Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО
статья

Авдонина Ольга Александровна

В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, общешкольные мероприятия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Авдонина Ольга Александровна, учитель, заместитель директора по учебной работе,

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

Феномен экологического воспитания в последнее время занимает значительное место в педагогических дискуссиях. Это связано и с веяниями времени, и с государственной политикой, и с общественными требованиями, а иногда  -  и с назревшей необходимостью.

Так, в последние  годы на государственном и международном уровне наблюдается тенденция  выделения экологических дат и целых периодов:

2005–2015 годы – Международное десятилетие действий «Вода для жизни» под эгидой ООН;

2010–2020 годы – Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием;

2013 год — Международный год водного сотрудничества — объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций (ООН);

2013 год – год охраны окружающей среды в Российской Федерации;

2015 год  - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным годом  почв;

2015 год  - был объявлен Годом снежного барса на Всемирном форуме по сохранению снежного барса (с участием представителей стран ареала обитания ирбиса);

2017  год  - год Экологии в Российской Федерации.

Школа, являясь важным социальным институтом, не может стоять в стороне от острых экологических проблем  и, если не решать их, то пропагандировать разумный и гуманистический принцип взаимодействия человека с природой, формировать экологическое сознание учащегося, и как итог – экологическую культуру.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Важным компонентом воспитания он считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

        Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту. «Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, […] нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.»

Говоря о воспитании ребёнка с интеллектуальными нарушениями, нельзя не упомянуть отечественного родоначальника дефектологии – Льва Семёновича Выготского и его взгляд на культурное развитие ребёнка: «Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения».

В конце 1930-х гг. психологи А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович показали, что усвоение общественно-исторического опыта может происходить только в активной деятельности самого ребенка. Как резюмирует Л.Ф. Обухова, «процесс развития — это самодвижение субъекта, осуществляющееся благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности».

В обобщении приведенных выше тезисов можно сделать вывод: ребёнок с интеллектуальными нарушениями приобретает опыт,  проходя теми же путями, что и нормально развивающиеся сверстники. Ему доступны те же эмоции и тяга к прекрасному. Задача педагога – как можно больше стимулировать активность ребёнка, определенным образом организуя образовательную среду, сопровождать и корректировать деятельность ученика, создавая положительный эмоциональный настрой. А значит, педагог  способствует развитию познавательных процессов, формирует у ученика ценностную картину мира, в том числе воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

В данной статье хотелось бы привести примеры  различных форм организации мероприятий экологической направленности, проводимых в школе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

11 октября 2013 года  в рамках Года охраны окружающей среды  в школе проводился единый общешкольный день. День в школе начался очень необычно. В актовом зале школе собрались все ученики и учителя. Завуч школы рассказала о проводимом мероприятии по теме дня, о том, что окружающая среда сродни мыльному пузырю, жизнь которого  очень коротка и хрупка.  Рассказала о загрязнении окружающей среды и обратила внимание детей на то, что может сделать человек для её чистоты. Затем учащиеся отправились на уроки, темы которых подробно раскрывали вопросы охраны окружающей среды.

Так, на уроке Обществознания в 11 классе учитель поставила на рассмотрение вопросы утилизации бытовых отходов. Учащиеся искали информацию в интернете об Экомобиле, месте расположения свалок бытовых отходов на карте города, видах отходов и необходимости их сортировки. На уроке использовался большой наглядный материал, в том числе и с использованием ресурсов сети Интернет. Рассматривалась статья № 58 Конституции РФ о защите окружающей среды. Учащиеся сделали вывод о необходимости каждого защищать окружающую среду.

На уроке социально – бытовой ориентировки в 8  классе учитель предложила тему «Изготовление кухонной подставки из бросового материала». Учащиеся изготовили подставку под горячее из газетной бумаги. В процессе работы они доказали её экологичность - так бумага легко утилизируется, дешевизну – это вторичное сырье, простоту изготовления -  необходимы 2 операции - скрутить и склеить, эстетичность  -  получилось красивое и необходимое в быту декоративное изделие.

 

Урок ОБЖ в  10  классе учитель назвала «Техногенное загрязнение». Дети определили, что такое техногенное загрязнение, какими нарушениями и вмешательствами человека в окружающую среду они вызываются. Одно из таких загрязнений – автомобильные выбросы – было рассмотрено подробнее. Учащиеся высказывались о преимуществах велосипеда перед автомобилем – нет выбросов, не создает пробок и свободно передвигается, держит человека в спортивной форме, экономит бюджет – не тратятся деньги на бензин,  и стоит он намного меньше, чем автомобиль. В завершении урока дети изготовили листовку в пользу использования велосипеда.

На уроке швейного дела в  6 классе по теме «Изготовление тканей из натурального шелка» учитель представил вниманию учащихся видеофильм «Великий шелковый путь». Дети узнали  о производстве шелковых тканей и об их свойствах, об экологичности натуральных тканей. Ученики сделали вывод о том, что  натуральные шелковые ткани не вредят здоровью человека и не загрязняют окружающую среду.

Это лишь малая иллюстрация уроков и мероприятий, проводимых в этот день.

Ещё одна форма – бинарные и интегрированные уроки и мероприятия.

