Программа по социальной адаптации старшеклассников
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа посоциальной адаптации старшеклассников | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска
\
Программа «Социальная адаптация старшеклассников» 10 класс учебный год 2018 – 2021 Программу составила: Пурдяева В.В., учитель цветоводства Смоленск, 2018 |
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся10 класса.
Социальная адаптация старшеклассников – приоритетная задача специализированных образовательных учреждений. Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально значимой задачи - подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.
Большинство выпускников специальных образовательных учреждений обладают особенностями, которые осложняют их самостоятельную жизнь:
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
- несформированность потребности и желания принимать участие в труде:
- трудности в общении с посторонними людьми:
- непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- неудовлетворительное состояние здоровья.
Учитывая сложный процесс социального развития подростка, приобретения им опыта социальных норм поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была разработана данная программа.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Настоящая программа создана в полном соответствииспроектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Программа составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель: Формирование социально значимых качеств личности обучающегося, необходимых ему для успешной социализации.
Задачи:
- способствовать формированию навыков и потребностей в труде, определении достойного места в жизни и обществе;
- создать условия для управления личностными мотивами поведения;
- способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей;
- способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность;
- формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;
- помочь с определением и выбором будущей профессии;
- создать условия для коррегирования психических процессов;
- дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.
Структура и содержание программы
Курс программы состоит из трех разделов.
Раздел 1. Самоопределение в жизни, выбор будущей профессии.
В данном разделе подобраны темы, помогающие старшеклассникам выбрать правильную профессию. Раскрываются понятия «нормы жизни в обществе», «профессии», «профессиональная профпригодность». В данном разделе определяются экскурсии на местные предприятия.
Раздел 2. Выпускник социально-образовательного учреждения. Его права и обязанности.
В этом разделе учащиеся знакомятся с нормативными документами, необходимыми для решения типичных жизненных проблем (получение жилья, страховки, пенсии, оплата коммунальных услуг, право на охрану здоровья и медицинской помощи).
Раздел 3. Современная семья.
В этом разделе учащиеся знакомятся с подготовкой к семейной жизни, выбор супружеских ролей. Подготовка к рождению детей предполагает формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям.Старшеклассников также знакомят с юридическим аспектом в регулировании семейно-брачных отношений.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Практические методы: упражнения, практические работы, экскурсии.
Словесные методы: лекции, беседы.
Наглядные методы: использование схем, таблиц, рисунков, видео.
Программа расчитана на учащихся 10 класса, возраст детей 16-17 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40минут.
Тематическое планирование
Дата проведения | Тема | Форма проведения | Цели деятельности педагога | Планируемые результаты | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вводное занятие | Рассказ, беседа | - Познакомить уч-ся с программой по социальной адаптации(раскрыть актуальность, цели, задачи, основные направления работы, формы проведения занятий) | - Знать, что такое социальная адаптация, о важности социальной адаптации; - Осознать цели и задачи программы; - иметь представление об основных направлениях и содержании работы | ||
Раздел 1. Самоопределение в жизни, выбор будущей профессии. | |||||
Все профессии важны, все профессии нужны. | Лекция с элементами беседы, презентация | - познакомить учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда в нашем городе | - Знать наиболее востребованные профессии в городе; - уметь выделять главные достоинства и недостатки той или иной профессии. | ||
Вакансии профессий | Лекция с элементами беседы | - предоставить данные о вакансиях рабочих мест на предприятиях города; училищах, которые обучают разным профессиям. | - иметь представление об училищах и других учебных заведений города; - знать о том, какую профессию можно получить в различных профтехучилищах. | ||
Профессия маляр штукатур | Лекция с элементами беседы, презентация | - предоставить данныео деятельности штукатура маляра; - + и – в работе штукатура маляра; - познакомить учащихся с училищами города и области, обучающими этой профессии. | - иметь представление о деятельности штукатура маляра: - знать + и – в работе штукатура маляра: - знать училища города и области, обучающие этой профессии. | ||
Профессия столяр | Лекция с элементами беседы и презентация | - предоставить данные о деятельности столяра; - + и – в работе столяра; - познакомить учащихся с училищами города и области, обучающими этой профессии | - иметь представление о деятельности столяра; - знать + и – в работе столяра; - знать училища города и области, обучающие этой профессии. | ||
Профессия цветовод, озеленитель. | Лекция с элементами беседы и презентация | - предоставить данные о деятельности цветовода; - + и – в работе цветовода; - познакомить учащихся с училищами города и области, обучающими этой профессии | - иметь представление о деятельности цветовода; - знать + и – в работе цветовода; - знать училища города и области, обучающие этой профессии. | ||
Профессия швея | Лекция с элементами беседы и презентация | - предоставить данные о деятельности швеи; - + и – в работе швеи; - познакомить учащихся с училищами города и области, обучающими этой профессии | - иметь представление о деятельности швеи; - знать + и – в работе швеи; - знать училища города и области, обучающие этой профессии. | ||
