Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме "Весна"
план-конспект
Занятие на развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. «Весна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vo_2_klasse_po_teme_vesna.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. «Весна»
Предмет (направленность): логопедия
Возраст детей: 2 класс (группа АООП ТНР 5.1), 8-9 лет
Место проведения: кабинет логопеда
Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.
Грамматическая тема: Звуки и буквы.
Лексическая тема: Весна.
Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной слоговой структуры.
Задачи:
Образовательные:
-Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.
-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
-Учить распознавать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
-Формировать навык составления схемы предложения.
Коррекционные:
-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
-Развивать орфографическую зоркость.
-Активизировать словарь по лексической по теме занятия: «Весна».
-Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
-Развивать общую моторику.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность, самоконтроль.
-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.
Оборудование Предметные и сюжетные картинки: солнце, сосульки, зима, проталины, подснежник, Март, медведь в берлоге, карточки с заданиями, звуковые и слоговые схемы слов, цифровые и знаковые шифровки слов, CD-диск «Голоса птиц и зверей. Медведь», карточки со словами, буквы из разрезной Азбуки (С, З, Ц), пособие «Сугробы» - гимнастика для глаз, открытки-подснежники, цветные карандаши, тетради, доска, мел, дидактическое пособие-игра «Грамматический компас».
Содержание занятия
I. Организационный момент.
«Звуковая разминка» с клавесами
- Сядет тот, кто повторит ритм за мной.
(Учащиеся садятся на свои места)
II. Сообщение темы занятия.
- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?
- Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом О.
Сколько в слове букв, звуков?
Учащиеся выбирают нужную картинку. (ПИСЬМО)
– Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы, выделяющиеся больше остальных.
М О Е Н Н Л Э Я С З Ц А П К О О Д Л
Д Ё О В Б В У А И Л О И С В Н Ы Л А Д Р
В У Б Ч Е ХА Д Й У ТЬ Е
(Меня заколдовали, выручайте!)
- Запишите это предложение. (Анализ предложения)
- В письме просьба о помощи. Выручим героя?
III. Основная часть.
1. Развитие фонематического анализа (Определение количества звуков в слове).
- Наш герой прислал нам в письме несколько подсказок, куда нам двигаться. Чтобы узнать, откуда начать путь, нам необходимо выполнить первое задание:
- Определите количество звуков в первом и последнем словах письма, выберите верный ответ - это шифр.
На доске варианты шифров. (Шифр 4-9.)
9-5 4-9 8-4
- Верно. Перевернем табличку. Ребята, вот новое задание.
2. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова.
- Узнаем, кто заколдовал нашего героя?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
- Посмотрите на указатель. Откуда начнем путь?
Учащиеся определяют верный указатель. (Таблички с буквами: «З», «Ц», «С»)
3. Развитие зрительно-пространственных представлений, звуко-буквенного анализа (Определение места звука в слове).
- Запишите слово ЗИМА, объясните правописание (подберите проверочные слова).
- На нашей карте три пути, найдем верный.
- Напишите в тетрадь ряд цифр, соответствующих количеству звуков в слове МЕТЕЛЬ (1,2,3,4,5) . Зачеркните ту цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове. Обведите в квадрат ту цифру, которая соответствует месту ударного гласного в слове. Подчеркните ту цифру, которая количеству мягких согласных звуков в слове.
На доске разные варианты схем, под правильной – картинка «МЕТЕЛЬ».
- Выберите верную схему на карте. Откроем ее, что здесь нарисовано. Мы на верном пути. Пройдем через метель, спасем нашего Героя.
4. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, буквенного синтеза, развитие языковых представлений.
Игра «Буквенная арифметика». (Подбор слова к схеме).
- На доске следующее послание, разгадав его, мы узнаем, кто нам поможет. Дан ряд букв. Я буду вам загадывать буквы, вы слушайте внимательно, запоминайте эти буквы и в уме складывайте из них слово. (Если дети затрудняются, можно обозначить буквы цифрами).
На доске: С Л Ц В И Е Т Н О
1 3 5 4 2
- Возьмите 1 букву, потом последнюю, затем 2 сначала, 2 с конца, теперь букву после буквы Л, букву, которая стоит между буквами И и Т. (Солнце)
- Запишите это слово, объясните правописание.
