Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.
методическая разработка на тему
Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни в обществе, низкой социальной активностью. Выйдя из стен школы интерната, многие выпускники не продолжают и не устраиваются на работу по той специальности, знания по которой получили в коррекционной школе VIII вида. Для учащихся с ОВЗ ограничен круг учебных заведений, где выпускники могли бы получить специальность. Нежелание некоторых работодателей принимать на работу выпускников коррекционной школы, в силу чего выпускники вынуждены довольствоваться низкооплачиваемой работой или случайными заработками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnaya_programma_v_poiskakh_svoego_prizvaniya.docx | 79.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования Курганской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Каргапольская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
(ГКС(К) ОУ ««Каргапольская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)
Рассмотрено: Утверждаю:
МО воспитателей директор ГКС(К)ОУ «Каргапольская школы
Председатель МО - интерната VIII вида»
____ _Г.П.Шахматова _______________А.В.Лазарев
протокол № ____________ «____» «____________» 20___г.
от______________________
Целевая воспитательная программа
по социальной адаптации выпускников ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида» для учащихся 8-9 классов
«В поисках своего призвания»
на 2013-2014 уч. г.,
2014-2015 уч. г.
Автор: В.М. Ядревская
социальный педагог
р.п. Каргаполье, 2013г
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, воспитания и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самоопределения, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной адаптации в обществе.
В связи с нестабильной экономической и социально-политической ситуацией в современном российском обществе, постоянно меняющимися условиями жизни каждого человека, многообразием идеологических установок возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии. Современный деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Каждый человек вынужден определять свое отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни, но и непосредственному окружению - той общности, к которой принадлежит. Он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за их реализацию в своей жизнедеятельности. Не является исключением и профессиональное самоопределение.
Процесс формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида происходит часто стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. В настоящее время в связи с переходом к рыночной экономике предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональным умениям работников производственного и обслуживающего труда.
Необходимость оказания профессиональной помощи и поддержки подрастающему поколению теоретически давно доказана многими философами, психологами, педагогами, но проблема реализации различных форм помощи, выработки комплексной социально-психолого-педагогической системы поддержки остаётся открытой.
Молодые люди, оканчивающие специальные (коррекционные) школы для детей с умственной отсталостью и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи. Ежегодно в России выпускниками специальных (коррекционных) школ VIII вида становятся около 22,5 тысяч человек. Закончив школу, где учащимся было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть.
Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида привлекала внимание ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни (A.A. Гнатюк, А.Н. Граборов Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, СЛ. Мирский, В.А. Шинкаренко и др.).'
Проблемы социальной адаптации и трудоустройства выпускников коррекционной школы VIII вида свидетельствуют о том, многие учащиеся недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни в обществе, низкой социальной активностью. Выйдя из стен школы-интерната, многие выпускники не продолжают обучение и не устраиваются на работу по той специальности, знания по которой получили в коррекционной школе-интернате VIII вида. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ограничен круг учебных заведений, где выпускники коррекционной школы могли бы получить специальность, нежелание некоторых работодателей принимать на работу выпускников коррекционной школы, в силу чего выпускники вынуждены довольствоваться низкооплачиваемой работой или случайными заработками. Несформированность реальных представлений о рынке труда и собственных возможностях, незнание трудового законодательства и права, низкая мотивация к трудовой деятельности, не умение адекватно оценивать свои способности и возможности, сопоставлять их с требованиями профессии к здоровью, личностным качествам.
По мнению С.Л.Мирского, «умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществляется их подготовка в школе. Многие выпускники школ не хотят работать по этой специальности», поэтому перед школой VIII вида стоит задача – помочь учащимся в выборе профессии, которая соответствовала бы их возможностям, склонностям, при этом учитывая их состояние здоровья, потребности общества в кадрах.
Семьи, в которых проживают учащиеся - это малообеспеченные, неполные, многодетные и чаще асоциальные, большая часть родителей выпускники коррекционной школы. Поэтому семьи, не могут поддержать их в нужный момент, обеспечить их дальнейшее обучение, оказать помощь в их трудоустройстве. У выпускников отсутствует желание самостоятельно трудиться.
При выборе жизненного пути и профессиональном самоопределении выпускники коррекционной школы испытывают значительные трудности,
Выйдя из стен школы-интерната, не зная чем заняться, многие выпускники повторяют жизненный опыт своих родителей или становятся на путь правонарушений и преступлений.
