Программа ОБЩЕСТВЕННО_ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению -общественно-полезная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .
Программа разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch_polez_trud.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности по социальному направлению-
общественно-полезная деятельность.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению -общественно-полезная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .
Программа разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа будет способствовать:
-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых проектов «Наши добрые дела» и «Наши руки не знают скуки»;
-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;
-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;
-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса, фантазии в реализации проекта «Школа - цветущий сад».
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция.
Содержание программы
Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений. Выполнение поручений ГАИ, пожарных инспекций, почты, общества охраны природы и других организаций.
Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, помидор.
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
- соблюдение порядка чистоты в классе;
- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
- дежурство по столовой;
-выращивание сельскохозяйственных растений для школьной столовой;
- выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
5.Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам - нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»
5. Санитарный день в кабинете
Содержание работы
1 класс
Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые понятия |
Самообслуживание | 13 | Дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей |
Сельскохозяйственный труд | 4 | Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб. |
Шефская работа | 3 | Забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях. |
Разные трудовые операции | 13 | Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции. |
Всего | 33 часа |
2 класс.
Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые понятия |
Наши добрые дела. | 14 ч | Чужих стариков не бывает День проектов День любимых бабушек и дедушек» Моя бабушка – школьница Проект «Я, ты, мы, наша учительница- дружная семья» Операция « Покормите птиц зимой» Проект Мои домашние животные Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё» Рейд «Береги учебник Проект «Как поздравить наших пап». Проект. «Милым мамочкам» Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» |
Наши руки не знают скуки. | 11 ч | Содержи в порядке книжки и тетрадки" «Как трудится моя семья» "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" Проект «Мастерская Деда Мороза» Наша елочка сияй. « Веселые новогодние поделки» Снежные фигуры. |
Наша школа – чистая школа и цветущий сад. | 9 ч | Школа – цветущий сад Трудовой десант. «Мы за чистую школу» |
Всего | 34 часа |
3класс.
Название раздела | Количество часов | Изучаемые понятия |
Наши добрые дела. | 11ч | Знакомство с обязанностями дежурного. Составление графика дежурств. Самообслуживание. Школьное имущество и контроль за его состоянием. Создание агитационных листовок, плакатов. Бережное отношение к природе. Проявление заботы о пожилых людях, детях-инвалидах. Оказание помощи сверстникам и взрослым. Изготовление скворечников для птиц. |
Наши руки не знают скуки. | 10ч | Творческие выставки. Настольный театр. Изготовление декораций, кукол. Поздравительная открытка, панно. Создание новогоднего украшения для школы. Рукотворный мир как результат труда человека. |
Наша школа – чистый и цветущий сад. | 13ч | Садовые цветы. Знакомство с новыми сортами цветов. Подготовка рассады цветов для школьных клумб. Составление гербариев. Сбор и обработка материала. Инициативность и творчество в труде. Забота о своей школе. |
Всего: | 34ч |
4 класс
Название раздела | Количество часов | Изучаемые понятия |
Наши добрые дела. | 14ч | Пособия для наглядности дошкольникам и первоклассникам. Памятка о правильном хранении учебных принадлежностей. Библиотека, переплет, форзац, обложка. Буклет. Агитбригада о бережном отношении к хлебу. Профессии хлебороб, пекарь. Профессии цветовод, медсестра. Создание эскизов для кормушек. Охрана природы. |
