"Исследовательская и общественно-полезная деятельность по охране природы, как условие формирования экологической культуры школьника во внеурочное время"
материал по теме
Обобщение педагогического опыта учителя географии и руководителя школьного лесничества "СОКОЛ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_2010.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа»
Суздальский район
Владимирская область
«Исследовательская и общественно-полезная
деятельность по охране природы, как условие
формирования экологической культуры
школьника во внеурочное время».
учитель географии
первая квалификационная категория
Ежкина Наталья Алексеевна
2010год
Оглавление:
- титульный лист
- тема
- актуальность
- экологическая культура (определение)
- ведущая педагогическая идея
- цель
- задачи
- технология (формирование экологической культуры)
- виды деятельности
10. критерии и показатели результативности 11. результативность
Актуальность.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» указывается, что модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего среднего образования сформулированы ЦЕЛИ изучения географии в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне. Они и способствуют формированию современной личности как на уроках, так и во вне урочное время:
- освоение системы географических знаний об особенностях и
взаимосвязях природы, населения и хозяйства, о целостном,
многообразном и динамично изменяющимся мире, об окружающей среде,
о путях ее сохранения и рационального использования;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей для умения ориентироваться в окружающей географической
действительности и для решения проблем взаимодействия природы и
общества;
- воспитание любви к своей малой и большой Родине, уважения к
другим народам и культурам, деятельно-ценностного отношения к
окружающей среде;
-использование географических знаний и умений в повседневной жизни, в адаптации к условиям проживания на определенной территории, для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды в пространственно-временной конкретности.
Выполнение школьных исследовательских работ отвечает концепции профильного обучения, предусмотренного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся. Исследовательская деятельность старшеклассников способствует преемственности между школой и вузом.
Школьный исследовательский проект - это связывающее звено между учебной и научно-исследовательской работой. Самостоятельное добывание знаний, необходимых в исследовательской работе, делает процесс воспитания в школе активным и личностно значимым.
Теоретическая база опыта
В основу данной работы положена концепция развивающего обучения. Её идеи и принципы формировались под влиянием психологов Л.С. Выгоцкого и Н.А. Менчинской.
Теоретические положения получили развитие в работах педагогов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и других.
Сущность природоохранной и исследовательской деятельности заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом (Г.В. Ренкина, Е.В. Заика). При такой организации учебного процесса учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобрести мотив к саморазвитию. Субъективность ученика означает, что он знает свои действия: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания, что при этом изменится в нём самом и нужно ли ему это.
Ряд учёных (Л.С. Выгоцкий, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важными из них, относящиеся, в том числе к исследовательской деятельности, являются следующие принципы:
• процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в
усвоении материала и данного вида деятельности.
- при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы привело бы его в зону ближайшего развития. То есть для решения поставленных задач должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к литературе, наблюдения, исследования, консультации.
- для эффективного развития учеников важно предусмотреть для каждого из них "ситуацию успеха", т. е. предлагать такие задачи и исследовательский работы, с которым ребёнок обязательно справится.
- ученик должен понимать процесс исследования.
Экологическая культура личности предполагает наличие у любого человека определенных умений, знаний, убеждений и готовности к практическим действиям, согласующимися с требованиями бережного отношения к природе.
Ведущая педагогическая идея.
Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы жизни на Земле.
Мы живем в бурное время, когда происходит оценка ценностей, когда за спорами, дискуссиями нам бы не забыть самое главное - наших детей, наше будущее. Вспышки насилия, жестокости, криминогенная обстановка возмущают и порождают извечно русский вопрос: «Что делать?». А поправить нашу жизнь можно только через возрождение нравственности. Такое нравственное начало призвана давать наука география. Педагогическая наука учит: детство - очень важный период формирования личности человека, его совести, идеалов, доброты, милосердия. Мир детских и подростковых чувств очень хрупок: если учитель воздействует не на те струны, то наши питомцы прячут свои способности в себе, перестают интересоваться разнообразием мира, становятся серыми и безразличными. В нашей школе воспитание нравственности идет через экологическое воспитание и образование, через взаимодействие с природой. В повышении уровня общего развития ученика, его нравственности и интеллекта большое значение имеет география, особенно внеклассная работа по экологии.
С учетом того, что в учебных планах будут сокращены часы, отведенные на изучение естественных наук: географии, биологии, химии, целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на уроках, но и во внеклассной работе. С этой целью в нашей школе было создано школьное лесничество, которое помогает решать эти задачи.
Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой:
- во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет
быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;
- во-вторых участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности;
- в -третьих, участие дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
- в-четвертых, добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело;
в-пятых, развивает творческие способности, такие как изобретательность, воображение;
- в-шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического
образования.
Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Объект исследования - организация исследовательской и общественно-полезной деятельности по охране природы с учащимися во внеурочное время.
Предметом исследования - процесс воспитания экологической культуры учащихся в рамках внеклассной деятельности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Создание условий для воспитания экологической культуры и уважительного отношения к миру природы через исследовательскую и общественно-полезную деятельность.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Если во внеклассной работе я буду воспитывать экологическую культуру, посредством природоохранной и исследовательской работы, то ребята расширят свой кругозор, проявят интерес к экологическим проблемам, научаться бережно относиться к природе.
ЗАДАЧИ:
- изучить и проанализировать литературу и существующий опыт по исследовательской работе учащихся во внеурочное время;
- выявить детей, желающих заниматься в школьном лесничестве;
- организовать природоохранную деятельность учащихся для повышения уровня знаний по экологической культуре;
- разработать пакет диагностики, позволяющий определить эффективность природоохранной деятельности;
- на основе диагностических данных проанализировать качество воспитания экологической культуры.
Технология формирования экологической культуры:
- Формирование знаний на уроках географии при прохождении тем, связанных с охраной природы;
- Организация школьного лесничества и занятия кружка «Юный лесовод»;
- Природоохранная деятельность.
- Проведение исследовательских работ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. ПРИРОДООХРАННАЯ РАБОТА:
- изготовление скворечников, кормушек для птиц;
- сбор семян для корма птицам;
- подкормка птиц в зимнее время;
- очистка родников и мест отдыха в лесу от мусора;
- весенняя посадка лесных культу, мелиорация;
- рейды в лес весной, в период сокодвижения, для охраны деревьев; У. проведение экологических мероприятий среди учащихся школы;
- составление и развешивания листовок в населенных пунктах с целью охраны природы (листовки противопожарной безопасности, правильной утилизации мусора, правила поведения в лесу);
- создание экологической тропы в лесу;
10. летние многодневные экспедиции по изучению родного края;
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Технология исследовательской работы
Содержание этапа \ Деятельность учащихся I Деятельность
I ___ {учителя
Отбор источников Планирование информации и выбор деятельности,
Этапы работы
Погружение в работу-
Планирование работы
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы работы, определение ее цели и задач.
способов
представления
конечного
результата
деятельности.
Обсуждение предложенной для изучения информации, целеполагание, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, если необходимо создание групп.
определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в группах.
Постановка проблемы, мотивация и объединение цели работы, оказание помощи в создании учащимися групп. Объявление учащимся консультативной группы учителей-предметников. Необходимая консультация и организационная помощь.
Поисково-информационная деятельность | Работа с источниками информации: поиск, отбор,анализ и обобщение полученных сведений. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования. | Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций с учителями других предметов. Наблюдения. |
Результаты и выводы | Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формирование выводов. | Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультации с учителями предметниками. Оформление результатов, подготовка материала для защиты работы, создание презентаций. | Консультативная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками. |
Презентация (защита работы) | Открытый отчет участников проекта о проделанной работе. | Демонстрация результатов проделанной работы каждой группой. | Участие в обсуждении. |
Оценка процесса и результативность работы | Оценка конечного результата деятельности, Анализ и обобщение работы в целом. | Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого, а также всей группы. Самооценка реализации поставленной цели. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов работы |
Критерии и показатели результативности:
1. Привлечение к общественно-полезной и исследовательской деятельности:
а) интерес
б) желание работать в природе
в) количество ребят, занимающихся природоохранной
деятельностью
2. Эффективность общественно-полезной и исследовательской деятельности по охране природы
Диагностическая карта
Мотивация сформированности общественно-полезной и исследовательской деятельности
во внеурочное время.