Учитывая контингент учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида и их родителей, проблемы социальной адаптации и трудоустройства выпускников, возникла необходимость создания данной программы.
Данная программа строится с учетом особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на оказание помощи учащимся старших классов по вооружению их правовыми знаниями, знаниями семейных отношений, подготовке их к дальнейшей адаптации в обществе, самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов коррекционной школы VIII вида, из расчета 17 часов в год на каждый класс.
Цель программы:
Оказание социально-психологической, педагогической и правовой помощь выпускникам коррекционной школы VIII вида по проблемам социальной адаптации.
Задачи:
- Углублять теоретические и практические знания выпускников по проблемам социальной адаптации;
- Развивать представления учащихся о себе, о своем месте в мире, осознанное отношение к окружающему социуму;
- Развивать разносторонние качества личности: потребность в труде, семье, в здоровом образе жизни;
- Развивать взаимосвязь школы с учреждениями НПО, учреждениями и организациями окружающего социума, по оказанию учащимся помощи в выборе будущей профессии.
Предполагаемый результат
Критерии | Показатели | Методика изучения | |
1 год | Уровень сформированности правого воспитания Сформированность представлений о семье и взаимоотношениях между членами семьи. | 1.Знание основ Российского законодательства по вопросам права. 2. Знать свои права и обязанности. 1.Знание основ семейного воспитания. 2.Знание и соблюдение норм культуры общения в семье. | Беседа, опросник, анкета Беседа, анкета, опросник |
Уровень мотивации к трудовой деятельности выпускников | 1.Проявляют желания трудиться в детском коллективе. 2. Проявляет желание выполнять трудовые поручения взрослых. | Л.М.Фридман «Анкета профессиональных намерений выпускников коррекционной школы VIII вида», наблюдение, беседа. Приложение №4 | |
Сформированность готовности к выбору профессии | 1.Знания о профессиях, образовательных учреждениях, предприятиях. 2. Знания основ выбора будущей профессии. | Беседы, анкета, ДДО А.Е.Климова Приложение №5 | |
2 год | Уровень сформированности правого воспитания Уровень сформированности представлений о семейных обязанностях и бюджете Уровень мотивации трудовой деятельности выпускников | 1. Умение разбираться в вопросах права. 2.Готовность к выполнению своих гражданских обязанностей. 1.Умения распределять семейные обязанности. 2.Умение составить и распределить семейный бюджет. 1.Готовность трудиться в коллективе. | Беседа, опросник. Беседа, опросник, игры, ситуации-размышления. Л.М. Фридман «Анкета профессиональных намерений выпускников коррекционной школы VIII вида».Приложение №4 |
Сформированность готовности к выбору профессии | 1. Умение соотнести знания выбора будущей профессии со своим здоровьем 2. Готовность к выбору будущей профессии | Беседы о проф.пригодности, анкеты. |
Содержание программы
Программа включает три блока:
I. Правовое воспитание.
Знакомство с основами нормативно-правовой документацией через беседы, рассказы, объяснения. Встречи с работниками правоохранительных органов, полиции. Знакомство с организациями и учреждениями окружающего социума, оказывающими помощь в трудной жизненной ситуации.
II. Дружба, любовь, семья.
Знакомство с основами семейного воспитания через беседы, диспуты, составление анкет. Знакомство с семейными праздниками и традициями. Учить составлять и распределять семейный бюджет.
III. Секреты выбора профессии.
Знакомство с профессиями для людей с ОВЗ, образовательными учреждениями, предприятиями через экскурсии в образовательные учреждения, предприятия района. Посещение Центра занятости населения, с целью как встать на учет, получить профессию.
Механизм реализации:
- организация целостности учебно-воспитательного процесса, взаимодействие всех его участников.
- направления учебно-воспитательного процесса на реализацию качеств заложенных в модели выпускника.
- развитие системы дополнительного образования.