Наши руки не знают скуки. | 9ч | Композиция. Конструирование изделий новогодней тематики. Украшения к празднику. |
Наша школа – чистый и цветущий сад. | 11ч | Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Эскиз проекта. Сбор растений. Дизайн помещения. Создание каталога растений. Профессии связанные с сельским хозяйством. |
Всего: | 34ч |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Корректировка | Темы | |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |||
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |||
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |||
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |||
5 | Коллективная работа «Я - дежурный по классу». | |||
6 | Коллективная работа «Я - дежурный по столовой». | |||
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |||
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |||
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |||
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |||
11 | «Книжкина больничка». | |||
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |||
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |||
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |||
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |||
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |||
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |||
18 | Беседа «Живи, цветок». | |||
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |||
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |||
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |||
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |||
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |||
24 | Оформление стенгазеты «Я - мамин помощник». | |||
25 | Операция «Чистая школа». | |||
26 | Акция «Книжки - малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |||
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |||
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |||
29 | «Книжкина больничка». | |||
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |||
31 | Операция «Чистый двор». | |||
32 | Операция «Послушная метелка». | |||
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». |
2 класс
№ п/п | Дата | Корректир | Тема. | Деятельность | ||
Наши добрые дела. 14 ч | ||||||
1 | сент | Организация дежурства в классе. Ежедневные обязанности дежурных. | Оформление графика дежурства. Объединение в пары. | |||
2 | сент | Бережное отношение к школьному имуществу. | Встреча с завхозом школы. | |||
3 | сент | Чужих стариков не бывает | Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. | |||
4 | сент | Проект «День любимых бабушек и дедушек» | Создание поздравительных открыток, представление презентаций «Моя бабушка» «Мой дедушка». | |||
5 | окт | Моя бабушка – школьница | Из истории российского образования. Беседа. | |||
6 | окт | Проект. «Я, ты, мы, наша учительница- дружная семья» | Создание газеты. Составление статей, сочинение стихов о своем классе и своих друзьях. | |||
7 | нояб | Операция « Покормите птиц зимой» | Изготовление кормушек и развешивание в доступных местах. | |||
8 | нояб | Операция « Покормите птиц зимой» | Создание листовок на тему «Покорми птиц» | |||
9 | нояб | Проект «Мои домашние животные». Забота о братьях наших меньших. | Составление сочинений, сочинение стихов, | |||
0 | нояб | Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё» | подготовка рисунков на тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов. | |||
11 | окт | Рейд «Береги учебник» | Подготовка листовок о бережном отношении к учебникам. Проведение рейда и оказание помощи. | |||
12 | февр | Проект «Как поздравить наших пап». | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений. Создание галереи «Папа может всё что угодно» | |||
13 | март | Проект. «Милым мамочкам» | Создание поздравительной газеты, создание фильма для праздника. | |||
14 | май | Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» | Подготовка концертного номера и поздравительной посылки. | |||
Наши руки не знают скуки. 11 ч | ||||||
15 | дек | Содержи в порядке книжки и тетрадки" | Постоянно следить за чистотой обложек у книг и тетрадей. | |||
16 | янв | «Как трудится моя семья» | Создание альбома "Как трудится моя семья» | |||