- На следующих дорожках звуковые шифровки слов, определите шифровку слова СОЛНЦЕ, докажите свой выбор. Из какого количества букв состоит слово СОЛНЦЕ, а звуков?
- О - - О
(Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает воспользоваться памяткой = мягкий согласный, - твёрдый согласный, О – гласный). Под схемой картинка «солнце».
- Выполним проверку. Молодцы!
5. Зрительная гимнастика.
- Дальше только одна дорога, пойдем по ней.
- В лесу еще много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб. Ой, кто там. (Звучит CD- запись «Рычание медведя»)
(Картинка «Сугробы»)
6. Динамическая пауза.
- Кажется, мы разбудили медведя. Успокоим его, вспомним физминутку про медвежат.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали,
Вот так, вот так, дружно дерево качали,
А потом они скакали.
- Медведь проснулся, вылез из берлоги и указал нам путь. И мы идем дальше. (Дети записывают слово медведь в тетрадь, объясняют правописание, определяют количество звуков и букв)
7. Игра «Грамматический компас».
- Видите стрелку. Пришло время, чтобы достать наш грамматический компас. Крутите стрелку и придумывайте слова по заданию.
(На поле грамматического компаса нанесены разметки - «предмет», «действие», «признак» и различные буквы. Учащиеся придумывают слово на ту букву и разметку, которая выпадет).
- Чтобы прогнать Зиму, необходимо придумать как можно больше весенних слов.
8. Игра «Нет гласных». Развитие звукобуквенного и слогового анализа.
- На нашем пути новая загадка. Из нашего слова потерялись гласные, верните их на место. Какое слово получилось?
П Р … Т… Л …Н … (ПРОТАЛИНА)
На доске звукобуквенные схемы слов.
- Подберите к нашему слову схему. Докажите свой выбор. Зарисуйте схему в тетрадь.
- Запишите слово в тетрадь напротив схемы.
9. Грамматическая арифметика.
- Чтобы определить дальнейшее направление, необходимо решить пример.
под + снежный - ый +ик =
- Напишите это слово в тетрадь. С помощью пронумерованного алфавита выполните цифровую запись этого слова.( 17-16-5-19-15-6-8-15-10-12) Под правильной табличкой спрятана картинка «подснежник».
10. Развитие слогового синтеза, зрительного восприятия.
- Соберите слоги в порядке возрастания размера букв в этих слогах.
КИ - СО - СУЛЬ
- Какое слово получилось?
- Верно. На первой и на второй картинке нарисованы сосульки (3 сосульки, 4 сосульки). Куда же нам идти? Выбрать путь нам поможет друг нашего героя.
11. Развитие оперативной речеслуховой памяти. Закрепление фонематического анализа.
- Чтобы пройти дальше, необходимо выполнить задание.
- Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву.
1. МОСТ, МАК, ШУМ
2. АИСТ, ЗАЯЦ, ЛАК
3. РОТ, ПАРУС
4. ТЫКВА, ТОН, СТУЛ
- Какое получилось слово? Сколько в нем звуков? Слогов? Назовите ударный гласный. (Март.)
- Выберите ту картинку, на которой столько сосулек, сколько звуков в слове МАРТ, столько капель, сколько слогов в слове МАРТ.
12. Работа над грамматической темой урока. Развитие высших психических функций.
- Прочитайте слова, которые мы сегодня записали на уроке.
- Назовите лишнее слово.
- Чтобы окончательно расколдовать нашего героя, освободить от колдуньи ЗИМЫ, нам нужно составить последнее слово.
Возьмите 4 звук в третьем слове, последний - во втором, первый звук в шестом слове, предпоследний в четвертом, ударный гласный звук в последнем слове.
- ЗИМА
- СОЛНЦЕ
- МЕДВЕДЬ.
- ПРОТАЛИНА.
- ПОДСНЕЖНИК
-СОСУЛЬКИ.
- МАРТ.
-ВЕСНА.
-Что получилось? (Весна)
Появляется картинка «Волшебница-весна».
- Молодцы. Весна расколдована. Скоро она порадует нас своим теплом.
IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Организованное окончание урока.
- В какое путешествие мы сегодня отправились?
- С какими заданиями-загадками столкнулись?
- Как в будущем помогут нам эти задания?
- Какое настроение у вас в конце урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...