I блок: «Правовое воспитание»
8 класс
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Сроки | Ответствен ные |
1 | Вводное занятие. Я гражданин – России. Что такое закон? Главный закон страны | Беседа | сентябрь | Кл. руковод., восп. групп |
2 | «Конвенция о правах ребенка» | Беседа | сентябрь | Соц. педагог |
3 | Встреча с работниками правоохранительных органов» (следователем прокуратуры) Приложение №1 | Встреча | 2 р. в год | Соц. педагог |
4 | «Человек в мире правил». Права и обязанности несовершеннолетних в ОУ | Кл. час | октябрь | Кл. руковод. |
5 | «Вредные привычки, их последствия». | Встреча | октябрь | Мед. работники школы |
6 | «Виды наказаний, назначенные несовершеннолетним. Учреждения закрытого типа. Детская воспитательная колония, ЦВИН и др.» | Беседа | февраль | Соц. Педагог Инспектор ИПДН МО МВ РФ «Карга- польский» |
7 | Информация о службах, помогающих в критических ситуациях. | Информационный час | ноябрь | Соц. Педагог |
8 | Итоговое занятие «…Гражданином быть обязан» Приложение №2 | Игра-соревнование | декабрь | Соц. педагог, восп. группы |
II блок: « Дружба, любовь, семья»
8 класс
№ п/п | Название мероприятий, форма | Форма | Сроки | Ответствен ные |
1 | Вводное занятие. «Что такое дружба и любовь?» | Диспут | декабрь | Кл. руковод., восп. групп |
2 | «Семья - начало всех начал. | Беседа | январь | Восп. групп |
«Распределение обязанностей в семье» | Игра - диспут | февраль | Кл. руков. | |
3 | «Семейные праздники и традиции». (День матери) | Конкурс рисунков | ноябрь | Восп. групп |
4 | Итоговое занятие «Семья в моей жизни» Приложение №3 | Семейная гостиная | март | Кл. руковод., восп. групп |
Ш блок «Секреты выбора профессии»
8 класс
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Сроки | Ответствен ные |
1 | Знакомство с миром профессий. Основы выбора профессии. | Беседа | март | Кл. руковод., восп. Групп Педагог-психолог, соц педагог |
2 | Экскурсии на предприятия района. | Экскурсии | апрель | Кл. руковод., восп. Групп. соц педагог |
3 | Учебные заведения, где можно получить профессию. | Инф. час | апрель | Кл. руковод., |
4 | Экскурсия в районный Центр занятости. Консультация специалиста. | Экскурсия | май | Кл. руковод., соц педагог |
5 | Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны» | Защита профессий | май | Кл. руковод., соц педагог |
I блок: «Правовое воспитание»
9 класс
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Сроки | Ответствен ные |
1 | Вводное занятие. Знакомство с Конституцией РФ, Трудовым и Уголовным Кодексом РФ. | Беседа | сентябрь | Кл. руковод., восп. групп |
2 | Встреча с работниками правоохранительных органов «Административная и уголовная ответственность подростков перед законом» | Беседа | сентябрь | Соц. педагог Работники ИПДН МО МВД РФ «Каргапольский |
3 | «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголь). | Беседа – диспут | октябрь | Восп. групп |
4 | Закон Курганской области «Об административных правонарушениях на территории курганской области» | Инф.час | октябрь | Соц. педагог |
5 | Итоговое занятие «Преступления и наказания» | Диспут | ноябрь | Соц. педагог |
II блок: « Дружба, любовь, семья»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Сроки | Ответс- твенные |
1 | Семейное законодательство. «Ответственность перед семьей» | Беседа | ноябрь | Соц. педагог |
2 | «Любовью дорожить умейте» | Диспут | декабрь | Кл. руковод., |
3 | «Счастье материнства и его слагаемые». | Беседа | декабрь | Восп. групп |
4 | «Семейный бюджет, из чего он состоит?» | Анкета | январь | Кл. руковод., восп. групп |
5 | Итоговое занятие « Какой я вижу свою будущую семью» | Мини сочинение | февраль | восп. групп |
Ш блок «Секреты выбора профессии»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Сроки | Ответствен ные |
1 | Вводное занятие. «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Беседа | февраль | Кл. руковод. |
2 | «Документы необходимые для поступления в учебные заведения» и «Документы необходимые для поступления на работу» | Оформление памяток | март | соц педагог |
3 | Экскурсии на предприятия района. Встреча с работниками предприятий | Экскурсии | март | Кл. руковод., восп. Групп, соц педагог |
4 | Посещение учебных заведений «День открытых дверей» | Экскурсии | апрель | Кл. руковод., соц педагог |
5 | Знакомство с работниками ГУ «Центр занятости населения». Как встать на учет в ГУ «Центр занятости населения». | Экскурсии | апрель | Кл. рукоодители, соц педагог. |
6 | Куда пойти учиться, работать? Отношения к учебе и работе. | Информаци- ионный час | май | Кл. руковод., восп. групп, соц педагог |
7 | Итоговое занятие « Ты и твоя будущая профессия» | Устный журнал | май | Кл. руководители |
Примечание
- Контроль осуществляет Зам по ВР 2 раза в год.
