Программа по социальной адаптации воспитанников детского дома
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Программа по социальной адаптации воспитанников детского дома содержит тематический план и разработки конспектов занятий по тематике,всего 20 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по социальной адаптации воспитанников детского дома,конспекты занятий | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Социальная адаптация
воспитанников детского дома»
Составила педагог-психолог
Ахмадеева Елена Владимировна
Караганда 2016 год
Пояснительная записка
Актуальность
Проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой, своей позиции в обществе приходиться решать каждому человеку и не всегда этот процесс протекает успешно. Готовность к переменам становиться одним из главных условий жизненного успеха личности. Одной из значимых задач развития и воспитания для воспитанников детских домов является формирование умений и навыков, позволяющих успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни Достойного человека. Основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации. У воспитанников детских домов наблюдается понятие психических лишений или психической депривации, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере в течение продолжительного времени. Она может быть частичной или полной, эмоциональной, сенсорной, социальной, моторной.
Это и отсутствие матери, ограниченность социальных контактов (многолетнее пребывание с ограниченным контингентом детей и взрослых в течение ряда лет, в "четырех стенах"), частая сменяемость персонала, жесткая регламентация поведения и т.д. Специфические условия пребывания в детском доме обуславливают особенности психического развития воспитанников детских домов по ряду существенных параметров. Общевозрастные особенности психического развития заключаются в том, что у воспитанников темп психического развития замедлен и имеется ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Многие свойства и качества личности в целом сохраняются на протяжении всего пребывания в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа "Я", несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относительная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных.
В самом деле, такие особенности психического развития воспитанников, как слабая ориентированность на будущее, задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться ,отсутствие перспективных планов на будущее,- приводят к тому, что воспитанники с трудом овладевают учебной программой, у них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким то требованиям, оторванным от реальности.У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития.
Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое криминальное влияние сильной личности.
Все эти особенности психического развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников детского дома в современный социум.
Важно, чтобы процесс социализации был целенаправленным и управляемым.
РЕЗУЛЬТАТОМ целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной Культуры. Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаадаптация) - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:
Во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В -третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости.
Программа « Социальная адаптация воспитанников детского дома» позволяет дополнить арсенал средств воспитателей в деле формирования Достойного Гражданина нашего общества.
Цель: Социальная адаптация воспитанников детского дома в социуме.
Задачи:
- Формировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального и личного развития;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Формировать адекватную самооценку;
- Развивать эмоционально-волевую сферу, навыки саморегуляции поведения.
- Проводить экономическое воспитание через знакомство с житейской экономикой;
- Ознакомить с основами готовности к браку, правами и обязанностями.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ программы:
- Принцип партнёрского (субъект-субъектного) общения;
- Личностный подход к ребёнку;
- Учёт возрастных особенностей;
- Учёт характера личностного реагирования ребёнка на вредности, в том числе особенностей психологических защитных механизмов;
- Применение принципа «обучение через опыт», через актуализацию предыдущего и моделирование будущего опыта.
Программа имеет гибкую структуру и позволяет заменять или дополнять имеющийся блок занятий другими в зависимости от потребностей детей.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Обсуждение в группах;
- Поведенческий тренинг;
- Работа в малых группах;
- Проигрывание ситуаций;
- Разминка;
- Мозговой штурм;
- Опрос (анкетирование);
- Арт-терапевтические методы.
Программа рассчитана на 20 часов, содержит 10 занятий, предназначена для детей старшего подросткового возраста, в группе может быть от 8 до 12 человек.
Правила общения в группе:
- Не опаздывать, быть вместе с группой во время ее работы.
- Быть взаимно вежливыми и доброжелательными друг другу.
- Любое мнение важно.
- Правильный ответ тот, который выражает твое мнение.
- Не давать оценку выступления другого, если тебе об этом не просят.
- Конфиденциальность информации.
7. Активность и т.д.
Правила могут быть дополнены.
