Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности
рабочая программа
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их успешную социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель реализации Программы - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, снижение численности обучающихся с высоким риском школьной неуспешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_p-p_sopovozhdeniya_obuchayushchihsya_s_vysokim_riskom_shkolnoy_neuspeshnosti.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с высоким риском школьной неуспешности
Автор: учитель-дефектолог
Керимова М.С.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с высоким риском школьной неуспешности
| ||
1.1 | Пояснительная записка | Стр. 3 |
1.2 | Формы и методы работы с обучающимися | Стр. 5 |
1.3 | Планируемые результаты | Стр. 6 |
II. Содержательный раздел | ||
2.1 | Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности | Стр. 7 |
2.2 | Организация работы с обучающимися | Стр. 8 |
2.2.1 | Диагностическое направление | Стр. 8 |
2.2.2 | Коррекционно-развивающее направление | Стр. 9 |
2.2.3 | Психологическое сопровождение | Стр. 10 |
2.3 | Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся | Стр. 12 |
2.4 | Информационно – просветительская работа | Стр. 13 |
III. Организационный раздел | ||
3.1 | Система отслеживания результатов | Стр.13 |
3.2 | Материально-технические условия реализации программы | Стр. 15 |
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности (далее – Программа) разработана учителем-дефектологом школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП) с учётом особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их успешную социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель реализации Программы - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, снижение численности обучающихся с высоким риском школьной неуспешности. Достижение поставленной цели при разработке и реализации Программы предусматривает решение следующих основных задач:
- Выявить категорию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в процессе овладения ими учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций.
- Обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации неуспеваемости для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих риски школьной неуспешности.
- Обеспечить реализацию модели психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности.
- Обеспечить организацию тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках реализации Программы.
Программа обеспечивает:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья АООП;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК и школьного ПМПк);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- получения дополнительных коррекционных занятий со специалистами сопровождения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание Программы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в другие классы.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Это позволяет формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
1.2 Формы и методы работы с обучающимися
Формы и методы работы учителя-дефектолога.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (2-3 обучающихся) коррекционно-развивающие занятия.
Методы работы: Скрайбинг-технология, сенсорная интеграция, АВВ-терапия, интерактивные игры и задания, технология проблемного обучения, проектная деятельность, поэтапное объяснение, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций и схем, наглядный показ способа выполнения задания или отдельных его частей, практические упражнения, графические работы.
Формы и методы работы учителя-логопеда.
Формы работы: индивидуальные логопедические занятия.
Методы работы: речевые игры и упражнения, логопедический массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, бланковые методики, работа с текстом, письменные работы.
Формы и методы работы педагога-психолога.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (4-5 обучающихся) психолого-педагогические занятия.
Методы работы: релаксационные упражнения, музыкальные этюды, сенсорные игры и упражнения, беседа, консультации, анкетирование, психотренинг, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, индивидуальная игровая терапия, наблюдение, визуализация, эксперимент, психологическое моделирование.
Формы и методы работы социального педагога.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (4-5 обучающихся) беседы и консультации.
Методы работы: формирование сознания и взглядов, самовоспитание личности, формирование социально-приемлемого поведения, общение, организация свободных видов деятельности, самореализация и индивидуальная коррекция действий.
Формы и методы работы учителя.
Формы работы: урок, внеклассные мероприятия, дополнительные обучающие занятия.
Методы работы: наглядные, словестные, практические, метод иллюстрации, самостоятельное выполнение заданий и упражнений, письменные и устные работы, объяснение, интерактивные методыобучения.
1.3 Планируемые результаты
Общие результаты обеспечивают сокращение количества обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих риски школьной неуспешности.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
II. Содержательный раздел
2.1 Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности
2.2 Организация работы с обучающимися
2.2.1 Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика обучающихся | Создание банка данных обучающихся, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, нуждающихся в специализированной помощи. Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля. | Наблюдение, логопедическое, дефектологическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами. Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования) | Сентябрь | Классный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель, педагог-психолог, учитель-предметник социальный педагог |
2.2.2 Коррекционно-развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственны е |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Индивидуальные планы работы | Разработать индивидуальные планы работы с детьми. Осуществление педагогического мониторинга достижений обучающегося | Сентябрь | Учитель-предметник, классный руководитель |
Обеспечить дефектологическое психологическое и логопедическое сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Динамика развиваемых параметров | Формирование групп для коррекционной работы. Составление расписания занятий. Проведение коррекционных занятий. Отслеживание динамики развития | Октябрь | Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
Профилактическая работа | ||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Разработка рекомендаций для педагогов, учителей, и родителей по работе с детми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности. Внедрение здоровьесберегаю щих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. | В течение года | Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог |
2.2.3 Психологическое сопровождение
Контингент | Вид деятельности | Предполагаемые формы и средства | Сроки | Предполагаемый результат |
Диагностическая работа | ||||
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, родители (законные представители) | Изучение детско-родительских отношений: диагностика взаимоотношений детей и родителей, способов взаимодействия, общения | Анкетирование родителей Проективные методики «Дом. Дерево. Человек» «Лесенка для детей» В.В. Ткачева | В течение года | Изучение положения ребенка в системе родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Изучение уровня школьной мотивации учащихся | Диагностика «Школьная мотивация» М. Р. Гинзбург | Ноябрь | Выявление уровня учебной мотивации учащихся |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся | Индивидуальная диагностика Цветовой тест Люшера Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга Рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек» январь «Психодиагностические методы изучения личности» Филлипс | Ноябрь | Выявление учащихся с нестабильным эмоциональным фоном |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Диагностика взаимоотношений в детском коллективе | Методика «Капитан корабля» Рисуночная методика «Нарисуй, как ты играешь с другом» | Апрель | Выявление взаимоотношений учащихся в детском коллективе |
Коррекционно-развивающая работа | ||||
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Индивидуальные занятия с агрессивными, возбудимыми детьми | Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, беседы | В течение года | Оказание психологической поддержки учащимся |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся. | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (индивидуальные). | В течение года | Оказание психологической поддержки учащимся с трудностями в поведении |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. | Индивидуальные занятия | В течение года | Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся | Индивидуальные занятия, беседы | В течение года | Обеспечение психологического сопровождения проблемных учащихся |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся | Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, беседы | Февраль | Коррекция и развитие эмоциональной сферы учащихся |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися по повышению уровня школьной мотивации | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (индивидуальные) | Декабрь | Коррекция и развитие мотивации учащихся |
2.3 Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственны е |
Консультирование родителей | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог |
2.4 Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности со всеми участниками образовательных отношений.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов | Информационные мероприятия | В течение года | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности | Организация методических мероприятий | Информационные мероприятия | В течение года | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог |
III. Организационный раздел
3.1 Система отслеживания результатов
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании экспертной оценки, по результатам оценивания группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, узких специалистов), родителей (законных представителей).
Результаты анализа представлены в форме условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
Программа оценки личностных результатов
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | Сформированность навыков коммуникации со взрослыми | Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
Способность обращаться за помощью | ||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками | Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
Способность обращаться за помощью | ||
Владение средствами коммуникации | Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Результаты овладения Программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» – от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
3.2 Материально-технические условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким риском школьной неуспешности
Материально-технические условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа обеспечивает отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы психолого-педагогического сопровождения обучающегося с высоким риском школьной неуспешности.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...
Дневник комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы)
В дневнике описаны контрольно-измерительные материалы диагнотики и мониторинга БУД для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенями) (1-4 кллассы)....
Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.
Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...
Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО
В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий
Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся трудоспособны...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...