Выступление на МО Формирование жизненных компетенций через отношение к малой Родине на уроках географии
материал

Выступление на МО Формирование жизненных компетенций через отношение к малой Родине на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование жизненных компетенций через отношение к малой Родине на уроках географии».

Сообщение на методическом объединении.



Подготовила: Протонина И.В., 

учитель географии

Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Поскольку миграция выпускников коррекционных школ мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи. Учитывая значимость знаний о своей местности для детей с ОВЗ, программы коррекционных школ содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Московской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

- в начале урока, во вступлении;

- при актуализации знаний;

- при изучении нового материала;

- при закреплении;

- в домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

- социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

- воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Составляя рабочую программу по предмету, я указываю региональный компонент в специальном разделе.

О величии нашей Родины уместно говорить при  изучении курса географии России.  Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с Россией. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах, об истории   формирования территории, о русском человеке и его характере. О том, что ее населяют разные народы, но все они трудятся во благо  своей Родины и едины в любви к ней.  Говоря о внутренних водах России,  воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно вспоминаем о том, что речушки нашей малой родины – часть больших, могущественных  рек.

  Изучение   формирования  народных  промыслов  показывает,  что  они  выросли  из  семейной  традиции  передачи  мастерства  от  старшего  поколения  к  младшему,  а  следовательно,  показывают  важность  семьи,  что  в  последнее  время  является  очень  важным  аспектом,  способствует  воспитанию  патриотических  и  духовных  основ  личности  старшеклассника  за  счет  предоставления  им  знаний  о  культуре  разных  географических  районов,  в  том  числе  о  народном  искусстве,  как  части  общемировой  культуры. При изучении этих тем снова уместно использовать ресурсы музея, в частности материал о земляках народных умельцах. А по возможности провести экскурсию в мастерскую одного из таких людей.

Одно из средств патриотического воспитания на уроке географии - использование дополнительной литературы. Это и  статьи из журналов, газет, и отрывки из  художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес учащихся, волновать чувства.

На уроках краеведения  также можно использовать возможности музея, где  собран  материал о выдающихся земляках, участниках войн, героях труда, учителях, родителях и других людях.

Таким образом,  уроки географии и краеведения в школе  способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

Доклад "Формирование ценностного отношения к малой родине у учащихся малокомплектной сельской школы"

Опыт образовательных организаций в деле организации работы с родителями....

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"

В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела....

Формирование патриотического отношения к малой Родине

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе у каждого человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам ....

«Формирование жизненных компетенций обучающихся через уроки профессионального трудового обучения»

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ через уроки профессионального трудового обучения....