Тематический план:
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие: мотивирование, выработка правил группы, цели, задачи | 2 часа |
2. | Развитие коммуникативных навыков | 2 часа |
3. | Моё поведение и эмоции | 2 часа |
4. | Самооценка | 2 часа |
5. | Жизненные умения и навыки | 2 часа |
6. | Профессиональный выбор | 2 часа |
7. | Готовность к браку | 2 часа |
8. | Житейская экономика | 2 часа |
9. | Жизнь – бесценный дар | 2 часа |
10. | Саморазвитие, мои права и обязанности подведение итогов | 2 часа |
Итого: 20 часов |
МОНИТОРИНГ
Опросник «Критерии социальной адаптации» (смотри приложение), опросник проводиться в начале программы и на выходе , в два среза.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник «КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»:
№ | КРИТЕРИИ | СФОРМИРОВАНО | ЧАСТИЧНО | ОТСУТСТВУЕТ |
1. | РАЗВИТЫ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ | |||
2. | ОБЛАДАЮ НАВЫКАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ | |||
3. | ЖИЗНЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ,БЫТОВЫЕ НАВЫКИ, РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ, ЗНАЮ СВОИ СПОСОБНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗА ПОСТУПКИ И Т.Д.) | |||
4. | ДАЛЬНЕЙШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР | |||
5. | ЗНАЮ,ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГОТОВЫМ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ,СПОСОБЫ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ ИППП,ВИЧ/СПИДА | |||
6. | ЗНАЮ, ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ БЮДЖЕТ СЕМЬИ | |||
7. | ЗНАЮ СВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ | |||
8. | СФОРМИРОВАНА АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА | |||
9. | УМЕЮ ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЙ ДОСУГ |
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ
Занятие на развитие коммуникативных навыков.
Цель: Прояснение системы представлений о себе и о других. Развитие коммуникативных навыков общения, социализация, воспитание толерантности.
Материалы: карандаши, листы бумаги А4
Ход:
1. Приветствие – зачитывается цитата из сказки «Маленький принц»
А. де Сент-Экзюпери: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светят. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета, прямо над нами…Но как до неё далеко!» Узнали ли из какого произведения эта цитата? Это произведение про маленького принца, который жил на астероиде №Б-612 и очень любил путешествовать.
2. Упражнение «Представь себя» - представьте себя в виде небесного тела. Кто Вы – планета ( малая - астероид, планета –гигант), звезда, метеор, черная дыра, комета?( дети рисуют свой образ в виде планеты).
3. Рассказ о себе – «Расскажите о себе, что Вы за небесный объект и какими свойствами и качествами обладаете? Выделите три самые важные личностные черты своей планеты (звезды)» Сложно ли было представить се6бя в виде небесного объекта? Насколько сложно было выбрать только три самые важные свои личностные черты?
4. Упражнение на снятие напряжение « Вверх по радуге»
5. Упражнение «Похвали себя, сделай комплимент».
6.Упражнение «Сбор фраз для контакта», поведенческий тренинг.
7. Рефлексия
Занятие «Самооценка»
Цель: Ознакомление с понятием самооценки, самопознание.
Материалы: тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Ход:
- Как вы понимаете: что такое самооценка?
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Механизмы формирования самооценки:
а) условия оценок других людей
b) социальное сравнение
с) введение оценок себя на основе знания собственного поведения
d) смысловая интеграция жизненных переживаний
- Формирование самооценки.
Кто влияет на самооценку? На каком возрастном этапе начинают срабатывать механизмы формирования самооценки?
- Упражнение «Составляющие нашего Я».
Реальное Глазами других людей Идеальное
- Уровни самооценки
Самооценка бывает низкой, адекватной, высокой. Как вы это понимаете?
Люди с НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ обычно:
- уверены в глубине души, что немного стоят.
- боятся совершать ошибки.
- постоянно мечтают о физическом совершенстве.
- ограничиваться интересами и поступками, которые хорошо известны и безопасны.
- не умеют принимать комплименты.
- в общении с другими прежде всего заботятся о производимом или впечатлении.
- бывают либо болтливы и высокомерны, либо унижены и робки.
- или пытаются командовать другими, или позволяют вить из себя веревки.
- склонны саморазрушительному поведению(наркотики, алкоголь, курение и т.д.)
- либо не приемлют критики, либо приходят от нее в отчаяние.
Люди с ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКОЙ, как правило:
- уверены в глубине души, что они обладают достаточной ценностью.
- делают ошибки и учатся на них.
- принимают свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен.
- исследуют новые возможности и интересы, используя их как возможность для роста.
- спокойно принимают комплименты.
- непосредственны в общении с другими.