17 | февр | "Книжкина больница" | Ремонт книг из детской библиотеки | |||
18 | февр | "Книжкина больница" | Ремонт книг из детской библиотеки | |||
19 | март | "Данила - мастер" | Работа над проектом «Волшебный цветок для мам» | |||
20 | дек | Операция "Чистюлька" | Уборка классной комнаты. | |||
21 | февр | Операция "Чистюлька" | Уборка классной комнаты. | |||
22 | апр | Операция "Чистюлька" | Уборка классной комнаты. | |||
23 | дек | Проект «Мастерская Деда Мороза» Наша елочка сияй. | Подготовка новогодних игрушек для уличной елки. | |||
24 | дек | « Веселые новогодние поделки» | Изготовление украшений для класса | |||
25 | янв | Снежные фигуры. | Участие в изготовлении снежных фигур в детском саду. | |||
Наша школа – чистая школа и цветущий сад. 9ч | ||||||
26 | янв | Школа – цветущий сад | Уход за комнатными растениями | |||
27 | март | Школа – цветущий сад | Уход за комнатными растениями | |||
28 | апр | Школа – цветущий сад | Уход за комнатными растениями | |||
29 | окт | Трудовой десант. | Уборка территории школы | |||
30 | май | Трудовой десант. | Уборка территории школы | |||
31 | май | Трудовой десант. | Уборка территории школы | |||
32 | апр | Проект «Мы за чистую школу» | Разработка эскизов, создание макетов « Школа будущего» | |||
33 | апр | Проект «Мы за чистую школу» | Защита проектов. | |||
34 | май | Подведение итогов. |
3 класс
№ | Дата | Корректир | Тема | Деятельность |
Наши добрые дела. – 11 часов | ||||
1 | Мой вклад в работу класса. | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. | ||
2 | «Что значит быть бережливым?» | Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.Создание листовок. | ||
3 | «Береги воду!» | Беседа о бережном отношении к воде. Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы. | ||
4 | «Береги воду!» | |||
5 | Акция «Мы уважаем старших!» | Оказание помощи пожилым людям. (уборка усадьбы от опавшей листвы) | ||
6 | Акция. «Люди с ограниченны- ми физическими возможностями такие же, как и мы с вами» | Подготовка листовок «Твори добро. Сбор средств для детей – инвалидов (игрушки, канцелярия и вещи, сделанные своими руками) | ||
7 | Акция. «Люди с ограниченны- ми физическими возможностями такие же, как и мы с вами» | |||
8 | Акция «Домик для птиц» | Изготовление скворечников и их развешивание. Наблюдение. | ||
9 | Акция «Домик для птиц» | |||
10 | Акция «Подарок ветерану» | Подготовка концертного номера и поздравительной посылки. | ||
11 | Акция «Подарок ветерану» | |||
Наши руки не знают скуки.- 10 часов | ||||
12 | «Мы творим чудеса» | Изготовление поделок из природного материала. | ||
13 | «Мы творим чудеса» | |||
14 | «Что могут сделать наши руки?» | Изготовление кукол для настольного театра. | ||
15 | «Что могут сделать наши руки?» | |||
16 | Выставка – проект «Мы творим чудеса» | Подготовка к выставке «Моё творчество» Презентация проекта. | ||
17 | Выставка – проект «Мы творим чудеса» | |||
18 | «Мы сами мастера» | Изготовление открыток, поделок, украшений к новогоднему празднику. | ||
19 | «Мы сами мастера» | |||
20 | Мой подарок для папы. | Изготовление поздравительной открытки. | ||
21 | Мой подарок для мамы. | Изготовление поздравительного панно. | ||
Наша школа – чистый и цветущий сад. – 13 часов | ||||
22 | Сбор листьев для гербария. Проект «Осенние мотивы». | Изготовление коллективного панно. | ||
23 | Сбор листьев для гербария. Проект «Осенние мотивы». | |||
24 | Цветочный праздник «Чудеса природы» | Составление цветочных композиций из цветов, выращенных на своей клумбе. | ||
25 | Папка-гербарий «Мои любимые цветы» | Презентация гербариев. | ||
26 | Папка-гербарий «Мои любимые цветы» | |||
27 | Цветы для моей клумбы. | Изготовление пакетиков для семян, сортировка, посадка, уход. Знакомство с новыми сортами цветов. | ||
28 | Цветы для моей клумбы. | |||
29 | Как растут мои цветы. | Уход за рассадой, пикировка, высадка на клумбы. | ||
30 | Как растут мои цветы. | |||
31 | Как растут мои цветы. | |||
32 | Как растут мои цветы. | |||
33 | Как растут мои цветы. | |||
34 | Как растут мои цветы. |
4 класс
№ | Дата | Корректировка | Тема | Деятельность |
1 | «Всякая вещь трудом создана». | Изготовление пособий для наглядности дошкольникам и первоклассникам. | ||
