Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство" предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиея младших и средних классов учатя ухаживать за комнатными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа обучения общественно-полезному труду (Комнатное цветоводство) | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство»
Программу составила:
Пурдяева В.В., учитель цветоводства
Смоленск
2019
Пояснительная записка
Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния комнатных растений в центре.
Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Дети переносят знания, полученные на уроках по цветоводству, во внеурочную деятельность, в другую среду.
Данный вид деятельности – комнатное цветоводство – сравнительно мало в настоящее время, представлен в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегией гармоничных отношений с окружающей средой.
Показателем эффективной реализации данной программы является повышение уровня общего развития ребенка с ОВЗ: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды, стремление к сохранению собственного здоровья через окружающую нас среду.
Данная программа предназначена для учителей цветоводства и биологии; учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами по уходу за комнатными растениями в школе, экологическим состоянием окружающей территории.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Программа составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель программы: на основе системного подхода осуществить развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области опытнической работы и применению полученных навыков практической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, к окружающей среде.
Задачи программы:
Программа решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- развивать мыслительные операции, познавательную активность в целом, корректировать речь;
- формировать навыки самоконтроля;
- расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире;
- расширять и углублять знания о многообразии комнатных растений, используемых в цветоводстве;
- формировать положительные личностные качества учащихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе;
- развивать мелкую моторику рук.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» для учащихся 5-6 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под ред. В. В. Воронковой.
В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями.
Сроки реализации программы.
На реализацию программы «Комнатное цветоводство» для 5-6 классов отводится 1 час в неделю, в течение 2 лет . Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: теоретические и практические занятия в кабинете. Форма организации деятельности: групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-6 классов). Учащиеся допускаются до работы с растениями после ознакомления с правилами по технике безопасности. Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).
Планируемые результаты и формы их оценки
Личностные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, город, школу;
- осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;
- понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проекта;
- осознание положительной мотивации к изучению комнатных растений;
- формировать эстетические потребности у учащихся.
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
- ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;
- ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;
- выполнять возложенные должностные обязанности;
- выполнять задания по инструкции педагога;
- участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
- участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;
- участвовать в проектной деятельности;
- представлять продукты творческой деятельности на выставке;
- выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;
- отбирать инструменты и материалы для выполнения своей творческой работы;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами.
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
- о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- месте и роли экологического образования в жизни человека;
- особенности организации проектной деятельности;
- значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;
будут уметь:
- пользоваться различными инструментами и материалами;
- правильно рыхлить почву, уметь осуществлять перевалку и пересадку;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия;
- правильно ухаживать за комнатными растениями, различать плоды и семена растений используемых в быту;
- уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними;
- уметь пересаживать комнатные растения;
- уметь вегетативно размножать комнатные растения.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации программы будут:
- отчетная выставка;
- защита проектов;
- фотовыставка.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.
Данная программа состоит из 4 разделов.
В I разделе изучается: использование комнатных растений в учебном процессе, о значении комнатных растений в школьном интерьере и интерьере дома.
Во II разделе изучаются: особенности комнатных растений, виды комнатных растений. Большое внимание уделяется декоративно-лиственным и декоративно-цветущим комнатным растениям.
В III разделе изучается уход за комнатными растениями. Практические работы:
- составление почвенных смесей;
- перевалка комнатных растений;
- пересадка комнатных растений;
- полив комнатных растений;
- обрезка и формирование кроны;
- борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.
В IV разделе изучается размножение комнатных растений; экскурсии на станцию юннатов.
Учебно-тематический план первого года реализации программы
№ п/п | Название темы | Практические работы, экскурсии, опыты. | Количество часов |
I раздел: Использование и значение комнатных растений | |||
1. | Введение. Использование комнатных растений в учебном процессе | 2 | |
2. | Комнатные растения и их значение. | 2 | |
3. | Использование комнатных растений в интерьере школы | 2 | |
4. | Использование растений в домашнем интерьере | 2 | |
II раздел: Семейств и виды комнатных растений | |||
5. | Комнатные растения, наиболее распространенные в школах | 2 | |
6. | Декоративно-лиственные комнатные растения | 4 | |
7. | Декоративно-цветущие комнатные растения | 4 | |
8. | Лианы и ампельные растения | 4 | |
9. | Суккуленты | 4 | |
10. | Цитрусовые и другие плодовые комнатные растения | 4 | |
11. | Аквариумные растения | 2 | |
12. | Бонсай – древнее искусство Востока | 2 | |
13. | Выращивание салатной зелени | 4 | |
III раздел: Уход за комнатными растениями | |||
14. | Необходимые условия для роста и развития комнатных растений (тепло, свет, влажность воздуха, вода, почва) | Практическая работа: «Влияние света на развитие герани» | 2 |
15. | Почвенные смеси | Практическая работа: «Составление почвенной смеси для фиалок» | 2 |
16. | Перевалка и пересадка комнатных растений | Практическая работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений» | 2 |
17. | Полив комнатных растений | Практическая работа: «Полив комнатных растений» | 2 |
18. | Обрезка и формирование кроны у комнатных плодовых растений | Практическая работа: «Формирование кроны» | 2 |
19. | Болезни и вредители комнатных растений | Практическая работа: «Биологические меры борьбы с болезнями и вредителями» | 2 |
20. | Календарь ухода за комнатными растениями | Практическая работа: «Составление календаря ухода за комнатными растениями» | 4 |
IV Раздел: Размножение комнатных растений | |||
21. | Вегетативное размножение (отводками, стеблевыми черенками, листовыми черенками, усами, корневищами и т.д.) | Практическая работа: «Размножение фиалок, хлорофитума бегонии» | 4 |
22. | Размножение семенами. | Практическая работа: « Размножение бегонии, фиалки, эхмеи» | 4 |
23. | Экскурсия на станцию юннатов. Знакомство с растениями, растущими в теплице. | Экскурсия | 4 |
Материально-техническое оснащение программы.
- ТСО (ПК, мультимедиа).
- Столы ученические, стулья.
- Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
- Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
- Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
- Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.
Литература:
- Быховев А.И., «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
- Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1988.- 350 с.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
- Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Матюшина В.Н. «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
- Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
- Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
- http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
- http://pandia.ru/text/78/447/42044.php
- http://neobionika.ru/ozelenenie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Общественно полезный труд"
В реферате описывается трудовая и общественно полезная деятельность детей коррекционной школы-интернат, а также виды этой деятельности по годам обучения. Далее описывается процесс формирования навыка ...
«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»
В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....
"Исследовательская и общественно-полезная деятельность по охране природы, как условие формирования экологической культуры школьника во внеурочное время"
Обобщение педагогического опыта учителя географии и руководителя школьного лесничества "СОКОЛ"...
Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).
Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора: Использован...
Программа по внеурочной деятельности "Общественно-полезные практики" для 5-7 классов по ФГОС ООО
Рабочая программа по дополнительному образованию "Общественно-полезные практики" для 5-7 классов по ФГОС ООО...
Рабочая программа "Общественно-полезный труд" 5 класс
Рабочая программа по предмету "Общественно-полезный труд" для учащихся 5 класса с индивидуальными особенностями, занимающихся по соответствующему виду адаптированной учебной программы....
Программа ОБЩЕСТВЕННО_ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению -общественно-полезная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...