вопросы | Ответы по 10-бальной системе |
1. здесь мои друзья | 12 3 4 5 6 7 8 (9) 10 |
2.мы организуем различные полезные дела | 1234 5678 9 (10) |
3. у нас хороший руководитель | 123456789 (10) |
4. больше некуда было идти | 12 3 4 5 (6) 7 8 9 10 |
5. здесь каждого уважают и ценят | 1 2 3 4 5 6 7 8 (9) 10 |
6. у тех, кто работает здесь красивые значки | 12345678 9 (10) |
7. мы помогаем младшим и старшим | 123456789 (10) |
8. здесь помогают друг другу, не дают в обиду | 1234567 8 (9) 10 |
9. здесь я много узнаю, многому научусь | 123456789 (10) |
10. здесь интересно проводить | 12 3 4 5 6 7 8 9 10) |
11. мне все равно в каком | 12 3 4 5 (6) 7 8 9 10 |
12. здесь часто награждают грамотами и подарками грамотами и подарками | 12 3 4 5 6 7 8 (9) l0 |
13. здесь ребята часто ходят в походы и на экскурсии | 123456789 (10) |
Диагностическая карта
эффективности общественно-полезной и исследовательской деятельности
Вопросы | Ответы по 10-бальной системе |
1. Я люблю проводить свободное время в лесу, наблюдая за изменениями в природе. | 12 3 4 5 6 7(8)9 10 |
2. Я очень переживаю, когда люди, отдыхая на природе, нарушают ее равновесие | 12 3 4 5 6 7 8(9)10 |
З.Я стараюсь исправить неблагоприятную ситуацию в природе, если это возможно. | 12 3 4 5 6 7 8(9)10 |
4. Я с огромным желанием и | 12 3 4 5 (7) 8 9 10 |
5. В выходные дни или в каникулы | 12 3 4 5 6(5)8 9 10 |
6.Я очень люблю животных | 12345678 9(10) |
7. Я хотел бы дома иметь свой | 12 3 4 5 6(7)3 9 10 |
8. Дома я выращиваю комнатные растения растения. | 12345678 9(10) |
9. Около своего дома и в поселке я с удовольствие сажаю деревья. | 12345678 9(10) |
10. Мне нравится принимать | участие в различных конкурсах: хочется рассказать о своей работе, послушать, чем занимаются другие, познакомиться с ребятами, занимающимися природоохранной | 12 3 4 5 6 7(8)9 10 |
11. Я хочу, чтобы мои друзья тоже занимались в школьном лесничестве. | 123456789 (10) |
.
Результатом
природоохранной и исследовательской деятельности является:
Всероссийские мероприятия:
- - участие в историко-краеведческом марафоне «Зеленая
планета», посвященном 180-летию российского лесничества в
г. Москва, за что награждены грамотой в 2006-2007 учебном
году (приложение);
- участие во Всероссийском эколого-просветительском
марафоне «Зеленая неделя - 2007» в г, Москва (итоги еще не
подводили)
Межрегиоиалъные мероприятия:
- участие в Межрегиональных выставках «Зеленая неделя» в
2005, 2006, 2007 годах, за что награждены благодарственным
письмом департамента лесного хозяйства (приложение);
Областные мероприятия:
- участие в областном конкурсе на лучшее школьное лесничество в 2005-2006 учебном году, за что были награждены грамотой Департамента образования (приложение);
- участие в областном конкурсе на лучшее школьное лесничество по итогам 2006-2007 учебного года (итоги не подводили);
- участие в областном конкурсе юных экологов и лесоводов в
составе команды Суздальского района в 2006 году - Филатова
Дарья 8 место;
- участие в конкурсе «Подрост» по итогам 2006-2007
учебного года (итоги не подводили);
Районные мероприятия:
- участие в конкурсе на лучшее общеобразовательное учреждение по эколого-просветительской работе за 2006-2007 уч. год (грамота),
- участие в конкурсе на лучшее общеобразовательное учреждение по эколого-просветительской работе за 2007-2008 уч. год ( итоги не подводили);
выставка «Урожай - 2006» - грамота за 1 место (приложение),
- - рефераты, проекты, представляемые на районных
научно-практических краеведческих конференциях:
а) «Барский лес - природный заказник» - 2005 г. - 5 место
б) « Возродим родники нашего поселка» - 2007 г. - грамота
за 3 место (приложение)
в) «Экологическая тропа» - 2007 г. - 4 место
г) «Лесные пожары» - 2007 г.
д) говимся к участию в районной акции «Я - гражданин»
- на территории Суздальского района посажено 45 га лесных культур за период 2005-2007 года;
- расчищено и взято под охрану 3 родника;
- изготовлено 50 скворечников и 15 кормушек, их развесили на территории школы, детского сада и леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время
В современном мире возрастает актуальность экологических знаний. Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...
Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения....
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"
В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследова...
«Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала» Инновационный образовательный проект
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.В школе накопилась определенная система воспитания. Накопл...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....