Основные понятия
Адаптация - приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе обучения в профильных учебных заведениях, закрепляются и развиваются практическими занятиями.
Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Индивид - человек как единичное природное существо, представитель развития единства врожденного и приобретенного.
Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для результативного труда, которая не дается человеку от рождения, формируясь в процессе обучения, а также в последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации.
Социум - большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.
Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Общение – это “сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга”»
Семья – среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Социальная компетентность- знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, владение способами поведения и поведенческими сценариями, облегчающими социальное взаимодействие и направлений на осуществление социальной ориентации, адаптации, интеграции обще-социального и личностного опыта.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- федеральный Закон РФ от 29.12. № 273«Об образовании в РФ»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»;
- Уголовный Кодекс РФ
- Трудовой Кодекс РФ.
- Собрание законодательства РФ, 06.03.2000, N 10, ст. 1131.)
- Стратегия социально-экономического развития Курганской области;
- Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ";
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального, общего образования;
- Федеральный Государственный стандарт основного, общего образования № 18 п.2.3;
- Федеральная целевая программа развития на 2011-2015гг.;
- Устав Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Каргапольская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Литература:
1. Акимова, О.И. Профессиональное самоопределение выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности/ , О.И. Акимова // вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». -2010. -№ 23 - С. 134 – 137.
2. Акимова, О. И. Внеурочная деятельность как средство профессионального самоопределения выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида/ О. И. Акимова // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2012. - № 1. - С. 346 – 353.
3. Акимова, О.И. О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности / О.И. Акимова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 3. - С.281- 284.
4.Волков, Ю., Мостовая, И. Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге /Ю. Волков, И. Мостовая //- М. : Академия, 1998. – 240 с.
5.Королькова, Т., Рыбаков, С. Особенности правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет /Т. Королькова, С. Рыбаков // Кадровик- 2003.- № 2. С.16.
6.Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская // СПб.: Речь, 2000. -507 с.
7.О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2007.
8.Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с.
9. Плоткин, М.М., Цыпурский, В.Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате/ М.М Плоткин, В.Г. Цыпурский // - М., 1982.-122с.
10.Проблемы социальной поддержки выпускников интернатных учреждений и пути ее совершенствования: материалы круглого стола 22 марта 2011 года / Под. ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 150 с.
11. Работа для подростка /журнал «Социальная защита»-1999.- № 2
12.Сакварелидзе, Е.В. Особенности социального сиротства в современной России / Е.В. Сакварелидзе // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 3. – С. 52.
13.Семья, Г. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений / Г.Семья // Беспризорник. – 2008. – № 1. – С. 2-9
14. Работа для подростка / журнала «Социальная защита»-1999.- № 24.
15.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-vneurochnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov-spetsialnyh-korrektsion#ixzz2SfQzR5Nt
Приложение №1
Разработка внеклассного мероприятия
Встреча со следователем следственного комитета при прокуратуре РФ
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних»
Цель:
Рассказать об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
- Способствовать формированию навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию;
- Эмоционально воздействовать на участников беседы;
- Стимулировать творческую активность учащихся.
Оборудование:
Слайды, компьютер, выставка книг по теме.
Эпиграф к беседе.
Ты ищешь причину зла.
Она только в тебе.
Ж.Ж.Руссо
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают,
но только с их молчаливого согласия существует
на земле предательство и убийство.
Б.Ясенский
ХОД ВСТРЕЧИ:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово.
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Шестнадцатилетний Владимир М. в споре с продавцом в магазине использовал нецензурную брань. Пятнадцатилетний Николай С., находясь в нетрезвом состоянии, приставал к гулявшим в парке прохожим. Милиционеру, пытавшемуся утихомирить подростка, Николай не подчинился, оттолкнул его и попытался убежать.
Какие правонарушения совершили Владимир и Николай? Какую ответственность они несут за эти правонарушения? (Ответ учащихся)
Чем преступление отличается от других видов правонарушений. (Ответы учащихся)
Слайд № 1. Признаки преступления. Презентация
Давайте посмотрим и разберемся, какие бывают преступления нарушающие права людей, общества, государства?