ОГБУСПО «Техникум отраслевых технологий» Касплянский филиал | Экскурсия | - ознакомить учащихся с местоположением учебного заведения; - познакомить с учебными кабинетами, оборудованием | - знать местоположение учебного заведения; - иметь представление об учебных кабинетах, их оборудовании, - знать специфику работы профессий данного учебного заведения | ||
Труд и деньги | Беседа | - познакомить с некоторыми способами зарабатывания денег; - внести вклад в борьбу против криминально-иждивенческих настроений среди подростков. | - иметь представление о способах зарабатывания денег; - уметь делать правильный выбор в соответствующих жизненных ситуациях | ||
Труд в домашнем хозяйстве | Беседа | - раскрыть взаимосвязь труда в домашнем хозяйстве и благосостоянием в семье; - способствовать пониманию необходимости домашнего труда | - осознать значение и важность домашнего труда | ||
Право на труд. Трудовая дисциплина. | - раскрыть понятие «право на труд»; - познакомить с требованиями, предъявляемыми при приеме на работу; - раскрыть понятие «трудовая дисциплина» | - иметь представление о правах гражданина, в том числе и право на труд; - осознать требования к кандидату при приеме на работу | |||
Безработица. Центр занятости | Экскурсия | - познакомить с задачами центра занятости; - раскрыть понятие «безработица», «пособие по безработице» | - иметь представление о понятиях «безработица», «пособие по безработице» - знать о центрах занятости и помощи, которую они оказывают в определенных ситуациях | ||
Здоровье и профессии. Профпригодность | Лекция с элементами беседы | - раскрыть взаимосвязь здоровья человека и возможной профессии; Познакомить с понятием «профпригодность» | - иметь представление о здоровье человека и взаимосвязи здоровья и профессии; - знать о понятии «профпригодность» | ||
Выбор профессии | Анкетирование | - определить с помощью анкетирования способности и связь способностей с будущей профессией | - иметь представление о своей будущей профессии, которая соответствует способностям и здоровью выпускника. | ||
Раздел 2. Выпускник социально-образовательного учреждения. Его права и обязанности | |||||
Перечень документов необходимых выпускнику | Лекция с элементами беседы | - познакомить с документами, находящимися в личных делах, их значение в жизни; - учить бережному отношению к природе | - иметь представление о документах, которые необходимы выпускникам; - уметь хранить и заботиться о документах | ||
Права выпускников на дальнейшее получение образования | Лекция | - познакомить с гарантиями на образование; - рассказать о льготах, предоставляемых на период обучения в среднем специальном профессионально-техническом училище | - иметь представление о гарантиях и льготах при учебе в училищах | ||
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | Лекция с элементами беседы | - познакомить учащихся с видами медицинских учреждений и видами медицинской помощи; - объяснить учащимся о значении страхового медицинского полиса | - знать о видах медицинских учреждений и видах медицинской помощи; - знать о значении страхового медицинского полиса | ||
Банковский вклад | экскурсия | - познакомить учащихся с деятельностью банковских учреждений, правилами оказания банковских услуг; - раскрыть понятия «сбережения», «банковский вклад», «сберкнижка» | - знать о деятельности банковских учреждений, правилах оказания банковских услуг; - иметь представления о понятиях «сбережения», «банковский вклад», «сберкнижка» | ||
Паспорт гражданина РФ | Лекция с элементами беседы | - дать сведения об основном документе гражданина РФ - учить бережному отношению к документам | - иметь сведения об основном документе гражданина РФ; - научиться бережному отношению к документам | ||
Раздел 3. Современная семья | |||||
Семья и общество | Лекция с элементами беседы | - раскрыть взаимосвязь семьи и общества - познакомить учащихся с разными типами семей на протяжении исторического развития общества | - иметь представление о взаимосвязи семьи и общества; - иметь сведения о разных типах семей на протяжении исторического развития общества. | ||
Заключение и расторжения брака | Лекция с элементами беседы | - показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений: - раскрыть правовые основы заключения брака; - познакомить с брачным контрактом | - знать роль права в регулировании семейно-брачных отношений: - иметь представление о правовых основах заключения брака; - иметь представление о брачном контракте | ||
Женщина в обществе и семье | Беседа и тренинг | - познакомить с наиболее распространенными точками зрения на социальные роли женщины; - способствовать развитию представлений о будущей семейной жизни | - знать о наиболее распространенных точках зрения на социальные роли женщины; - иметь представление о будущей семейной жизни | ||
Мужчина в обществе и семье | Беседа и тренинг | - показать наиболее важные социальные роли мужчины; - развивать представление о будущей семейной жизни | - знать о наиболее важных социальных ролях мужчины; - иметь представление о будущей семейной жизни | ||
Родительские обязанности | Лекция с элементами беседы | - познакомить учащихся с родительскими обязанностями | - иметь представление о родительских обязанностях |
Материально-техническое обеспечение программы.
- ТСО (мультимедиа, презентации)
- бумага, анкеты
Литература
- Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? / А. В. Бабушкин. – М., 2010.
- Антонова Т.В. Как ребенку войти в современный мир?/ Т.В. Антонова. – М., 2005.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. / Н,А, Рычкова. – М., 2000.
- Семейный кодекс Р.Ф. от 29.12. 1999 № 223-ФЗ
- Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – М., 1998.
- Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – М., 1998.
- Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 №63-ФЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...
Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.
Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...
Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
В статье раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...
Программа по социальной адаптации воспитанников детского дома
Программа по социальной адаптации воспитанников детского дома содержит тематический план и разработки конспектов занятий по тематике,всего 20 часов....
Программа кружка "Социальная адаптация"
В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимоде...
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...