мелкой моторики. - Формирование умения выполнять задания по словесной многоступенчатой инструкции, по показу. - Закрепление пространственных представлений (вверху-внизу, справа-слева).
2.Коррекционно-развивающие:
- Развитие мышления: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.
- Развитие зрительного внимания и восприятия.
- Развитие речи: умение отвечать на вопрос полным предложением.
3.Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к результатам учебной и трудовой деятельности одноклассников.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: Кукольный дом, муляжи деревьев и цветов, кукла, кукольная одежда. Игровой набор «Золушка», состоящий из утюга, гладильной доски, таза, ведра, имитации пачки стирального порошка. Плоскостные геометрические фигуры из разноцветного картона и наборы прищепок основных цветов, ёмкости и подносы. Аудиозапись (спокойный фон), ноутбук, конспект педагога.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Педагог: - Здравствуйте ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости! Давайте поздороваемся с гостями. - Теперь поднимем вверх правую руку и погладим себя по голове, поднимем вверх левую руку и тоже погладим себя по голове, улыбнёмся друг другу и подарим гостям свои улыбки.
- Давайте вспомним, ребята, какое сейчас время года, месяц, день недели, число, время суток.
2. Разминка. Кинезиологическая гимнастика.
Педагог: Сегодня мы будем разучивать новые упражнения для пальчиков. Наши пальчики должны стать ловкими и крепкими, чтобы лучше писать и рисовать. Давайте подготовим наши ручки к большой работе. Начинаем упражнения: - «Ножницы»- имитация режущих движений указательным и средним пальцем сначала правой руки, затем обеими руками и поочерёдное выполнение. - «Фонарики мерцают» - Сжимание и разжимание кистей рук. Поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая расправлена, и наоборот). - «Кольцо-зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе. - «Барабанщик» - один обучающийся барабанит двумя пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другие повторяют.
3.Основная часть. Работа по теме.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Педагог: Ребята, сегодня мы научимся делать зарядку для пальчиков, а чтобы пальчики не заскучали, будем не просто выполнять упражнения, а построим дом.
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в квадрат) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики). Чтоб вокруг забор стоял, (Круговые движения рук). Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой). Солнце было, дождик шёл. (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены», потом пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения). И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»).
Педагог: Давайте каждый покажет, какие элементы запомнил. Обучающиеся показывают элементы и называют их. Мы построили замечательный дом. Кто же в нём поселится? Мне кажется, что он подойдёт вот этой кукле. Сейчас мы поселим её в домик. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной жесты и действия, которые я назову.
Куколка.
Не плачь, куколка моя, (Пожалеть - погладить по голове)
Остаешься ты одна. (Показать 1 пальчик)
Не могу с тобой играть, (Отрицательно покачать головой)
Нужно мне перестирать: (Имитация движений стирки).
Твои платья, пояски, (Показать предметы одежды).
Твои юбки и носки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток, (Имитация наливания воды)
В таз насыплю порошок. (Имитация высыпания порошка)
Пену снежную взобью, (Имитация движений взбивания пены)
Постираю и пойду, (Имитация движений стирки)
Пока светит солнышко, (Потянуться вверх к «солнышку»)
Натяну веревочку. (Имитация действия натягивания верёвки)
К ней одежду прикреплю, (Имитация прикрепления прищепки)
Ветерком все просушу. (Дуть с разной силой)
Утюгом туда-сюда (Имитация действия глажения)
Вещи быстро глажу я.
Поработали с лихвой,
А теперь мы отдохнем. (Присели и расслабились).
Педагог: Ребята, давайте вспомним, о каких действиях мы услышали в стихотворении, какие предметы нужны для каждого из них. Надо подойти к столу и выбрать предметы, называть их и рассказать, как их можно использовать и взаимодействовать. Например, это – кукла. Что я с ней делаю, когда глажу по головке?- жалею куклу. Обучающиеся показывают действия и проговаривают названия предметов, стараясь дать полный ответ.
Упражнение «Прищепка»
Педагог: На столе у каждого из вас находится ёмкость с разноцветными прищепками и образцы плоскостных геометрических фигур. Выберите прищепки соответствующих цветов и закрепите на картоне. Проверьте правильность выполнения заданий. Давайте проговорим о том, какие геометрические фигуры у вас на столе, какого они цвета, что вы на них закрепили. На что это похоже?
4.Физминутка. (Звучит спокойная музыка)
Педагог: мы сегодня потрудились на славу. Кукольный день подходит к концу. Наступает вечер. Время зажигать свечи.
Упражнение дыхательной гимнастики.
Свеча.
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
5. Заключительная часть:
Итог занятия. – Сегодня мы замечательно позанимались. Мы построили дом для куклы, помогли ей по хозяйству.
- Вам понравилось наше занятие?
А теперь давайте прощаться с куклой!
Ритуал прощания.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Дружно скажем-
До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по гимнастике в 8 классе коррекционной школы.
В коррекционной школе урок физической культуры состаит из четырёх частей. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока исхожу из общих принципов коррекционно-развивающ...
Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц.
Система артикуляционных упражнений....
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие
конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, как элемент комплексной работы по преодолению ТНР
В статье представленн основной комплекс пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением...
Конспект коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произношения.
Конспект коррекционного занятияпо формированию речевого слуха и произношения. Формирование произношения.Дифференциация звуков С-З.Работа над словесным ударением.Формирование речевого слуха.Воспри...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу (развитие речевого слуха и произносительной стороны речи) по теме: звук Ц на материале темы "Москва"
Автоматизации звука Ц на материале темы "Москва"...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...