Слайд № 2. Виды преступления.
Любопытно, что общий “список” преступлений в УК начинается не с государственных преступлений, а с преступлений против личности, это свидетельствует о том, что законодатель учитывал положение ст.2 конституции РФ: “Человек, его права и свобода являются высшей ценностью”. А также в Конвенции о правах ребёнка права на жизнь является основным, базисным.
Слайд № 3. Конвенция о правах ребёнка.
Преступления очень опасны для интересов личности, а вот в современном обществе наблюдается высокий рост преступности, в особенности рост подростковой преступности. Мы пригласили следователя из следственного комитета при прокуратуре, и она нам расскажет об уголовной ответственности несовершеннолетних.
III. Выступление следователя из следственного комитета при прокуратуре.
Вопросы ребятам по выступлению:
Назовите одну из самых распространенных причин совершения подростками правонарушений.
Что такое возраст уголовной ответственности?
В чем разница между уголовной и административной ответственностью?
Легко ли судить подростков?
Расскажите об условном наказании несовершеннолетних.
Все ли виды наказаний действуют в отношении несовершеннолетних?
Слайд № 4. Возраст с которого наступает уголовная ответственность.
IV.Слово воспитателя.
Почему совершается преступление? Можно ли его предупредить? Что для этого должны сделать государство, общество, каждый из нас?
Вот тема нашей беседы ( называю тему).
Беседа не совсем обычная. Вы выступите в роли законодателя. Почему? Принято и действует немало законов, направленных на профилактику правонарушений, пресечения преступности, наказания за их совершения. Но или законы не до конца продуманы или они применяются неэффективно. Правонарушения сохраняются. Словом, надо помочь законодателям.
Я давала задание: подумать, почему совершаются правонарушения, провести опрос среди старшеклассников и родителей, записать в виде тезисов. Не зная причин, невозможно наметить меры по предупреждению правонарушения.
V. Причины правонарушения
Слайд № 5. Причины правонарушений.
1. Работа групп: зачитывание мер по профилактике правонарушений.
2. Обсуждение
В рамках нашей школы какие меры вы можете реализовать? (Ответы учащихся)
3. Правовая игра “Знаете ли вы закон?”
Ребятам по порядку называются ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают:
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Г – гражданско – правовая.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
У- уголовная.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Д – дисциплинарная
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
VI.Решение правовых задач.
а) За систематические нарушения внутреннего распорядка школы, недисциплинированность, проступки правонарушения решением комиссии по делам несовершеннолетних восьмиклассник Григорий Д. был помещён в специальное учебное заведение. Сразу же по прибытии он столкнулся с рядом неожиданностей: вставать утром пришлось в 6 часов, полтора часа до завтрака - работа по благоустройству территории, дорога в столовую - только строем, на завтрак не давали его любимых котлет, за территорию выход строжайше запрещен, за “двойки” на уроках - наряды на кухню, на рабочем месте - строгий запрос за норму и качество и т.д. Однажды в столовой Григорий обратился к воспитателю и сказал, что он не любит перловую кашу, он привык к паровым котлетам. Воспитатель ответил коротко: “Котлеты и мороженое ты сам есть не захотел”.
Как вы думаете, что хотел выразить этой фразой воспитатель?
б) Из письма, присланного в школу старшеклассником Петром Л., осуждённым за умышленное нанесение тяжкого телесного повреждения гражданину Н.: “…Когда я его бил, он, беспомощный, лежал, скрежетал зубами от боли, но молчал. Я понял, что делаю что-то не то. Пожилой человек сделал мне замечание за нецензурную брань, а я его ногами... Потом я убежал, а придя в себя, хотел вернуться и помочь пострадавшему. Проклинаю себя за то, что не сделал этого. Подумал: Пройдет, не найдут”. Нашли, да ещё как быстро - через 2 часа. И вот теперь я здесь. Хочу, чтобы мой печальный опыт стал уроком другим. Прежде чем сотворить что-либо подобное, подумайте о своей совести, о тех, кому причиняется вред, о неизбежности наказания”.
Как вы думаете, для чего опубликовывают такие письма?
VII. Подведение итогов. Заключение.
А в заключении, чтобы удостовериться поняли ли вы смысл сегодняшнего мероприятия, мне бы хотелось услышать смысл эпиграфов.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашей беседы, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.