2 | Рейд-смотр «Как живешь учебник» | Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников. Подготовка листовок о бережном отношении к учебникам. | ||
3 | Рейд-смотр «Как живешь учебник» | |||
4 | «Всегда найдется дело для умелых рук» | Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов. Участие в традиционном конкурсе осенних поделок | ||
5 | «Всегда найдется дело для умелых рук» | |||
6 | «Крошка хлеба на землю упала» | Подготовка презентации о бережном отношении к хлебу. Выступления в форме агитбригады о бережном отношении к хлебу. | ||
7 | «Крошка хлеба на землю упала» | |||
8 | «Крошка хлеба на землю упала» | |||
9 | «Чем я могу помочь школе» | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. | ||
10 | Трудовой десант | Уборка класса | ||
11 | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь! » | Агитационная работа по охране природы. | ||
12 | «Давайте же вместе . ребята, родную природу беречь! » | |||
13 | «Давайте же вместе . ребята, родную природу беречь! » | |||
14 | «Что могут сделать наши руки» | Конструирование изделий новогодней тематики. | ||
15 | «Что могут сделать наши руки» | Конструирование изделий новогодней тематики. Участие в новогодней выставке. | ||
16 | «Что могут сделать наши руки» | |||
17 | «Что могут сделать наши руки» | |||
18 | Операция «Кормушка» | Создание эскизов для кормушек. Изготовление кормушек дома. Развешивание в окрестности | ||
19 | Операция «Кормушка» | |||
20 | Конкурс «Золотые руки моей семьи» | Творческий конкурс. Создание альбома "Как трудится моя семья» Творческий конкурс | ||
21 | Конкурс «Золотые руки моей семьи» | |||
22 | Конкурс «Золотые руки моей семьи» | |||
23 | «Буду маме помогать, буду всюду убирать» | Подготовка буклета «Маленькие домашние хитрости». | ||
24 | Операция «Книжка заболела» | Оказание помощи библиотекарю. Мелкий ремонт брошюр. | ||
25 | Творческий проект «Быть в школе зимнему саду» . | Подготовка эскизов проекта. Сбор растений. Дизайн помещения. Создание каталога растений. | ||
26 | Творческий проект «Быть в школе зимнему саду» . | |||
27 | Моя клумба. Подготовка почвы для посадки семян. | Отбор, обеззараживание, удобрение земли для посадки семян. Отбор семян. Маркирование | ||
28 | Моя клумба. Подготовка семян. | |||
29 | Моя клумба. Посев семян цветов. | |||
30 | Трудовой десант | Уборка школьного двора, спортивных и игровых площадок. | ||
31 | Трудовой десант | Уборка класса. | ||
32 | Моя клумба. Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. | Выращивание растений для школьной клумбы | ||
33 | Моя клумба. Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | Уход за посевами (полив, рыхление) | ||
34 | Моя клумба. Высадка рассады в грунт на территории школьного двора | Уход за высаженными растениями |
Технические средства: телевизор, ноутбук, проектор.
Оборудование: двухместные столы с комплектом стульев, доска с экраном
Литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.
13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999
14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Общественно полезный труд"
В реферате описывается трудовая и общественно полезная деятельность детей коррекционной школы-интернат, а также виды этой деятельности по годам обучения. Далее описывается процесс формирования навыка ...
Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).
Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора: Использован...
Итоги экзамена по общественно- полезному труду в классах со со сложной структурой дефекта
В сообщении излагаются этапы подготовки к экзамену по профильному труду в классах со со сложной структурой дефекта...
Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд.
Выступление на августовской конференции на тему "Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд"....
Рабочая программа "Общественно-полезный труд" 5 класс
Рабочая программа по предмету "Общественно-полезный труд" для учащихся 5 класса с индивидуальными особенностями, занимающихся по соответствующему виду адаптированной учебной программы....
Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство"
Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство" предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиея младших и средних классов учатя ухаживать за к...
Общественно-полезный труд на пришкольном участке
Общественно-полезный труд на пришкольном участке...