Урок учителя музыки и учителя физической культуры «Поющая вода» прошел в форме театрализованного представления. В гости к ребятам пришла Капелька. Она задавала им вопросы о воде её свойствах. Дети читали стихи и исполняли песни о воде. На уроке использовались музыкальные произведения Э.Грига, Н.А. Римского-Корсакова, Ю. Наумова. Учащиеся исполнили танцевально-музыкальные композиции: «Дождь», «Ручеек», «Море», «Медузы», «Петергофские фонтаны».  В заключение урока дети прослушали «Колыбельную матушки Китихи», где услышали настоящий голос кита. Дети поняли, что вода важна для всего живого мира, что её голоса разнообразны и окрашены целой палитрой эмоций.

Этот урок, проводимый в рамках мероприятия, курируемого АППО Санкт – Петербурга, «Уроки окружающей среды и устойчивого развития» (Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека) был отмечен грамотой Главы Московского района Санкт – Петербурга, а учителя награждены дипломами победителя профессионального конкурса педагогов Московского района Санкт-Петербурга "Моя планета: природа, экология, культура" в номинации «От экологии природы к экологии души».

Форма районных и городских практико – ориентированных семинаров хорошо зарекомендовала себя как способ представления новых подходов, методик, взглядов на известные темы, как поле для обсуждения педагогических проблем, передачи современных педагогических техник. На базе школы регулярно организуются и проводятся такие мероприятия. Одно из последних, приуроченных к грядущей дате  - 2017 год – Год экологии в Российской Федерации,  проводилось  как семинар « Три стихии».

Надо сказать, что подготовка к нему началась заранее. Необходимо было подготовить оформление интерьеров, в том числе и с привлечением родительского актива классов. Дело в том, что задумка семинара  - разделить пространство школы на стихии – вода, земля, воздух. Второй этаж  - был стихией воды. Располагающиеся здесь классы выбрали свой символ – эмблему  -  обитателя водной стихии. Согласно выбранной теме был оформлен холл второго этажа. Соответственно, третий этаж был оформлен как стихия земли, четвёртый – стихия воздуха, а классы выбрали своего обитателя указанной стихии в качестве эмблемы.

 Педагоги гуманитарного цикла готовили выставку фоторабот и мини сочинений учащихся и их родителей «Люблю тебя навсегда, окружающая среда». Разнообразна была тематика этих работ – от фотографий домашнего любимца и садового участка до любимого уголка родного города или прогулок по паркам ближайших пригородов.

Учителя технологии монтировали выставку работ учащихся «Красота спасёт мир», в которой представили работы учащихся в различных техниках: вышивка, аппликация, работа с природным материалом, квиллинг, декупаж, бисероплетение, фольгоплетение, столярные изделия для интерьера и прочее.

На открытых уроках, внеклассных и коррекционно -развивающих мероприятиях, мастер – классах педагоги раскрывали тему своей стихии.

К примеру, учителя 6 и 8 классов 2 варианта обучения (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) проводили внеурочное мероприятие «Следопыты». Занятие было организовано, как увлекательная фотоохота, а одним из ведущих мероприятия был пёс Шарик из деревни Простоквашино. В ходе занятия проводилась работа по ознакомлению с понятием «след», а затем это понятие закреплялось. Учащиеся поняли, что и следы, оставляемые зверьми, разные, что по следам можно выследить зверя. Занятие расширило кругозор учеников данных классов, помогло вспомнить животных лесной полосы,  позволило  выполнить детям посильные задания, чтобы в итоге получился отличный фотоальбом.

На многочисленных мастер – классах, организованных для своих коллег – участников семинара, педагоги не только обучили приёмам выполнения различных декоративных изделий, не только познакомили с новыми подходами к уже известным техникам, но и  дали новые идеи для воплощения на уроках технологии и кружковой деятельности.

Мастер – класс «На волнах гармонии» учителя лечебной физкультуры содержал теоретическую и практическую части, был тесно увязан с биолого – физиологическими особенностями организма, содержал элементы терапевтической йоги. Гости не только выполняли упражнения на релаксацию мышц ног и спины, но и под звуки шума моря выполняли дыхательную гимнастику, погружаясь в атмосферу морской стихии.

Заканчивался семинар общешкольным концертом, где четвёртая стихия – стихия огня – горела огоньком в глазах выступающих.

Конечно, нельзя не назвать в качестве форм экологического образования прогулки и экскурсии в природу, в Зоопарк, в Океанариум, в Дельфинарий, работу на пришкольном участке в трудовые недели и субботники, изготовление кормушек для птиц.

 Учитывая, что современные требования к организации образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями в свете ФГОС ОВЗ нацелены на индивидуализацию образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии, активное применение игровых и ИКТ – технологий, данные формы экологического образования как нельзя лучше демонстрируют реализацию этих подходов. Они сочетают как традиционные методики образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, так и новые современные методики и требования, в том числе и программные, нормативные.

       Список используемой литературы и информационных источников:

  1. Л.С. Выготский,  Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
  2. И.А. Сичко, О.В. Рубан, статья «Использование педагогического наследия  В. А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников» // http://www.scienceforum.ru/2013/26/6819 (V Международная студенческая электронная научная конференция  «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года)
  3. В. А. Сухомлинский, Родина в сердце //  Издательство: «Молодая гвардия» 1980 г.
  4. В. А. Сухомлинский, Как воспитать настоящего человека // Издательство: «Педагогика» 1990 г.
  5. http://www.lib.cap.ru/ekolog/eco_kal.asp // Виртуальный экологический центр
    культуры и информации
  6. http://www.herzenlib.ru/ecology/ecology_calendar/detail.php?CODE=2013_tema_ec_kalend // Центр экологической информации и культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

презентация "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС"

В педагогике пути  продвижения к цели обучения традиционно принято называть методом.  Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который п...

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...