- пребывают в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми.
- с уважением относятся к себе и к другим.
- заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье.
10.принимают критику как возможный путь роста.
Разминка « Айсберг»
Темы для обсуждения:
- Связь самооценки и уверенности(неуверенности) в себе;
- Важность и значимость самооценки при устройстве на работу(умение оценить самого себя, свои способности и возможности)
- Может ли человек вырасти в полном одиночестве? Возможен ли в реальной жизни феномен Тарзана и Маугли? Будут ли они “людьми”?(прямая связь со значимыми другими).
Упражнение «Я реальное» продолжи незаконченные предложения:
а) Счастливее всего я чувствую себя, когда…
b) Хуже всего я чувствую себя, когда…
с) Никак не могу понять, почему я…
d) Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…
е) Главное, что я хотел бы изменить в себе, это…
ж) твое хобби
з) твоя любимая группа
и) твой любимый цвет
к) твое заветное желание
л) твой любимый запах
и т.д.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца”
Я глазами других – упр-е « Ладошка», игра “Мнения”,упр-е “Листок за спиной”.
Я идеальное – написать желаемое (к чему я стремлюсь).
Обсуждение.
Методика полярных профилей (моя самооценка)
Оцените себя по данным качествам:
1 | Обаятельный | 3210123 | Непривлекательный |
2 | Слабый | 3210123 | Сильный |
3 | Разговорчивый | 3210123 | Молчаливый |
4 | Безответственный | 3210123 | Добросовестный |
5 | Упрямый | 3210123 | Уступчивый |
6 | Замкнутый | 3210123 | Открытый |
7 | Добрый | 3210123 | Эгоистичный |
8 | Зависимый | 3210123 | Независимый |
9 | Деятельный | 3210123 | Пассивный |
10 | Черствый | 3210123 | Отзывчивый |
11 | Решительный | 3210123 | Нерешительный |
12 | Вялый | 3210123 | Энергичный |
13 | Справедливый | 3210123 | Несправедливый |
14 | Расслабленный | 3210123 | Напряженный |
15 | Суетливый | 3210123 | Спокойный |
16 | Враждебный | 3210123 | Дружелюбный |
17 | Уверенный | 3210123 | Неуверенный |
18 | Нелюдимый | 3210123 | Общительный |
19 | Честный | 3210123 | Неискренний |
20 | Несамостоятельный | 3210123 | Самостоятельный |
21 | Раздражительный | 3210123 | Невозмутимый |
Упражнение «Атомы и молекулы»
Рефлексия. Итог. Занятие «Жизненные умения и навыки»
Цель: Развитие социальных навыков поведения .
Материал: Листы с заранее заготовленными схемами, таблицами, карандаши, бланки с резюме.
Ход:
1.Приветствие
2.Упражнение « Жизненные навыки»,
Саморефлексия « Что могу, что развито недостаточно»:
- Коммуникативные навыки
- Видеть последствия своих поступков
- Знать свои способности
- Принимать ответственные решения
- Быть стрессоустойчивым, владеть навыками саморегуляции
- Правовая грамотность
- Умение представить себя
3.Упражнение «Часы жизни» - когда пошли в школу, где находятся сейчас, когда закончат школу, когда предполагают поступать в колледж, ПТУ, когда предполагают начать работать, когда решили завести семью, детей и т.д.Сколько времени занимает работа на протяжении всей жизни? Почему важно получать удовлетворение от работы? Анализ.
4.Упражнение «Резюме»- навыки написания резюме, правила, требования, знакомство с видами резюме. Написание своего резюме.
5.Упражнение « Жизненные сферы»- Гражданственность, Духовность, Работа, Здоровье, Семья. Проявление себя в данных сферах.
Рефлексия: Что было полезно? Что нового узнали? Что взяли для себя?
Занятие «Моё поведение и эмоции»
Цель: Формирование личности: осознание своих «сильных» и «слабых» сторон, развитие рефлексии, эмоционально - волевое сферы, коммуникативных навыков, социальной адаптации.
Материалы: Альбомные листы, карандаши, бланки таблиц.
Ход:
1.Приветствие
2.Упражнение «Уверенное, неуверенное, грубое поведение»- поведенческий тренинг, инсценировка по вербальным и невербальным формам уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.