Приложение №2
Разработка внеклассного мероприятия
«…Гражданином быть обязан»
Цель:
- Способствовать формированию правовой культуры учащихся; их социального опыта.
Наглядность и оборудование: Выставка книг по данной тематике, Гимн РФ
Фразы на доске: «ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН»; «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»; «ГРАЖДАНИН – это ТОТ, КТО ПРИЧАСТЕН К ВЛАСТВОВАНИЮ, И К ПОДЧИНЕНИЮ».
Медали «Я – гражданин России»
Ход занятия:
I.Организационный момент. Психоэмоциональный настрой.
Класс делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра. Побеждает та из 2-х команд, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах.
Двое читают стихи: ….....
Живём мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться.
II. Сообщение темы занятия.
Слово воспитателя:
– Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества.
Жителям нашей страны присуща относительная правовая безграмотность. Почему так произошло, и когда наше общество изменится, чтобы в нём было удобно жить всем?
Сегодня мы с вами проводим итоговое занятие «…Гражданином быть обязан». В этой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.
А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе: наши воспитатели.
III. Основная часть.
А сейчас давайте приступим к нашим конкурсам.
- КОНКУРС «СИМВОЛЫ ПОБЕД»
Символами победы являются флаг, герб и государственный гимн.
Государственный гимн
Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 3-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна.
Время на выполнение – 2 минуты.
За правильный ответ – 3 балла.
После чего участники обеих команд исполняют торжественно Гимн России.
Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы:
Кто является автором музыки гимна нашей Родины?
В каком году был утверждён этот гимн?
2. КОНКУРС «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово конституция обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.
Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов.
Время на выполнение – 15 секунд.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Президент нашей страны является:
-главой государства;
-главой правительства РФ;
-главой парламента РФ;
-Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Парламент России называется:
-Советом Федераций;
-Федеральным собранием;
-Государственной думой;
-Верховным советом.
Суды в России:
-принимают законы;
-проводят выборы в стране;
-вершат правосудие в России;
-являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.
3. КОНКУРС«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
Уголовное наказание:
Этот конкурс будет особенно интересным. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы: ТРУДОВОЙ, СЕМЕЙНЫЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ.
участникам команд необходимо выбрать наказание, которые предусмотрены УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ:
-лишение свободы;
-ссылка;
-ограничение свободы;
-предание публичному позору;
-штраф;
-четвертование;
-избиение плетьми;
-смертная казнь;
-бессрочная каторга;
-конфискация имущества.
Время на выполнений задания – 1 минута.
За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.
Возраст:
Любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Время на обдумывание – 5 секунд.
За правильный ответ – 1 балл.
Вот эти преступления:
убийство (с 14 лет);
причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
разбой (с 14 лет);
вымогательство (с 14 лет);
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет);
кража из квартиры (с 14 лет);
уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет).
Обстоятельства:
В жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление.
КАКИЕ ЖЕ ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
+отягчающее обстоятельство;
+смягчающее обстоятельство;
+освобождает от ответственности.
Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство:
совершение преступления в группе (отягчающее);
явка с повинной (смягчающее);
несовершеннолетие виновного (смягчающее);
необходимая оборона (освобождает от ответственности);
совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее);
невменяемость (освобождает от ответственности).
Время на обсуждение командой каждого пункта – 10 секунд.
За правильный ответ – 3 балла.
СЛОВО ЖЮРИ.
4. КОНКУРС«НАША РОДИНА»
Ученик рассказывает стих:
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри, простор какой,
Словно мать, склонилась ива,
Над уснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.
- Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. Памятник Ленину, фонтан на площади, Дом Культуры – всё это мы называем наша Родина!
Официальное название:
Россия;
Российская республика;
Республика Россия;
Российская Федерация;
РСФСР;
Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны.
Время выполнения – 1 минута.
За правильный ответ – 2 балла.
Территория:
Команды получают карту России. Задача участников команд: выбрать из набора стран те, что граничат с Россией:
-США (морская);
-Япония (морская);
-Великобритания;
-Китай;
-Финляндия;
-Казахстан;
-Индия;
-Монголия;
-Белоруссия;
-Германия.
Время выполнения – 2 минуты.
За правильный ответ – 5 баллов.
СЛОВО ЖЮРИ.
5. КОНКУРС «ГРАЖДАНИН РОССИИ»
На доске вывешены фразы:
«ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН»; «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»; «ГРАЖДАНИН – это ТОТ, КТО ПРИЧАСТЕН К ВЛАСТВОВАНИЮ, И К ПОДЧИНЕНИЮ».
Представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее.
За правильный ответ – 5 баллов.
6. КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
С раннего детства ваши родители знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением этих вопросов о Правах Человека.
О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений?
1). «КОЛОБОК»
Колобок, колобок! Я тебя съем
Не ешь меня, лисичка-сестричка,
Я тебе лучше песенку спою:
Я колобок. колобок,
Я по коробу метён,
По сусеку метён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
И от тебя уйду!
(ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ).
2). А.С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ»
Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (ТРУД). (ТРУД СВОБОДЕН. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО СВОБОДНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ К ТРУДУ).
3). СКАЗКА К.ЧУКОВСКОГО «АЙБОЛИТ»
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ).
4). СКАЗКА ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
В чём были ущемлены права Красной шапочки? (ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ).
5). С.МАРШАК «ПОЧТА».
Письмо само
Никуда не пойдёт
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
(СБОР, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЛИЦА БЕЗ ЕГО СОГЛАСИЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ).
6). СКАЗКА «КОТ В САПОГАХ»
(ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК)
За правильный ответ – 2 балла.
Время для обдумывания – 20 секунд.
СЛОВО ЖЮРИ.
IV. Заключительное слово.
Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Вот чего-то не хватает…
Чтобы вы хотели сейчас сделать в конце нашего мероприятия? (спеть песню).
Много есть песен. Песен разных, весёлых и грустных. Но какая бы песня подошла к финалу этого мероприятия? (ответы учащихся).
Так давайте все вместе споём с вами песню «Маленькая страна».
V. Подведение итогов.
Вот и подошло время нашего итогового занятия «… Гражданином быть обязан». Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре.
СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ МЕДАЛЯМИ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Гимн России
(Официальный текст гимна Российской Федерации)
Россия - священная наша держава!
Россия - любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена.
Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.
Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Живём мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться.
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри, простор какой,
Словно мать, склонилась ива,
Над уснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.
Приложение №4
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Метод позволяет определить готовность к выбору профессии (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович, 1988), что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью обучающегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования -к человеку предъявляет избранная профессия.
Каждому ученику предлагается ответить на следующие вопросы.
АНКЕТА
1. Чем Вы думаете заняться после окончания школы (нужное подчеркнуть)?
а) продолжить учебу в вузе (каком?);
б) поступить в СПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение;
в) пойти работать на производство (на какое?);
г) совмещать работу (какую?) с учебой (какой?);
д) не знаю, чем буду заниматься.
- Какой профессии, специальности Вы бы хотели посвятить себя?
- Какие требования, по Вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку (нужное подчеркнуть)?
а) необходимы знания, умения, навыки;
б) необходимы общие качества личности;
в) необходимы специальные качества личности.
4. Какие требования предъявляет выбранная Вами профессия к здоровью человека? Как Вы оцениваете вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья?
- Как Вы представляете себе условия работы по выбранной профессии?
- Как Вы готовите себя к выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) работаете над развитием системы знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии;
б) воспитываете у себя общие положительные качества (трудолюбие, самостоятельность в труде, настойчивость и т.п.);
в) развиваете специальные качества, необходимые для выбранной профессии.
7. Где Вы проверяете свои профессиональные качества (нужное подчеркнуть)?
а) в школе на уроках;
б) в кружках;
в) во внешкольных учреждениях;
г) самостоятельно дома;
д) не проверял.
8. Знаете ли Вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
9. Где Вы читали о выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) в художественной литературе;
б) в научно-популярной;
в) в специальной.
10. С кем Вы беседовали о выбранной профессии (нужное подчеркнуть)?
а) с учителем;
б) с родителями;
в) родственниками;
г) с товарищами-сверстниками;
д) со старшими товарищами, знающими эту профессию;
е) ни с кем не беседовал.
- Знаете ли Вы, что к выбранной профессии имеются близкие, родственные ей, которыми вы могли бы овладеть? Если знаете, назовите их.
- Когда Вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в Вашем выборе? По каким причинам Вы меняли свой выбор?
- Если Вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?
- Ваше решение о выборе данной профессии окончательно, или Вы еще можете передумать?
- Кто на Вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии (нужное подчеркнуть)?
а) родители;
б) учителя;
в) работники производства;
г) кто-то другой.