3.Упражнение «Представь себя » - представь и нарисуй себя в виде животного или растения. Расскажи о своём рисунке.
4.Работа с таблицей
Чувства | никогда | иногда | часто |
Злость | |||
Удовольствие | |||
Обида | |||
Радость | |||
Страх |
5.Упражнение «Безмолвный крик» - на отреагирование отрицательных эмоций.
6.Тренинг на снятие мышечных зажимов по Якобсону
7.Рефлексия - Чему научились? Что запомнилось? Что было сложным? Что удалось? и т.д.
Занятие «Готовность к браку»
Цель: Раскрыть понятие «готовность к браку», формировать навыки ответственного поведения за свой выбор, умение выражать свои чувства, воспитывать уважительное отношение к семье, повышать правовую грамотность, через ознакомление со статьями закона РК «О браке и семье», профилактика ранних половых связей.
Материалы: листы А4, ручки, закон РК «О браке и семье».
Ход:
Успешность человека в жизни зависит от того, как он реализует себя в пяти сферах: гражданственность, духовность, работа, семья, здоровье. Ответьте на вопрос: Готовы ли Вы к семейной жизни? Готовность складывается из трёх составляющих: физиологическая, социальная (образование, социальный статус, жильё, материальное обеспечение и т.д.),психологическая( взять на себя ответственность за воспитание детей и содержание семьи, выполнять функции жены(мужа)).Не готовность приводит к :неполной семье, семейная жизнь в гражданском браке? Каковы могут быть последствия? для женщины, для детей?
Упражнение « Правовая грамотность»- работа с законодательством.
С какого возраста можно вступать в брак? Кто не имеет право вступить в брак? Обязан ли человек, вступающий в брак, пройти медицинское обследование? В каких случаях брак расторгается в ЗАГСЕ, а в каких в суде? Какие вопросы обязан решить суд при расторжении брака в судебном порядке? В каких случаях брак может быть признан недействительным? Какие последствия порождает признание брака недействительным? Брачный договор, что это?
Упражнение - «Моя будущая семья»;
Упражнение - «Портрет счастливой семьи»;
Упражнение- «Вырази свои чувства»;
- Способы предотвращения нежелательной беременности, профилактика ИППП и ВИЧ/Спида.
История о Виалетте (принятие решений)
- Упражнение « Ромашка» .
Рефлексия: Что было полезным? Что узнали нового? Что будете применять в жизни? и т.д.
Занятие по саморазвитию.
Цель: Осознать свои сильные и слабые стороны характера;
Развивать навыки рефлексии своего поведения и состояния;
Мотивировать на позитивные изменения;
Развивать коммуникативные навыки.
Материалы: листы А4, карандаши, набор предметов, притча.
Ход:
1.Упражнение «Приветствие», упражнение «Фруктовый десерт»;
2.Упражнение «Предмет похожий на меня»,
Упражнение «Я и другие»,
Упражнение «Комплимент»;
3.Упражнение «Драгоценные качества» - дети отмечают наиболее ценные качества,
Упражнение «Аукцион»- делятся и приобретают у других качества, которых недостаёт или которых в избытке;
4.Упражнение - «Копилка хороших поступков», обсуждение;
5.Притча «Кувшин с трещинкой»
6.Рефлексия.
Занятие «Жизнь - бесценный дар»
Цель: Обозначить понятия «Ценность жизни», «Жизнь - бесценный дар», формировать навыки созидательного отношения к своей жизни. Формировать навыки эмоциональной устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
Материалы: листы А4, ручки, карандаши, аудиозапись, письма с вопросами и ситуациями.
Ход:
Сегодня мы собрались, чтобы вместе поговорить на интересующие многих темы. Мы живём среди людей. Присмотритесь повнимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, учатся, идут с работы, на работу, с учёбы домой, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут. Иные могут сделать свою жизнь во благо благородной цели и т.д. Вокруг нас и в нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
- Удивительная жизнь, в ней свидания есть и разлуки.
- И вообще, хорошо, что живём мы с тобой на земле.
- Улыбаясь, тепло я тебе протяну свои руки…
Разминка - поздороваться друг с другом различными частями тела: улыбнуться друг другу, поздороваться руками, коленками, спинами, локтями.
Прошу поднять руку тех, кто задумывался над смыслом слова « Жизнь»,а теперь тех, кто думало том « Вот если бы в моей жизни всё было по-другому»?
Практическое упражнение: Дайте своё определение понятию жизнь(участники делятся своими вариантами, дополняют друг друга, составляется единое определение по слову жизнь, обсуждение).
Жизнь на самом деле состоит
Из невероятных комбинаций
Если все вокруг грустят
Не переставайте улыбаться
Это, разумеется не путь
Вовремя остановить ошибки
Но ведь должен, должен кто-нибудь
Просто так дарить свою улыбку
Люди часто под ноги глядят. Голову опустят…Скверно братцы!
Пусть враги, нахмурившись ,сидят
Не переставайте улыбаться.
Рассказ « След на земле»
Старый мастер возвёл каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножкой на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался- ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив своё село, приехал он на родину. Встречается с людьми называет свою фамилию - никто не помнит его. Что ты оставил после себя? -спрашивают люди, есть ли у тебя сын или дочь?
Нет у меня ни сына ,ни дочери- отвечает он.
Может ты посадил дерево? Нет, не посадил я дерево.
Может быть взлелеял поле? Нет, и этого не сделал. Ну так, значит, ты песню сложил? Нет и песни я не сложил. Так кто же ты такой, что делал всю жизнь?- изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке- окаменевший след маленькой ножки. Вот и всё ,что осталось после меня на земле!- с горечью подумал человек. Но ведь этого так мало…Не так надо было жить!
Вопросы:
Чем измеряется жизнь?
В чём по-вашему ценность жизни?
Как нужно прожить жизнь, чтобы о вас помнили люди? Жизнь даётся человеку один раз и можно ли себя лишать этой радости, этого дара: Почему?
Как вы понимаете фразу « Жизнь - бесценный дар»?
Конкурс « Житейская мудрость в пословицах и поговорках»- « Век живи, век учись», « Дурная голова ногам покоя не даёт» и т.д.
Упражнение «Письмо» - представляются письма, которые ждут своего ответа, где содержаться различные трудные житейские ситуации,которые переживают дети, подростки.
Письмо №1
- Я очень стеснительная, у меня есть друзья только в Интернете, а в жизни у меня нет друзей, что мне делать?
Письмо №2
- Пишет вам парень, которому нужен совет, моя девушка тайно от меня встречалась с моим другом. Я чувствую себя никому не нужным, и обманутым, Помогите.
Упражнение «Мозговой штурм»: перечисляются способы по снятию психо-эмоционального напряжения в трудных жизненных ситуациях.
Рефлексия.
Занятие «Житейская экономика»
Цель: Дать представление о расходной и доходной частях семейного бюджета
Материалы: листы А4, ручки, бланки.
Ход:
1. Приветствие, сообщение цели занятия
2. Беседа «Бюджет семьи» - Что такое бюджет, из чего он складывается. Нужно ли планировать свой бюджет? Что произойдёт если не планировать свои расходы и не сопоставлять их с доходами т.д.
3.Практическое упражнение «Бюджет»
Источники прибыли__________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая прибыль за месяц______________________(всего, тенге)
Ежемесячные расходы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие расходы___________________________________________(всего, тенге)
Сбережения______________________________________________
- Обсуждение- представление и защита своего бюджета.
Знаете ли Вы ежемесячный доход от профессии, которую планируете получить? Можете ли Вы позволить себе желаемый образ жизни при таком доходе?
5.Рефлексия, итог
Занятие «Мои права и обязанности»
Цель: Познакомить с основными правами и обязанностями выпускников-воспитанников.
Материалы: Листы А4, ручки, видео - материал.
Ход:
1.Мозговой штурм «Мои права», «Мои Обязанности»;
2.Просмотр видео - материала о правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.Упражнение «Сеть поддержки»
4.Обсуждение
5.Рефлексия, итог.
Список литературы:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб,Питер,2006г.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры.СПб6»Соц.псих. Центр»,1996
3. Вачков И.В.Основы группового тренинга. Психотехники. М:Изд.» Ось-89»,2000
4.Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: Программа практических занятий. Методическое пособие. СПб: Издательство «Речь»,2005
5.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агенство,1995.
6.Психологический тренинг. «Школьный психолог»,2002г.,№32
7.Игротека. «Школьный психолог» февраль,2004,№5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"
Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"
Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...