16. На что Вы ориентировались, выбирая профессию (нужное подчеркнуть)?
а) принести пользу обществу;
б) эта профессия престижна;
в) хорошая зарплата;
г) интересная и содержательная работа;
д) работа, соответствующая моим возможностям.
17. Что, по Вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом (нужное подчеркнуть)?
а) поработать на производстве;
б) закончить ПТУ;
в) закончить техникум;
г) закончить вуз;
д) попробовать себя в выбранной профессии.
- Какие материалы и по какой профессии Вы хотели бы иметь в своей школе (библиотеке)?
- На каких уроках учителя рассказывают о профессиях и как часто?
- Какие экскурсии на производство Вам больше всего понравились?
- Какие замечания возникли у Вас после экскурсии (нужное подчеркнуть)?
а) по организации труда;
б) по беседе о профессии;
в) по условиям производства;
г) по показу технологического процесса;
д) другие замечания.
- Сколько за последний год было встреч с ветеранами труда и какие из них вызвали у Вас наибольший интерес?
- Как Вы предпочитаете работать (нужное подчеркнуть)?
а) индивидуально;
б) с товарищами;
в) в бригаде.
24. Кем Вы хотели бы быть в бригаде (нужное подчеркнуть)?
а) исполнителем;
б) организатором.
- В каких предметных кружках Вы принимаете участие? В каких еще хотели бы заниматься в школе и вне школы7
- В каких факультативных занятиях Вы принимаете участие или хотели бы участвовать?
- Какой областью знаний и умений Вы увлекаетесь (нужное подчеркнуть)?
а) о природе;
б) о науке;
в) об искусстве;
г) о технике;
д) о человеке.
Качественный анализ ответов даст педагогу сведения об общих жизненных планах учащихся (вопросы 1, 16, 17, 27), увлечениях и профессиональных намерениях (вопросы 2, 11, 12, 13, 20, 23, 24, 25, 26), знаниях о выбранной профессии (вопросы 3, 4, 5, 11) и оценке школьником своей пригодности к ней (вопросы 7, 14), об оценке педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению (вопросы 6, 8, 9, 10, 15, 18, 19, 21, 22).
Приложение №5
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
человек - природа;
человек - техника;
человек - человек;
человек - знаковая техника, знаковый образ;
человек - художественный образ.
Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Инструкция: внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ.
№ вопроса и варианты ответов
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
№ 1
- Ухаживать за животными
- Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
№ 2
- Помогать больным людям, лечить их
- Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
№ 3
- Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
- Следить за состоянием, развитием растений
№ 4
- Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)
- Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
№ 5
- Обсуждать научно-популярные книги, статьи
- Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
№6
- Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
- Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)
№ 7
- Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
- Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
№ 8
- Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения
- Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
№ 9
- Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
- Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
№10
- Лечить животных
- Выполнять вычисления, расчеты
№ 11
- Выводить новые сорта растений
- Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
№ 12
- Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать
- Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)
№ 13
- Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
- Наблюдать, изучать жизнь микробов
№ 14
- Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
- Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
№ 15
- Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
- Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
№16
- Делать лабораторные анализы в больнице
- Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
№ 17
- Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
- Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
№ 18
- Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.
- Играть на сцене, принимать участие в концертах
№ 19
- Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания
- Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
№ 20
- Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
- Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру
Тип профессий | Примеры профессий |
Человек - природа (П) | Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д. |
Человек - техника (Т) | Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д. |
Человек - человек (Ч) | Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, преподаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д. |
Человек - знаковая система (3) | Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д. |
Человек - художественный образ (Х) | Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...
Классный час «В поисках своего призвания» 9 кл.
Данный классный час профориентации предназначен для учащихся 9 классов. После класного часа каждый ребёнок задумается о своём будущем. У него возникне стремление получать новые знания с целью их...
Целевая воспитательная программа, направленная деятельности с родительской и социальной общественностью
Сроки и этапы реализации программы 2012-2017 гг....
Профориентационное занятие " В поисках своего призвания"
Свое будущее многие учащиеся связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в...
Методическая разработка классного часа для 10 класса "В поисках своего призвания"
Цель: формирование активной гражданской позиции и профессиональное самоопределение учащихся в соответствии с их желаниями и интересами, на основе базовых национальных ценностей.Задачи:- совершенствова...
Внеклассное мероприятие "В поисках своего призвания"
Классный час по профориентации...
Беседа «В поисках своего призвания»
Беседа «В поисках своего призвания»Цель: ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопре...